Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Е.А. Ковешниковой
Судей И.В. Андриановой, В.Б.Белоусовой
При секретаре О.Г. Герасимовой
Рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 ноября 2015 года,
по гражданскому делу по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах Гладышева А.А. к администрации г.Тамбова, управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании права на обеспечение жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гладышев А.А., участник Великой Отечественной войны, инвалид второй группы, проживает с дочерью Ермолаевой Н.А. и сыном Гладышевым А.А., в принадлежащем ему ***.
Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Тамбов от 25.01.2013 года N555, от 07 апреля 2015 года N16 указанный жилой дом признан подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации города Тамбов от 29 октября 2015 года N8046 Гладышеву А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек, в связи с тем, что предоставлены документы, которые не подтверждают его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ( п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ).
Общая площадь жилого дома 88,3 кв.м., в том числе жилая - 56,2 кв.м., на данной площади зарегистрированы три человека( решением Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 года N675 установлена учетная норма жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городе Тамбов не более 14,0 кв.м. общей площади на одного человека), постановлением администрации города Тамбов от 21 мая 2015 года *** жилой *** признан подлежащим капитальному ремонту.
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд в интересах Гладышева А.А. с иском к администрации г.Тамбова о признании за Гладышевым А.А. право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья и обязании Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить Гладышеву А.А. субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Исковые требования мотивированы тем, что по наличию инженерных конструкций дом, в котором проживает Гладышев А.А., участник Великой Отечественной войны, не соответствует требованиям п. 12 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения негодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ N47 от 28.01.2006г. Отсутствие условий для выполнении гигиенических процедур (ванная и туалет) в доме делает невозможным удовлетворение в полном объеме ветераном бытовых нужд, связанных с проживанием в жилых помещениях, что не соответствует требованиям п.20 Положения. Ветеран ВОВ Гладышев А.А. проживает в неблагоустроенном жилом помещении и по своему состоянию здоровья и в силу отсутствия достаточных денежных средств лишен возможности собственными силами и за счет собственных средств благоустроить занимаемое им жилое помещение, чтобы обеспечить в доме набор необходимых коммунальных услуг в виде централизованного водоснабжения, водоотведения и канализационного сброса.
Право на получение социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением Гладышев А.А. имеет в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", подп.4 п.1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах", Закон Тамбовской области от 31.03.2009г. N511-3 "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий", Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в РФ".
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 19 ноября 2015 года постановлено:
Признать за Гладышевым А. А. право на получение социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья.
Обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области предоставить Гладышеву А.А. субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения. Автор жалобы указывает, что поскольку Гладышеву А.А. отказано в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то он не имеет право на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения на основании ФЗ "О ветеранах".
В возражениях на жалобу прокурор просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Гладышев А.А., участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., инвалид второй группы, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в силу возраста и состояния здоровья не может проживать в неблагоустроенном жилом помещении, имеет право на получение субсидии на приобретение жилья в соответствии со ст. 15 ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 N30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно названному Указу Президента РФ от 09.01.2010 года N30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года N714 " Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г." право на получение жилых помещений предусмотрено для тех граждан - ветеранов ВОВ 1941-1945г.г., которые уже признаны в установленном законом порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, независимо от очередности.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством, недостаточно наличие одного статуса ветерана ВОВ или инвалида.
Закона Тамбовской области от 31.03.2009года N511-3( в ред. от 23.07.2015 года) "О предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" устанавливает форму и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данный Закон предусматривает право граждан, указанных в п.1 ст.1 настоящего Закона, на обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005года.
В силу п.3 части 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, и лица, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с названным Положением органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным(непригодным) для проживания.
Из материалов дела видно, что заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации города Тамбов от 25.01.2013 года N555 от 07.04.2015 года жилой *** признан подлежащим капитальному ремонту.
Ссылка на п.12 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года N47 ( в ред.от 25.03.2015года) "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", которым предусмотрено, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами(электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение, нельзя признать состоятельной. Так как в силу п.41 названного выше Положения отсутствие системы центральной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
Проанализировав указанные выше нормы материального права, коллегия приходит к выводу, что при отсутствии решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания, и проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отсутствует.
Кроме того, из материалов дела видно, что Администрацией города Тамбова предлагалось согласовать сроки строительства канализации непосредственно до территории частного домовладения за счет средств городского бюджета - города Тамбов. Проживающие в доме N233 лица отказались выполнять канализацию внутри дома. Домовладение имеет выгребную яму.
В целях улучшения жилищных условий А.А.Гладышеву было предложено благоустроенное жилое помещение в специализированном жилом доме по адресу: ***. Согласие на вселение не поступило.
При таком положении решение суда подлежит отмене, иск оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбов от 19 ноября 2015 года отменить.
В иске прокурору Октябрьского района г.Тамбова в интересах Гладышева А.А. к Администрации г.Тамбова, управлению социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о признании права на обеспечение жилым помещением отказать.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.