Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 25 февраля 2016 г. по делу N 33а-274/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО7,
судей:
ФИО8
при секретаре ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя командира войсковой части N ФИО4 на решение Воронежского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2015 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление подполковника ФИО1 об оспаривании действий командира названной воинской части, связанных с отказом в издании приказа о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения (далее - компенсация).
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
Как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и признанный в 2009 году нуждающимся в жилом помещении, проходит военную службу в войсковой части N, которая в 2014 году была передислоцирована из "адрес" в "адрес".
В июне 2015 года административный истец обратился к командиру воинской части с рапортом о выплате компенсации и издании соответствующего приказа, в чём ему было отказано, так он не признан нуждающимся в служебном жилом помещении.
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными упомянутые действия должностного лица и обязать командира воинской части издать приказ о выплате компенсации за период с июня по декабрь 2015 года.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление удовлетворил частично и обязал командира войсковой части N издать приказ о выплате истцу компенсации за период с июня по сентябрь 2015 года, в том числе с 13 июня по 27 августа того же года в увеличенном на 50 процентов размере. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1.
В обоснование жалобы её автор, ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей" (далее - Постановление) и Инструкции о порядке предоставления военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает на отсутствие оснований для выплаты административному истцу компенсации, поскольку она выплачивается военнослужащим только при условии невозможности их обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Утверждает, что ФИО1 на учёт военнослужащих, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями не принят, отсутствие жилья в городе Воронеже и невозможность его обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по месту службы уполномоченным органом не проверялась, а поэтому у него отсутствует право на получение компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Пунктом 3 ст. 15 Закона определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ.
Из изложенного следует, что обязательным условием для выплаты военнослужащему компенсации является его необеспеченность жилым помещением по месту службы и отсутствие у командования возможности предоставить военнослужащему служебное жилое помещение пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие, в том числе путём аренды жилья.
Необходимой же предпосылкой для реализации права на получение жилья ст. 52 ЖК РФ предусматривает постановку военнослужащего на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 заключил первый контракт в 1993 году, в 2009 году признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и объектов недвижимого имущества на территории Воронежской области, не имеет.
Из исследованных судом сообщений ведомственного жилищного органа и командования воинской части следует, что свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда в Воронежском гарнизоне в настоящее время не имеется.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки изложенному в жалобе, пришел к обоснованному выводу о том, что истец, будучи необеспеченным по месту службы служебным жилым помещением, вправе получить оспоренную им компенсацию за период с июня по сентябрь 2015 года, а потому верно возложил на командира войсковой части N обязанность по изданию соответствующего приказа.
При этом в этот период не требовалось и признание ФИО1 нуждающимся именно в служебном жилом помещении, поскольку сам факт его постановки в 2009 году на жилищный учёт для обеспечения социальным жильем и отсутствие служебного жилого помещения по месту службы является основанием к получению компенсации.
Об этом же свидетельствовал и абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона, в редакции, действовавшей до 13 ноября 2013 года, который устанавливал для военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающих с ними членам их семей, на первые пять лет военной службы предоставление служебных жилых помещений или общежитий, а при продолжении военной службы свыше указанных сроков предоставление жилых помещений на общих основаниях.
Вместе с тем постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2015 года N 989 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909" в постановление внесены изменения, вступившие в законную силу 30 сентября 2015 года, согласно которым выплата компенсации производится не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Установив, что ФИО1, после внесённых в Постановление изменений и по день вынесения проверяемого решения, в списках на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда не состоит, суд мотивированно отказал в удовлетворении остальной части требований административного истца за иной период.
С учётом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения гарнизонного военного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воронежского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2015 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.