Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Е.А. Ковешниковой
Судей И.В. Андриановой, М.В. Архиповой
При секретаре Ю.Е.Труновой
Рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления социальной защиты и семейной политики в Тамбовской области на решение Инжавинского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года,
по гражданскому делу по иску Кондрашовой Е.В. к Администрации Инжавинского района, Управлению социальной защиты и семейной политики в Тамбовской области о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, о включении в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кондрашова В.В. 1991 года рождения, обратилась с иском к Администрации Инжавинского района, Управлению социальной защиты и семейной политики в Тамбовской области, просила признать ее лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшей свое право на обеспечение жильем, восстановить ей срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, мотивируя это тем, что у нее в собственности жилье отсутствует. Во включении в список лиц, из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и предоставлении жилого помещения ей было отказано в связи с достижением 23-летнего возраста. Должностные лица и уполномоченные органы не разъяснили ей, что она имеет право на предоставление жилого помещения, поэтому своё право на обращение с заявлением об обеспечении жилым помещением с 18 лет до 23 лет она не реализовала в силу правовой неграмотности. Также просила обязать ответчиков предоставить ей жилое помещение.
Решением Инжавинского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года постановлено:
Признать Кондрашову Е. В. лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья, не реализовавшей свое право на обеспечение жильем.
Восстановить Кондрашовой Е.В. срок для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать администрацию Инжавинского района Тамбовской области (орган опеки и попечительства) включить Кондрашову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Предоставить Кондрашовой Е.В, жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда.
В жалобе поставлен вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения. Автор жалобы указывает, что обязав администрацию Инжавинского района Тамбовской области включить Кондрашову Е.В. в список детей-сирот, суд нарушил нормы материального права вменив обязанность по ведению списка и включению в него органу, который на это не уполномочен.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия пришла к следующим выводам.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обстоятельства того, что Кондрашова Е.В. имела право однократно получить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений до 23 лет, не оспаривается сторонами.
Признавая причины пропуска Кондрашовой Е.В. срока для обращения с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений уважительными, суд первой инстанции в решении указал, что у истицы имелись объективные причины, препятствующие ей в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. О существовании срока для реализации права на обеспечение жильем она не знала, в известность ее никто не поставил.
В соответствии со ст.ст. 4, 5, 6, 8, ФЗ N 48 - ФЗ от 24 апреля 2008 г. "Об опеке и попечительстве", задачами государственного регулирования деятельности об опеке и попечительстве являются своевременное выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство; защита прав и законных интересов подопечных; обеспечение достойного уровня жизни подопечных. Достижение указанных задач осуществляется путем реализации органом опеки и попечительства своих полномочий по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и оказании им помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг. В нарушении перечисленных гарантий, установленных государством, Кондрашова Е.В. не была своевременно выявлена органом опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и как вследствие своевременно ее права, включая право на получение жилья, не были защищены.
Не согласиться с выводами суда об уважительной оценке пропуска срока для обращения с заявлением о включении ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, у коллегии нет оснований.
Вместе с тем, доводы жалобы о том, что суд обязал администрацию Инжавинского района Тамбовской области (орган опеки и попечительства) включить Кондрашову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, противоречат требованиям закона, заслуживают внимания.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона N159-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На территории Тамбовской области данная функция закреплена за Управлением социальной защиты и семейной политики области.
Следовательно, решение суда в этой части подлежит отмене. В силу закона такая обязанность должна быть возложена на Управление социальной защиты и семейной политики области.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.328, ст.330 ГПК РФ, коллегия
Определила:
Решение Инжавинского районного суда Тамбовской области от 20 ноября 2015 года в части наложения обязанности на администрацию Инжавинского района Тамбовской области (орган опеки и попечительства) включить Кондрашову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями отменить.
В этой части принять новое решение: Обязать Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области включить Кондрашову Е.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.