Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Пятовой Н.Л.
судей: Нижегородцевой И.Л.
и Крашенинниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Барской Я.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности С.А.Капишниковой
на решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода Нижегородской области от 08 сентября 2015 года
гражданское дело по иску Чибриковой О.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, территориальному отделению г. Нижнего Новгорода Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании действий об отказе по изменению формы обеспечения жилым помещением,
и, заслушав доклад судьи Крашенинниковой М.В., выслушав объяснения Чибриковой О.И., её представителя по доверенности Вязун Г.А.
УСТАНОВИЛА:
Чибрикова О.И. обратилась в суд с иском к ответчикам об оспаривании действий об отказе по изменению формы обеспечения жилым помещением.
Как указано в заявлении, " ... " г. истец получила письмо из отделения территориального г. Нижний Новгород, в котором сообщается, что отделение территориальное ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ на заявление от " ... "г. об изменении способа обеспечения меня жильем в соответствии со ст.4 федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010 г., что изменение формы обеспечения жилым помещением по линии МО РФ членов семьи, нуждающихся в обеспечении государственным жилищным сертификатом, законом не предусмотрено.
Данное решение, истец считает не законным и не обоснованным, нарушающее конституционное право на жилище по следующим основаниям:
Истец является вдовой " ... " Ч.С.В., проходившего военную службу в ВС РФ с " ... " г. по " ... " г ... Уволен по организационно-штатным мероприятиям приказом Командующего РВСН N" ... " от " ... " г., исключен из списков личного состава части приказом командира войсковой части 32193 N" ... " от " ... " г. с " ... " г ... Имеет календарную выслугу лет 20 лет 2 месяца. Военный пенсионер, ветеран военной службы. Умер " ... " г.
Истец и ее дочь Ч.Е.С. " ... " г.р., проживают в закрытом военном городке " ... " в служебной квартире.
Согласно распоряжению Правительства РФ N" ... " от 01.06.2000 года г. " ... " отнесён к закрытым военным городкам и присвоен порядковый номер " ... ". Согласно сообщению из государственно-правового департамента Нижегородской области исх. " ... " от " ... "г. в реестре административно-территориальных образований и сельских населенных пунктов Нижегородской области отсутствует населенный пункт с наименованием "" ... "". Земельный участок передан в бессрочное пользование в/ч 32193, с целью использования - земли для специального строительства.
Следовательно, истец проживает в ЗВГ, расположенном вне черты населённых пунктов со специальным режимом проживания граждан. Связь с МО РФ утратили, жилое помещение в ЗВГ истец должна освободить, так как жилой фонд ЗВГ предназначен для обеспечения жильём для временного проживания в связи с прохождением военной службы и трудовых отношений с МО РФ и предоставляется только на период данных отношений.
По месту прохождения военной службы жилой площадью для постоянного проживания истец и члены ее семьи не обеспечивались, свое согласие на увольнение супруг связал с оставлением в списках нуждающихся для обеспечения жилой площадью для постоянного проживания (протокол N" ... " от " ... " г.).
При увольнении с военной службы покойный супруг истца был уверен в том, что он будет обеспечен жилой площадью по избранному месту жительства в г. Нижний Новгород. Но обратившись в " ... " г. к командованию части супруг узнал, что он на учете не состоит, так как квартира, в которой проживают истец с дочерью, предоставлена для постоянного проживания, при этом разъяснив ему, что квартира на момент выделения не была переведена в категорию служебной постановлением главы администрации Д. Константиновского района.
Командование части разъяснило супругу истца, что он может написать рапорт на отселение из ЗВГ путем ГЖС в соответствии со ст. 15 п.14 ФЗ "О статусе военнослужащих". Ч.С.В. обратился в жилищную комиссию части, протоколом N" ... " от " ... " г. был включен в списки очередников на получение ГЖС, " ... " г. был включен в списки кандидатов на получение ГЖС по войсковой части 32193, утвержденные командиром части.
" ... " г. Ч.С.В. подписал с командиром части обязательство, что в связи с предоставлением жилой площади с помощью ГЖС обязуется сдать занимаемую жилую площадь в ЗВГ. " ... " г. комиссия войсковой части N32193 выдала справку о проверке жилищных условий с выводом, подтверждающим необходимость включить в списки кандидатов ГЖС.
" ... " г. список кандидатов на получение ГЖС на имя Ч.С.В. был учтен и подписан начальником Нижегородской КЭЧ под номером " ... " от " ... " г ... " ... " г. Ч. рапортом на имя командира части подтвердил участие в подпрограмме ГЖС.
