Судья Курганского областного суда Лукиных Л.П., рассмотрев в городе Кургане 5 февраля 2016 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кургангидрострой" на постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 24 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением судьи Кетовского районного суда Курганской области от 24 декабря 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Кургангидрострой" (далее - ООО "Кургангидрострой") за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), привлечено к административной ответственности, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере " ... " руб.
В жалобе, поданной в Курганский областной суд, генеральный директор ООО "Кургангидрострой" Галузий А.Т. просит постановление судьи отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в ходе административного расследования не был установлен факт совершения административного правонарушения и время его совершения. В ходе расследования было установлено, что предполагаемое правонарушение было совершено ООО "Кургангидрострой" на территории земельного участка, где Общество осуществляет недропользование. Данную деятельность Общество проводит на основании договора аренды и лицензии. При этом, при оформлении права аренды на данный земельный участок были получены все необходимые согласования. Сведений о наличии обременений, ограничений в пользовании участка, особого режима недропользования не получено. Считает, что не подтверждена культурная ценность вновь выявленного объекта культурного наследия, а также не определена охранная зона данного объекта, о расположении и границах которой должен был быть уведомлен недропользователь. Обязанность по установлению границ охранной зоны объекта административным органом не была исполнена. Кроме того, проверочные мероприятия в отношении деятельности ООО "Кургангидрострой" Управлением охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области были проведены с грубым нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, закрепленной в Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ без составления оформления внеплановой проверки и согласования ее с органом прокуратуры.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - ведущий специалист учета охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области Петрякова С.Л. и представитель Правительства Курганской области Башкирова Т.В. не согласились с доводами жалобы. Указали, что проверка деятельности ООО "Кургангидрострой" проводилась на основании обращения Курганской областной общественной организации "Зауральское общество друзей археологии и культуры" в рамках административного расследования, предусмотренного КоАП РФ, а не в соответствии с положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 7.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия
Из материалов дела следует, что в связи с поступившим обращением Курганской областной общественной организации "Зауральское общество друзей археологии и культуры", ведущим специалистом учета охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области Петряковой С.Л. было выявлено, что в нарушение требований, предусмотренных ст.ст. 36, 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, ООО "Кургангидрострой" в летний период 2015 года проведены работы по добыче полезных ископаемых на выявленном объекте культурного наследия (объекте археологического наследия) "Шкодинское-1, поселение, курганный могильник", расположенном в " ... ", в результате которых культурный слой памятника на всей площади его расположения был уничтожен.
По данному факту ведущим специалистом учета охраны объектов культурного наследия Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области Петряковой С.Л. 2 октября 2015 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Кургангидрострой", ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 33 указанного Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения.
Частью 1 ст. 36 указанного Федерального закона предусмотрено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 36 данного Федерального закона изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
Протоколом осмотра места совершения административного правонарушения от 3 сентября 2015 года установлено, что в результате произведенных недропользователем ООО "Кургангидрострой" в летний период 2015 года земляных работ произошло уничтожение выявленного объекта культурного наследия, расположенного в границах арендуемого им земельного участка с кадастровым номером N, заключающееся в полном уничтожении культурного слоя выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, ООО "Кургангидрострой", допустившее проведение земляных работ на объекте культурного наследия с уничтожением объекта культурного наследия, нарушило требование ч.ч. 1, 7 ст. 36 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Оценив имеющиеся в деле доказательства, административный орган и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что ООО "Кургангидрострой" не обеспечено выполнение требований вышеназванных норм, допустило уничтожение объекта культурного наследия, указанные действия юридического лица образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст 7.14.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Кургангидрострой" указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оцененных должностным лицом и районным судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что ООО "Кургангидрострой" имело возможность для соблюдения требований, предъявляемых к проведению земляных работ в зоне объекта культурного наследия, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о допущенных нарушениях процедуры привлечения к административной ответственности, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе поступившие от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Поскольку поступившая от общественной организации информация указывала на уничтожение ООО "Кургангидрострой" объекта археологического наследия, то у контролирующего органа имелись все основания для проведения административного расследования в соответствии с нормами КоАП РФ. А потому довод жалобы о том, что проверка была проведена в нарушение Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", при отсутствии надлежащего оформления материалов проверки и согласования с органом прокуратуры, является безосновательной, основанной на неверном толковании норм материального права.
Довод жалобы об отсутствии в протоколе указания времени совершения правонарушения, не является основанием для отмены принятого по делу постановления, поскольку судьей был установлен период совершения правонарушения май-июнь 2015 года, что с учетом положений ст. 4.5 КоАП РФ о сроках давности привлечения к административной ответственности за данный вид правонарушения не нарушает прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 49 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, в случае, если в пределах земельного участка или водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта археологического наследия собственник земельного участка или водного объекта либо пользователь им владеет, пользуется или распоряжается такими земельным участком или водным объектом с соблюдением условий, установленных настоящим Федеральным законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта археологического наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта археологического наследия территорией объекта археологического наследия признается часть земной поверхности, водный объект или его часть, занятые соответствующим объектом археологического наследия.
Исполнение в 2011 году ООО "Кургангидрострой" предписания Управления культуры Курганской области от 28 сентября 2011 года N о проведении работ по ликвидации разрушения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, находящегося в " ... ", опровергает довод Общества об отсутствии у него информации о месторасположении памятника археологии.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене решения судьи первой инстанции.
Административное наказание назначено ООО "Кургангидрострой" по правилам ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 7.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения.
При определении вида и размера административного наказания судья верно установили проанализировал обстоятельства совершения правонарушения, степень виновности правонарушителя, и обоснованно применил административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией данной статьи.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену принятого судебного акта, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Кетовского районного суда Курганской области от 24 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Кургангидрострой" оставить без изменения, жалобу ООО "Кургангидрострой" - без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья Л.П. Лукиных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.