Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фоминой А.И., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Шумиловой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 февраля 2016 г. гражданское дело по иску Глебова Г.В. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о предоставлении средств на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере, предусмотренном законом,
по апелляционной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 ноября 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования Глебова Г.В. к ГУ СЗН Курганской области о предоставлении средств на приобретение жилья из средств федерального бюджета в размере, предусмотренном законом, удовлетворить.
Обязать Главное управление социальной защиты населения Курганской области предоставить Глебова Г.В. средства на приобретение жилья их средств федерального бюджета в размере, предусмотренном законодательством.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области Звягинцевой А.М., представителей истца Глебова Г.В. - Бобина О.П., Глебовой Л.Г., Ивлевой М.Г., представителя третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" Мальцевой Т.С., судебная коллегия
установила:
Глебов Г.В. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о возложении обязанности внести его в реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставить ему денежную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования изменил, в обоснование указывал, что он является участником боевых действий на территории Венгрии в 1956 г., имеет права на льготы, предусмотренные статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах", что подтверждается выданным ему военным комиссариатом удостоверением от " ... " Полагал, что он имеет право на обеспечение его жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Жилье, которое он занимает, является непригодным для проживания, что установлено актом соответствующей комиссии. В 2010 году администрацией Жуковского сельсовета Куртамышского района Курганской области он был принят на учет в качестве нуждающего в жилом помещении.
В окончательном варианте просил признать его нуждающимся в жилом помещении, обязать Главное управление социальной защиты населения Курганской области предоставить ему средства на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в размере, предусмотренном законодательством.
В судебном заседании представители истца Глебова Г.В. - Глебова Л.Г., действующая на основании доверенности, и Бобин О.П., действующий по ордеру, на удовлетворении иска настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области - Звягинцева А.М., действующая на основании доверенности, против исковых требований возражала по доводам, изложенным в отзыве. Указывала, что оснований для предоставления истцу денежной выплаты не имеется, поскольку он не включен в общий реестр ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в жилых помещениях. Администрация Жуковского сельсовета не направляла ответчику сведения об истце в целях включения его в данный реестр. Более того, ответчик полагал, что поскольку истец непосредственного участия в Великой Отечественной войне не принимал, то правовых оснований для внесения его в общий реестр ветеранов ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ и обеспечения за счет средств федерального бюджета не имеется, так как субвенции на данных лиц, приравненных к ветеранам ВОВ, в федеральном бюджете не предусмотрены. Также ответчик указывал на очередность предоставления денежных выплат данной категории граждан.
Представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" и его обособленного подразделения отдела по Куртамышскому и Целинному районам ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" - Мальцева Т.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда. В представленном отзыве указывали, что законодатель приравнивает к лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, и участников других боевых действий по защите Отечества, указанных в разделе I Перечня, являющегося приложением к Федеральному закона "О ветеранах", предоставляя им единый статус участника Великой Отечественной войны и одинаковый объем мер оказываемой социальной поддержки.
Третьи лица Глебова Н.А., представители администрации Жуковского сельсовета Куртамышского района Курганской области, Управления Федерального казначейства по Курганской области в судебное заседание не явились.
В представленных возражениях представитель Администрации Жуковского сельсовета Куртамышского района Курганской области разрешение спора оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 22).
В представленном отзыве представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по Курганской области ссылался на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Определением Курганского городского суда Курганской области от 23 ноября 2015 г. производство по гражданскому делу по иску Глебова Г.В. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области в части признания его нуждающимся в жилом помещении прекращено.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Главное управление социальной защиты населения Курганской области просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ответчик указывает на нарушение судом норм процессуального права. Полагает, что производство по настоящему делу подлежало прекращению судом, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Куртамышского районного суда от 18 марта 2013 г. по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Кроме того, указывает на нарушение судом норм материального права. Указывает, что предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется ветеранам ВОВ в порядке очередности в соответствии с реестром граждан, который ведется в хронологическом порядке, в каком граждане были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления. Истец не состоит в данном реестре, с заявлением о предоставлении ему единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения к ответчику не обращался. Кроме того, предоставление единовременной денежной выплаты осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 г. N 120, исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет. Вопрос поступления в настоящее время в бюджет области субвенций из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем ветеранов ВОВ судом не исследовался.
В представленных возражениях истец полагал решение суда законным и обоснованным. Третье лицо ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" в представленных возражениях полагало доводы апелляционной жалобы ответчика обоснованными.
