Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Варлакова В.В.,
судей Пшеничникова Д.В., Лукиных Л.П.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 февраля 2016 г. административное дело по иску С.А.А. о признании незаконным решения Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июля 2015 г., которым постановлено:
"заявление С.А.А. о признании решения органа местного самоуправления незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана от " ... " об отказе в согласовании проекта перепланировки - устройства балкона размером 5800х900 мм квартиры по адресу: "адрес".
Обязать Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана провести согласование проекта перепланировки - устройства балкона размером 5800х900 мм квартиры по адресу: "адрес"".
Заслушав доклад судьи Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
С.А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана по отказу в согласовании проекта перепланировки " ... "устройства балкона размером 5800х900 мм) квартиры по адресу: "адрес".
В обоснование заявления указано, что " ... " представитель С.А.А. - Г.Д.В. обратился в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением о согласовании архитектурного облика перепланировки квартиры по адресу: "адрес" в виде устройства балкона размером " ... " этаже многоквартирного жилого дома.
Проектируемый балкон расположен на фасаде дома, выходящем на жилую застройку, не мешает движению людей и автомобилей. Материал балкона - конструкции ПВХ с уровня перил, нижняя часть от балконной плиты до конструкций ПВХ - серый металлосайдинг.
Устройство балкона позволило бы значительно улучшить условия проживания С.А.А. и членов его семьи в квартире, площадь которой составляет " ... "
" ... " получен ответ Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, в котором отказано в удовлетворении заявления, поскольку возведение балкона в соответствии с представленным проектом перепланировки и устройства балкона (размер балкона 5800х900 мм) приведет к грубому нарушению архитектурного облика фасада здания.
С.А.А. с отказом не согласен, поскольку балкон, согласно проектной документации, соответствует строительным нормам и требованиям безопасности, не препятствует свободному проходу или проезду, жилой дом не является памятником архитектуры или культурного наследия, не входит в архитектурные ансамбли. Проектируемый балкон выходит фасадом во внутренний двор, со всех четырех сторон окружен многоэтажными зданиями, не выходит на исторически значимые места.
Обращал внимание, что в городе Кургане уже установлены балконы аналогичных размеров в других многоквартирных домах.
Указывал, что по вопросу устройства балкона получено согласие общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес".
Учитывая изложенное, С.А.А. просил признать незаконными действия Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана по отказу в согласовании проекта перепланировки (устройства балкона размером 5800х900 мм) квартиры по адресу: "адрес". Обязать Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана провести согласование проекта перепланировки (устройства балкона размером 5800х900 мм) квартиры по адресу: "адрес".
В судебном заседании С.А.А. и его представитель - Г.Д.В. заявленные требования поддержали.
Представитель Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана - К.Н.П. против заявленных требований возражала.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления С.А.А.
Указывает, что оспариваемое решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Обращает внимание, что устройство балкона не является ни перепланировкой, ни переустройством жилого помещения. В то же время представленный в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана проект - это проект на перепланировку квартиры в виде устройства балкона.
Считает, что суд ошибочно отнес устройство балкона, а по существу пристройку в виде балкона, к работам по перепланировке жилого помещения.
Полагает, что устройство балкона представляет собой реконструкцию части объекта капитального строительства. Процедура оформления документации и разрешительных документов регламентирована в данном случае не Жилищным кодексом Российской Федерации, а Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Кроме того, замечает, что судья не обладает специальными знаниями в области архитектуры и градостроительства, для выводов о возможности изменения архитектурного облика объекта капитального строительства.
Администрация города Кургана указывает, что вопросы, связанные с перепланировкой жилых помещений в городе Кургане, относятся к компетенции Администрации города Кургана в лице Департамента развития городского хозяйства и не входят в компетенцию Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана.
При таких обстоятельствах полагает, что Курганский городской суд Курганской области разрешилдело, затрагивающее права и обязанности Администрации города Кургана, действующей через уполномоченные органы, без привлечения Администрации города Кургана и уполномоченного органа к участию в деле.
В заседание судебной коллегии С.А.А. не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель С.А.А. - Г.Д.В., ранее участвовавший в заседаниях суда первой инстанции по ходатайству административного истца, о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции уведомлен по указанному в материалах дела адресу. Почтовое отправление возвращено в суд с отметкой о не проживании Г.Д.В. по указанному адресу.