Таким образом супруг истца с составом семьи 3 человека был признан очередником на получение ГЖС в соответствии со ст. 15 п.14 ФЗ "О статусе военнослужащих" с " ... " г..
В " ... " г. ЗВГ " ... ", в том числе учет нуждающихся, был передан из Нижегородской КЭЧ в 82 КЭЧ района.
" ... " г. Ч.С.В. обратился в жилгруппу 82 КЭЧ района, с заявлением с просьбой дать ответ по вопросам состояния на учете по подпрограмме ГЖС. В " ... " г. получил ответ от начальника 82 КЭЧ, что списки кандидатов на получение ГЖС отсутствуют. В результате действий Нижегородской КЭЧ списки были не переданы в 82 КЭЧ, а отправлены со слов сотрудников КЭЧ в Москву. В " ... " г. супруг истца обратился в жилищную комиссию части с заявлением на подтверждение участия в подпрограмме. Протоколом N" ... " от " ... " г., утвержденным командиром части, комиссия подтвердила необходимость включить Ч.С.В. в списки ГЖС. В соответствии с требованиями руководящих документов МО РФ до 20 июня года участники подпрограммы должны были подтверждать свое участие в подпрограмме.
Начальник отделения территориального ЗРУЖО не учел то обстоятельство, что согласно постановлению Правительства РФ N1054 от 06.09.1998 г. раздел 2 п.7 основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; что решением жилищной комиссии Ч.С.В. был оставлен в списках нуждающихся (протокол N " ... " списка распределения жилищной комиссии войсковой части 32193 от " ... " г.), имеет удостоверение на право пользования льготами.
После увольнения в запас супруг истца неоднократно обращался к командованию части об обеспечении жилой площадью по избранному месту жительства.
В " ... " г. Ч. обратился в ДЖО МО РФ с ходатайством о восстановлении в реестре нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Решением ДЖО был включен в единый реестр данных по жилью для военнослужащих МО РФ. Выписка из реестра от " ... " г подтверждает факт включения в реестр. Ч. " ... " г. обратился в ДЖО МО РФ с просьбой подтвердить факт обоснованного нахождения его в реестре. На его обращение из ДЖО МО РФ пришел ответ от " ... " г. N" ... ", в котором утверждается, что Ч.С.В. признан нуждающимся в жилом помещении с " ... " г. и имеет право на обеспечение жилым помещением. В выписке из реестра от " ... " г. и от " ... " г. данное положение подтверждено.
" ... " г. Ч.С.В. узнал, что в реестре появились изменения в способе обеспечения с квартиры на ГЖС. Он позвонил 19.02 и 20.02 в ДЖО с вопросом. В реестр опять внесли изменения с ГЖС на квартиру с датой постановки " ... " г ... И до " ... " г. состоял в реестре. В настоящий момент сведений в реестре нет никаких.
На основании вышеизложенного истец просит суд признать действия отделения территориального г.Нижний Новгород ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об отказе в изменении способа обеспечения жильем незаконным и необоснованным, обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ восстановить истца с составом семьи 3 человека в реестре нуждающихся в обеспечении жилой площадью по договорам социального найма по МО РФ, обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ принять решение об изменении способа обеспечения истца жильем в соответствии со ст.4 Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010 г. с ГЖС на квартиру по избранному месту жительства, для реализации права на жилище, предусмотренное статьей 15 Ф3N 76-ФЗ "О статусе военнослужащего", восстановить в реестре нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих по Министерству обороны РФ.
В судебном заседании истец Чибрикова О.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель истца Вязун Г.А. в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что Ч. было предоставлено служебное помещение в закрытом военном городке. В " ... " г. Ч. решением жилищной комиссии был поставлен на учет для улучшения жилищных условий. На момент увольнения со службы в " ... " г. Ч.С.В. состоял на учете. До настоящего времени нет сведений о том, что он снят с учета. При увольнении Ч. была выдана справка о льготах. Истец обратилась с заявлением об изменении способа обеспечения жилого помещения.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили дело рассмотреть в свое отсутствие, представители ответчиков направили письменные отзывы.
Принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Решением Советского районного суда г.Н.Новгорода Нижегородской области от 08 сентября 2015 года постановлено : Исковые требования Чибриковой О.И. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, территориальному отделению г. Нижнего Новгорода Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об оспаривании действий об отказе по изменению формы обеспечения жилым помещением удовлетворить частично.
