Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания А.К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 февраля 2016 года гражданское дело по исковому заявлению С.М.Г. к ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" о предоставлении мер социальной поддержки
по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.М.Г. удовлетворить.
Признать за С.М.Г. право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Обязать ФКУ "Военный комиссариат "адрес"" назначить С.М.Г. ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с 10.03.2013.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" в пользу С.М.Г. расходы по уплате госпошлины в размере " ... " руб.
В удовлетворении требований о взыскании расходов по оформлению доверенности отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Литвиновой И.В., пояснения представителей ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" по доверенности Д.С.Н., П.И.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности Ш.Д.В., выразившего согласие с постановленным решением суда, судебная коллегия
установила:
С.М.Г. обратилась в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" о предоставлении мер социальной поддержки как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы. В обоснование требований указывала, что ее сын С.Д.В. проходил военную службу по контракту и 01.07.2010 во время исполнения обязанностей военной службы умер, в связи с чем она, по достижению 50-ти лет, с 10.03.2013, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В назначении указанной выплаты ответчиком 25.12.2012 ей было отказано по причине отсутствия сведений, подтверждающих связь смерти ее сына с исполнением обязанностей военной службы. Просила признать за собой право на получение указанной выплаты, обязать ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" назначить ей с 10.03.2013 ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины, расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности С.Т.И. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" по доверенностям Д.С.Н., П.И.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не соглашались, поддержав доводы письменного отзыва. Дополнительно пояснили, что Федеральный закон от 07.11.2011 N306-ФЗ на членов семьи погибшего военнослужащего С.Д.В. не распространяется, поскольку заключением военно-врачебной комиссии ФБУ " ... " МО РФ не установлено, что смерть С.Д.В. произошла в период исполнения им военной службы.
Курганским городским судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неверное истолкование судом норм материального права. Вновь указывает, что Федеральный закон от 07.11.2011 N306-ФЗ на членов семьи погибшего военнослужащего С.Д.В. не распространяется, поскольку гибель военнослужащего наступила не вследствие военной травмы и не при исполнении обязанностей военной службы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец С.М.Г., выражая согласие с постановленным решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились истец С.М.Г., извещена своевременно о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки суд не уведомила, обеспечила явку своего представителя Ш.Д.В.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу в пределах ее доводов в порядке ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражения на нее, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены (изменения) решения суда не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, С.М.Г. является матерью военнослужащего С.Д.В., проходившего военную службу по контракту с 24.05.2010 в рядах Вооруженной силы Российской Федерации в войсковой части N " ... " в звании " ... " и погибшего 01.07.2010.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 02.07.2010 следует, что 25.06.2010 младший сержант к/с Ч.В.С. - " ... " N около 14-30 в квартире, которую снимал совместно со С.Д.В., обнаружил последнего лежащим в конвульсиях на полу комнаты. 01.07.2010 С.Д.В. умер в больнице, не приходя в сознание.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части N от 02.07.2010 С.Д.В. исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения. Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы.
Согласно заключению ВВК ФБУ " ... " от 12.12.2011 N, заболевание С.Д.В. " " ... ", приведшее к смерти 01.07.2007, подтвержденное справкой о смерти N, получено в период военной службы.
В декабре 2012 года истец С.М.Г. обратилась в ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации, как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, в соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от " ... " N306-ФЗ.
Письмом ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" от 25.12.2012 N С.М.Г. уведомлена об отказе в назначении ей указанной ежемесячной денежной компенсации в связи с отсутствием документов, подтверждающих, что смерть ее сына связана с исполнением обязанностей военной службы или наступила по причине военной травмы. Имеющиеся в материалах личного дела военнослужащего заключение ВВК ФБУ " ... " от 12.12.2011 N, свидетельствует о том, что заболевание ефрейтора С.Д.В. получено в период прохождения службы, что не дает право членам семьи на назначение компенсации.
Разрешая спор по существу и руководствуясь нормами Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт смерти С.Д.В. при исполнении обязанностей военной службы подтверждается собранными по делу доказательствами, в связи с чем признал за С.М.Г., достигшей возраста 50-ти лет, право на получение ежемесячной денежной компенсации как члена семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, и обязал ответчика назначить истцу денежную выплату с 10.03.2013.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда перовой инстанции, поскольку он основан на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Выполнением конституционно значимых функций при исполнении обязанностей военной службы и определяется особый правовой статус военнослужащих, в том числе проходящих военную службу по контракту.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу ч. 1 ст. 1, 2, 7, 37 (ч. 1 и 3), 39 (ч. 1, 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1, 59 и 71 (п. "в", "м") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Эти обязательства реализуются государством в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного семье военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, к элементам которого относится и такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее по тексту Федеральный закон от 07.11.2011 N306-ФЗ).
В силу названной правовой нормы в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 названной статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются лица, указанные в ч. 11 ст. 3 данного Федерального закона, в том числе родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11. 2011 N306-ФЗ, предоставлено родителям, достигшим возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющимся инвалидами (п. 2 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ).
Согласно ч. 17 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 этой же статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. N142 "О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - Правила).
Подпунктом "б" п. 2 Правил установлено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы.
Согласно пп. "б" п. 4 Правил установлен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения ВВК, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.
Таким образом, юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные п. 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", является гибель военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы.
Такой вывод согласуется с п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.05.2014 N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", в котором разъяснено, что разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи умершего (погибшего) инвалида, а также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы либо умерших вследствие военной травмы, социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом от 07.11.2011 N306-ФЗ, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы.
Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 37 данного Федерального закона перечислены случаи, когда военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, где пунктом "з" отнесено к исполнению данных обязанностей нахождения военнослужащего на лечении, следования к месту лечения и обратно.
Частью 2 названной статьи приведен исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим) при исполнении обязанностей воинской службы, к которым отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи; б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В обоснование права на получение данной денежной компенсации истцом представлены ответчику требуемые документы, подтверждающие факт смерти военнослужащего С.Д.В., связанной с исполнением обязанностей военной службы. Так, согласно приказам командира войсковой части N от 02.07.2010 N и N, извещении начальника отдела военного комиссариата Курганской области по Петуховскому и Частоозерскому районам о смерти военнослужащего, смерть С.Д.В. связана с исполнением обязанностей военной службы.
Суд первой инстанции с учетом положений п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ и представленных истцом доказательств пришел к правомерному выводу о том, что смерть С.Д.В., проходившего военную службу по контракту, произошедшей в лечебном учреждении, следует признать наступившей при исполнении обязанностей военной службы.
При этом судом принято во внимание, что согласно п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации доказательством, подтверждающим гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы является копия документа, подтверждающего такую гибель, а копия заключения военно-врачебной комиссии представляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы.
При таком положении ссылка апеллянта жалобы на заключение ВВК ФБУ " ... " от 12.12.2011 N как на основания для отказа в ежемесячной выплате является несостоятельной.
Обстоятельства, исключающие возможность признания смерти военнослужащего связанной с исполнением военной службы, предусмотренные ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", в отношении гибели военнослужащего С.Д.В. материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования С.М.Г., признав за ней право на ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи (матери) военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы.
При этом суд первой инстанции верно, исходя из п. 18 Правил, согласно которому ежемесячная денежная компенсация члену семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, установленная ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ, назначается со дня возникновения права на нее и носит заявительный характер, назначил С.М.Г. ежемесячную денежную компенсацию с 10.03.2013, с даты достижения истцом 50-летнего возраста, с учетом ее обращения к ответчику в декабре 2012 года.
Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.