Представители Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана и Администрации города Кургана в заседание судебной коллегии не явились. О месте и времени рассмотрения дела Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана и Администрация города Кургана уведомлены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии имеются основания для рассмотрения настоящего дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что " ... " представитель С.А.А. - Г.Д.В. обратился в Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана с заявлением, в котором просил провести согласование архитектурного облика перепланировки квартиры по адресу: "адрес", а именно, устройства балкона размером 5800х900 мм на первом этаже жилого дома.
К заявлению приложена проектная документация "Устройство балкона по адресу: "адрес"", выполненная обществом с ограниченной ответственностью "ГенПроект".
В ответе от " ... " Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана отказал в согласовании проекта установки балкона, указав на то, что установка балкона испрашиваемых размеров приведет к грубому нарушению архитектурного облика фасада жилого дома и конструктивного решения фасада здания.
В ответе также указано, что установка балкона предполагает реконструкцию жилого дома, для чего необходимо внести соответствующие изменения в рабочую документацию жилого дома, в том числе в части упорядочения архитектурного облика фасада.
По вышеуказанным причинам Департамент архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана не принял за основу представленную заявителем проектную документацию.
Признавая незаконным данное решение Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии его нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы согласования переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, что является основанием для отмены принятого по делу решения (пункт 2 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Толкование действующего законодательства позволяет сделать вывод, что балкон не является составной частью жилого помещения.
Учитывая изложенное, устройство балкона не может рассматриваться как переустройство или перепланировка жилого помещения, а, следовательно, нормы главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям сторон по настоящему административному делу не применимы.
Многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" является объектом капитального строительства.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов
Учитывая изложенное, устройство балкона на первом этаже многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" следует считать реконструкцией данного объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, отношения сторон по настоящему административному делу урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 14 Правил благоустройства территории города Кургана (утвержденных решением Курганской городской Думы от 14 ноября 2012 г. N 211) физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечивают сохранение архитектурного облика города, а также осуществляют содержание, ремонт и реставрацию фасадов зданий, сооружений в Порядке, установленном решением Курганской городской Думы.
Изменение внешнего вида фасадов зданий, строений, сооружений осуществляется по согласованию с уполномоченным органом Администрации города Кургана (пункт 2 статьи 14 Правил благоустройства территории города Кургана).
Под изменением внешнего вида фасадов понимается, в том числе, создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий (пункт 3 статьи 14 Правил благоустройства территории города Кургана).
Согласно пункту 1 статьи 2 Положения о Департаменте архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана, являющегося приложением N 4 к решению Курганской городской Думы от 22 октября 2014 г. N 190 "О структуре Администрации города Кургана" основными целями деятельности Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений являются, в том числе, обеспечение градостроительной политики при застройке города в соответствии с утвержденным Генеральным планом развития города и правилами его застройки, формирование архитектурно-художественного облика города и обеспечение реализации Генерального плана развития города, а также проведение на территории города политики в области архитектуры и градостроительства, направленной на повышение уровня архитектурно-художественной выразительности города.
К функциям Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана отнесено обеспечение разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территории города, о его застройке, проведение научно-исследовательских работ в области градостроительства; ведение дежурно-оперативный и адресного планов застройки, осуществление регистрации проектируемых и фактических изменений в планировке, землепользовании, благоустройстве территории города; выполнение иных функций в соответствии с действующим законодательством и решениями Курганской городской Думы (статья 3 Положения о Департаменте архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана).
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение от " ... " принято Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана в пределах предоставленных полномочий.
Поскольку для согласования С.А.А. представлена проектная документация "Устройство балкона по адресу: "адрес"", которая не является проектной документацией по реконструкции объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", Департаментом архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана принято обоснованное решение об отказе в согласовании проекта установки балкона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным принять по делу новое решение об отказе С.А.А. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 июля 2015 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления С.А.А. о признании незаконным решения Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации города Кургана об отказе в согласовании проекта перепланировки (устройства балкона размером 5800х900 мм) квартиры по адресу: "адрес", возложении обязанности провести согласование проекта перепланировки квартиры, отказать.
Судья-председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.