Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.
судей: Крашенинниковой М.В. и Нижегородцевой И.Л.
при секретаре судебного заседания Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционным жалобам Администрации г. Нижнего Новгорода, представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н.
на решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 декабря 2015 года
гражданское дело по иску Солнцевой Н.А. к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, администрации г. Н. Новгорода о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения представителя администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Гарцевой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Солнцева Н.А. обратилась в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода, администрации г. Н. Новгорода о защите жилищных прав. В обоснование требований ссылается на то, что является членом семьи нанимателя жилого помещения - квартиры по адресу: " ... ". В настоящий момент указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. До признания дома аварийным в квартире проживали и состояли на учете: С.В.А. (наниматель), Солнцева Н.А. (супруга нанимателя), С.А.В. (сын нанимателя), С.Р.А. (внук нанимателя), также в квартире фактически проживала С.А.О. (супруга сына нанимателя).
Распоряжением заместителя главы администрации Сормовского района г. Н. Новгорода N " ... " от " ... "2011 г. истица признана малоимущей, составом семьи из двух человек, была принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма семьей из двух человек.
Солнцева Н.А. является инвалидом " ... " группы, имеет психиатрическое расстройство, при котором в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Кроме того, по состоянию здоровья ей требуется обязательное диспансерное наблюдение, что дает ей право на дополнительную жилую площадь.
Просила суд признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь, возложить на ответчиков обязанность предоставить ей по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение - квартиру, состоящую из двух комнат, находящуюся на территории г.Н.Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м. и не более 60 кв.м., также просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда " ... " руб. в равных долях.
В судебном заседании представитель Солнцевой Н.А по доверенности Наумов А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Министерства социальной политики Нижегородской области, Администрации Сормовского района г. Нижнего Новгорода заявленные требования не признали, просили в иске отказать.
Решением Сормовского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 03 декабря 2015 года постановлено: Признать за Солнцевой Н.А. право на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.
Обязать администрацию г. Н. Новгорода предоставить Солнцевой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Н. Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с п.2 ст.58 Жилищного кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части иска Солнцевой Н.А. к администрации г. н. Новгорода отказать.
В удовлетворении иска Солнцевой Н.А. Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Сормовского района г. Н. Новгорода отказать.
В апелляционной жалобе Администрации г. Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права.
В апелляционной жалобе представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Заявитель жалобы полагает, что суд неправомерно возложил на Администрацию города Нижнего Новгорода обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке. В жалобе указано, что полномочным органом по обеспечению граждан жилыми помещениями является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям ст.327.1 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Право Солнцевой Н.А. на получение жилого помещения ответчиком не оспаривается.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1; ст. 18; ст. 19, ч.ч. 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с указанным, Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями ст. ст. 40 (ч. 3) и 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009 г. N 376-О-П, от 03.11.2009 г. N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 01.12.2009 г. N 1548-О-О, от 23.03.2010 г. N 330-О-О и N 331-О-О, от 19.10.2010 г. N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включение их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 17 указанного закона инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями ст. ст. 40 (ч. 3) и 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к которым в том числе отнесен хроническое и затяжное психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Судом установлено, что Солнцева Н.А. зарегистрирована по адресу: " ... ". Нанимателем указанной квартиры является супруг истицы С.В.А. В квартире по указанному адресу также были зарегистрированы и проживали С.А.В., С.Р.А., проживала, но не была зарегистрирована С.А.О.
Вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании Постановления администрации г. Н. Новгорода N " ... " от " ... "2015 г.
Распоряжением администрации Сормовского района г. Н. Новгорода N " ... " от " ... "2011 г. истица признана малоимущей составом семьи из двух человек.
Распоряжением администрации Сормовского района г. Н. Новгорода N " ... " от " ... "2011 г. истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, семьей из двух человек.
" ... " 2015 г. между администрацией Сормовского района г. Н. Новгорода и С.В.А. заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с условиями которого С.В.А. и членам его семьи Солнцевой Н.А., С.А.В., С.Р.А. предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат общей площадью 44,3 кв.м., жилой площадью 27,9 кв.м, по адресу: " ... ".