Управление Федерального казначейства по Курганской области в представленном отзыве на апелляционную жалобу указывает на обоснованность изложенных в ней доводов.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области Звягинцева А.М., представитель третьего лица ФКУ "Военный комиссариат Курганской области" Мальцева Т.С. на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представители истца Глебова Г.В. - Бобин О.П., Глебова Л.Г., Ивлева М.Г. против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 12 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец Глебов Г.В. в период с " ... " по " ... " принимал участие в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии в составе в/ч N, что подтверждается справкой ФКУ "Военный комиссариат Курганской области отдел по Куртамышскому и Целинному районам" от 5 ноября 2014 г. N (л.д.8), военным билетом (л.д. 10).
Истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", д. Сорокино, "адрес", общей площадью 47 кв.м, жилой площадью - 36 кв.м, принадлежащем ему на праве собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Распоряжением Администрации Жуковского сельсовета Куртамышского района Курганской области "О принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" от 22 апреля 2010 г. N-р Глебов Г.В. принят на учет нуждающихся в жилом помещении, как проживающий в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д. 28).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец указывал на наличие у него права на внеочередное обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета (в виде получения единовременной денежной выплаты), ссылаясь на то, что обладает льготами, установленными для ветеранов Великой Отечественной войны.
Перечень лиц, отнесенных к категории ветеранов Великой Отечественной войны, приведен в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", к числу которых отнесены участники Великой Отечественной войны.
На основании подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
По смыслу указанных положений закона статус участников Великой Отечественной войны не отождествляется законодателем лишь с лицами, проходившими военную службу в период Великой Отечественной войны, и распространяется также на лиц, принимавших участие в других боевых действиях (операциях).
Согласно Приложению к Федеральному закону "О ветеранах" на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, к которым отнесены как Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года, так и боевые действия в Венгрии в 1956 году, в равной степени распространяется действие статей 2, 4 Федерального закона "О ветеранах" и правовой статус ветеранов (участников) Великой Отечественной войны.
Таким образом, приведенная норма приравнивает лиц, принимавших участие в боевых действиях в Венгрии в 1956 году, по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения
Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляются путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку истец Глебов Г.В., как указывалось выше, обладает правом на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", является нуждающимся в жилом помещении, он вправе претендовать на обеспечение его жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Правильность данных выводов суда первой инстанции сомнений у судебной коллегии не вызывает.
Однако, удовлетворяя исковые требования Глебова Г.В. и возлагая на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанность по предоставлению ему единовременной денежной выплаты для приобретения жилья, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах".
Приведенным нормативным актом установлен внеочередной порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. Такая категория лиц, как участники боевых действий в Венгрии в 1956 году, в данный перечень не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 на эту категорию лиц не распространяется.
Следовательно, приравнивание участников боевых действий в Венгрии в 1956 году по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Поскольку на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" не распространяется, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом.
При этом ни Федеральный закон "О ветеранах", ни постановление Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения данной категории граждан. Напротив, установленный указанным Постановлением порядок предусматривает предоставление таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
С учетом изложенного у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований Глебова Г.В. о признании за ним права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714.
Поскольку неправильное применение норм материального права судом первой инстанции привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", предоставление денежной выплаты осуществляется в соответствии с реестром после обращения гражданина в уполномоченный орган за предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области на основании информации, полученной от органов местного самоуправления, формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке (пункт 3).
Из материалов дела следует, что на день рассмотрения дела судом первой инстанции истец в реестр включен не был, с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в Главное управление социальной защиты населения Курганской области не обращался, в связи с чем оснований для предоставления ему единовременной денежной выплаты не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Глебова Г.В., в связи с чем приходит к выводу об отказе ему в иске.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о необходимости прекращения производства по делу, в связи с имеющимся вступившим в законную силу судебным постановлением, которым разрешен тождественный спор, судебная коллегия находит несостоятельными в силу следующих обстоятельств.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу положений статей 35, 39, 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение предмета и оснований иска, а также их изменение являются исключительными правами истца.
Из положений абзаца 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора, то есть спора, в котором совпадают стороны, предмет и основание.
Как следует из материалов дела, в гражданском деле, рассмотренном Куртамышским районным судом 18 апреля 2013 г., Глебовым Г.В. были заявлены требования о признании отказа Филиала Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдела социальной защиты населения по Куртамышскому району незаконным, о возложении обязанности обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета.
Тогда как в настоящем споре истец Глебов Г.В. заявил требования к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о предоставлении средств на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, вывод суда о тождественности заявленных истцом в рамках данного гражданского дела требований является ошибочным, поскольку субъектный состав спора иной, основания и предмет исковых требований также не совпадают. Оснований для прекращения производства по делу в соответствии с абзацем 3 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 23 ноября 2015 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Глебова Г.В. к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о предоставлении средств на приобретение жилья из средств федерального бюджета отказать.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.