Признать решение отделения (территориальное г. Нижний Новгород) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в изменении Чибриковой О.И. формы обеспечения жилым помещением, оформленное в виде письма от " ... " г. N" ... " незаконным.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ повторно рассмотреть заявление Чибриковой О.И. от " ... " г. об изменении формы обеспечения жилым помещением и обеспечением жилым помещением в первоочередном порядке.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности С.А.Капишниковой поставлен вопрос об отмене решения суда, как принятого с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы ссылается на то, что Ч.С.В. имел право на получение жилого помещения, которое должно было реализовываться через органы местного самоуправления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений поступивших на неё, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Чибрикова О.И. являлась супругой Ч.С.В., " ... " года рождения, умершего " ... " г.
Как следует из выписок из приказа командующего ракетными войсками стратегического назначения от " ... " г. N " ... ", а также командира войсковой части N " ... " от " ... " г. Ч.С.В. досрочно был уволен с военной службы в запас в связи со организационно-штатными мероприятиями, с " ... " г. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Календарная выслуга лет майора Ч.С.В. составляет 20 лет.
Таким образом, Чибрикова О.И. являлась супругой майора Ч.С.В., имеет право на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно ч. 1 ст. 15 данного Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Как следует из представленных материалов, майор запаса Ч.С.В. и члены его семьи проживали, а члены его семьи и вы настоящее время проживают по адресу " ... ". Данное жилое помещение находится в жилом фонде закрытого военного городка " ... ", согласно перечню закрытых военных городков, утвержденного распоряжением Правительства РФ N " ... " от 01.06.2000 г.
" ... " г. истцом было направлено начальнику ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (ФГКУ "Западрегионжилье") заявление о предоставлении жилья в первоочередном порядке.
В ответ на данное заявление письмом от " ... " г. начальником отделения (территориальное г. Нижний Новгород) ФГКУ "Западрегионжилье" истцу было сообщено, что так как она признана как член семьи нуждающегося в обеспечении государственным жилищным сертификатом, изменение формы обеспечения для данной категории граждан на предоставление жилого помещения и жилищной субсидии не предусмотрено.
Данный ответ истец полагает нарушающим ее права на предоставление жилого помещения.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о признании оспариваемого ответа должностного лица ФГКУ "Западрегионжилье" от " ... " г. N " ... " о невозможности изменения формы обеспечения жилым помещением незаконным исходя из следующего.
Абзацем первым статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года N 76-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент увольнения Ч.С.В. с военной службы) было установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сходные по своему смыслу правовые нормы закреплены и в действующей редакции абзаца первого статьи 15 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 23 вышеуказанного закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Судом достоверно установлено, что Ч.С.В., имеющий общую продолжительность военной службы 20 лет и уволенный с неё в связи со организационно-штатными мероприятиями, не был обеспечен жилым помещением, избрал после увольнения с военной службы постоянное место жительства, отличное от места прохождения им военной службы. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии у Ч.С.В. либо истца иного жилого помещения либо права на проживание в ином жилом помещении сторонами суду не представлено.
Согласно списку N " ... " от " ... " г. жилищной комиссии распределения жилой площади в гарнизоне Ч.С.В. с составом семьи 3 человека, безквартирный оставлен на учете улучшения жилищных условий.
Протоколом N" ... " от " ... " г. майор Ч.С.В. с членами семьи включен в список очередников на получение ГЖС, что также подтверждается обобщенным списком военнослужащих запаса, кандидатов на получение ГЖС до 2003 г., подлежащих отселению и не получивших ГЖС по войсковой части 32193.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г., учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Пунктом 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, установлено, что военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г. сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ в ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" введена часть 2.1, согласно которой с учетом, изменений, внесенных Федеральными законами от 02.11.2013 N 297-ФЗ, от 24.11.2014 N 360-ФЗ, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Кроме того постановлением Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 N 5-П п.т 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на его основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, признан не соответствующим Конституции РФ.
При таких обстоятельствах принимая во внимание вышеприведенные положения законов и подзаконных нормативно-правовых актов, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также того, что в силу п. 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, участие в подпрограмме является добровольным, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец как член семьи военнослужащего, уволенного с военной службы, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, проживающая в закрытом военном городке, имеет право на изменение формы обеспечения жилым помещением.
Судебная коллегия полагает, что судом при разрешении данного спора правильно определены правоотношения сторон и верно применен закон, их регулирующий, тщательным образом исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, и оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку они сделаны в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Нижнего Новгорода Нижегородской области от 08 сентября 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ по доверенности С.А.Капишниковой - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.