" ... " 2015 г. Солнцева Н.А. обратилась в администрацию Сормовского района г. Н. Новгорода с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с имеющимся заболеванием.
Письмом администрации Сормовского района г. Н. Новгорода от " ... " 2015 г. Солнцевой Н.А. разъяснено, что по состоянию здоровья она подходит под действие Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, дающее право на внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, и в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" имеет право на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилья.
" ... " 2015 г. истица обратилась в Министерство социальной политики Нижегородской области с заявлением о предоставлении жилого помещения в связи с имеющимся заболеванием.
Письмом Министерства социальной политики Нижегородской области Солнцевой Н.А. отказано в предоставлении жилого помещения.
Распоряжением администрации Сормовского района г. Н. Новгорода от " ... " 2015 г. N " ... " Солнцева Н.А., семьей из двух человек, снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Суд первой инстанции правомерно предоставил Солнцевой Н.А. жилое помещение в черте г. Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 13 кв.м с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ (Постановление Городской Думы г.Н.Новгорода от 16.03.2005 г. N 14).
Установив обстоятельства, имеющие юридическое значение для разрешения спора, руководствуясь положениями ст.ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 2, 11.1, 15 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области", Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, которым утверждены Перечни тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив на администрацию города Нижнего Новгорода обязанность предоставить Солнцевой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 13 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с п.2 ст.58 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н. о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями по указанным основаниям, несостоятельны и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание в силу следующего.
Частями 3, 4 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения указанных категорий граждан жилыми помещениями установлен Законом Нижегородской области от 30.09.2008 г. N 116-3 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районной и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Кроме того, согласно ст. ст. 8, 8.1 и 43 Устава г. Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 23.11.2005 г. N 91, обеспечение проживающих в г. Нижнем Новгороде и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям Администрации г. Нижнего Новгорода.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию города Нижнего Новгорода обязанность по предоставлению Солнцевой Н.А. жилого помещения.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню, требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из ст. 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 г.), предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установилтакое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Следовательно, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
При этом отмечается, что полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключают возможность ответчика предоставления истцу жилого помещения. Имеющийся сохраняющийся пробел в законодательном регулировании о порядке возмещении таких расходов субъекту Российской Федерации за счет средств федерального бюджета РФ может быть разрешен в отдельном судебном порядке, и не может служить препятствием для разрешения настоящего возникшего спора с участием гражданина.
При таких обстоятельствах Администрация г. Нижнего Новгорода правомерно признана судом надлежащим ответчиком по делу.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н. основаны на ошибочном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Доводы апелляционной жалобы представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н. о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, не могут быть приняты во внимание.
При рассмотрении дела суд первой инстанции, исходя из требований, предусмотренных в ст. 151 Гражданского кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств причинения истцу ответчиком каких-либо физических или нравственных страданий не представлено, в связи с чем верно отказал в удовлетворении требования о возмещении морального вреда.
Суд обязал администрацию г. Н. Новгорода предоставить Солнцевой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте г. Н. Новгорода, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, общей площадью не менее 13 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь в соответствии с п. 2 ст. 58 ЖК РФ. Однако судом не учтено, что в силу положений ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".
Солнцева Н.А. страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, включенными в указанный перечень, следовательно, имеет право на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза).
В соответствии с постановлением Городской Думы г. Нижнего Новгорода от 16.03.2005 г. N 14 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде", норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 13 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Применительно к данному делу суд апелляционной инстанции полагает возможным дополнить резолютивную часть решения указанием о предоставлении Солнцевой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, с учетом права на дополнительную площадь но не более 26 кв.м (13 кв.м + 13 кв.м дополнительной площади), в виде отдельной комнаты.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено. Требования статьи 198 ГПК РФ судом первой инстанции соблюдены.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Нижнего Новгорода, представителя Солнцевой Н.А. по доверенности Наумовой А.Н. - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием о предоставлении Солнцевой Н.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, находящегося в черте г. Нижнего Новгорода, отвечающего санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, с учетом права на дополнительную площадь, но не более 26 кв.м., в виде отдельной комнаты.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.