Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Варсанофьева В.В.,
судей Ермолаева Л.Г. и Яковлева В.В.,
при секретаре Степановой Е.В. рассмотрела в судебном заседании 2 февраля 2016 года апелляционную жалобу осужденного Моисеева В.В. на приговор Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2015 года, которым
Моисеев В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, "данные изъяты", судимый:
4 июля 2012 года Шумерлинским районным судом Чувашской Республики по п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам 3 месяцам лишения свободы, освобожден 1 августа 2014 года в связи с отбытием наказания,
осужден в особом порядке судебного разбирательства по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 (двум) годам лишения свободы без назначения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
До вступления приговора в законную силу ранее избранная в отношении Моисеева В.В. мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения.
Заслушав доклад судьи Варсанофьева В.В., выступления осужденного Моисеева В.В., его защитника - адвоката Иванова М.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Гавриловой М.А., полагавшей приговор суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
установила:
Моисеев В.В. признан виновным в покушении на тайное хищение чужого имущества (кражу), совершенное с незаконным проникновением в жилище.
Инкриминированное деяние им совершено 14 июля 2015 года на территории "адрес" при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В апелляционной жалобе осужденный Моисеев В.В. указывает, что суд необоснованно не признал смягчающими его наказание обстоятельствами отсутствие у него постоянного места жительства и источника постоянного дохода, т.е. совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств. Признание судом отягчающим его наказание обстоятельством совершение им преступления в состоянии алкогольного опьянения является незаконным и необоснованным, органом следствия не было проведено соответствующее медицинское освидетельствование его состояния. Просит пересмотреть приговор и смягчить назначенное ему судом наказание, приняв во внимание его признание вины, раскаяние в содеянном, совершение им неоконченного преступления и применив в отношении него ст. 64 УК РФ с учетом других обстоятельств, на которые он указывает в своей жалобе.
Уголовное дело в отношении Моисеева В.В. рассмотрено судом в особом порядке судебного разбирательства при согласии Моисеева В.В. с предъявленным ему обвинением. Процедура судопроизводства, предусмотренная главой 40 УПК РФ, судом первой инстанции соблюдена.
Квалифицируя действия Моисеева В.В., суд первой инстанции исходил из того, что Моисеев В.В. полностью признал предъявленное ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ, по согласованию с защитником ходатайствовал о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, государственный обвинитель и потерпевшая заявили о своем согласии на применение особого порядка принятия судебного решения.
Суд первой инстанции законно и обоснованно постановилобвинительный приговор, что соответствует требованиям ст. 314-316 УПК РФ, регламентирующих особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением.
При расследовании дела и при его судебном рассмотрении нарушений норм УПК РФ, влекущих обязательную отмену приговора, органами предварительного следствия и судом первой инстанции не допущено.
Вопрос о назначении Моисееву В.В. наказания судом разрешен в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, всех обстоятельств дела, данных о его личности.
При этом судом соблюдены требования ч. 7 ст. 316 УПК РФ, в которой установлен порядок постановления приговора в особом порядке судебного разбирательства, и ч. 5 ст. 62 УК РФ, регламентирующей назначение наказания при постановлении приговора в особом порядке судебного разбирательства.
Выводы суда в приговоре в части назначения Моисееву В.В. наказания мотивированы.
При назначении осужденному Моисееву В.В. наказания судом по делу учтены все установленные в судебном заседании смягчающие его наказание обстоятельства и сведения о его личности. При постановлении приговора положения ст. 61 УК РФ, в которой перечислены предусмотренные уголовным законом смягчающие наказание обстоятельства, судом не нарушены. С учетом установленных обстоятельств, характера совершенного преступления, установленных по делу смягчающих обстоятельств и наличия отягчающего обстоятельства - рецидива преступлений, а также сведений о личности осужденного суд пришел к обоснованному выводу о невозможности исправления осужденного без реального отбывания наказания.
В приговоре указаны мотивы, по которым суд пришел к выводу о необходимости назначения Моисееву В.В. наказания в виде лишения свободы.
Судебная коллегия находит обоснованным назначение осужденному Моисееву В.В. наказания в виде реального лишения свободы, исходя из того, что такой вид наказания сможет обеспечить достижение целей наказания, установленных ч. 2 ст. 43 УК РФ.
Довод осужденного Моисеева В.В. о том, что он совершил преступление в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств, т.к. у него отсутствует постоянное место жительства и источник постоянного дохода, является несостоятельным. Из материалов дела видно, что осужденный Моисеев В.В. является трудоспособным, имеет среднее образование, ранее имел постоянное место жительства.
Указанных в ст. 64 УК РФ исключительных обстоятельств, наличие которых обязательно для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за совершенное преступление, по делу не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для применения данной статьи при назначении наказания осужденному Моисееву В.В.
Заявленный в ходе апелляционного рассмотрения дела довод осужденного Моисеева В.В. о том, что он был задержан в день совершения преступления, т.е. 14 июля 2015 года, в связи с чем суду следовало зачесть в срок отбывания наказания период его нахождения под стражей с 14 июля 2015 года, а не с 19 июля 2015 года, как это сделал суд, опровергается материалами дела. В материалах дела имеется постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Шумерля Чувашской Республики от 15 июля 2015 года, которым Моисеев В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, а именно - за нахождение в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство, и ему назначено наказание в виде ареста на срок 5 суток, срок ареста постановлено исчислять с 14 июля 2015 года (л.д. 42). Согласно протоколу задержания Моисеев В.В. был задержан в порядке ст. 91 УПК РФ в качестве подозреваемого по данному уголовному делу 19 июля 2015 года (л.д. 43). Таким образом, с учетом положений ч. 3 ст. 72 УК РФ оснований для зачета времени отбывания Моисеевым В.В. административного наказания в виде ареста с 14 июля 2015 года по 18 июля 2015 года в срок отбывания наказания за указанное в приговоре преступление не имеется.
Вместе с тем заслуживает внимания довод осужденного Моисеева В.В. относительно признания судом первой инстанции отягчающим его наказание обстоятельством совершение им преступления в состоянии алкогольного опьянения.
В обвинительном заключении по уголовному делу в отношении Моисеева В.В. на наличие отягчающего обстоятельства - совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения не указано.
Из материалов дела видно, что по данному уголовному делу Моисеев В.В. был осужден приговором Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 9 сентября 2015 года по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 3 годам лишения свободы без назначения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При постановлении приговора суд признал отягчающим наказание Моисеева В.В. обстоятельством рецидив преступлений.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 ноября 2015 года приговор в отношении Моисеева В.В. от 9 сентября 2015 года отменен с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей. Основанием для отмены приговора в отношении Моисеева В.В. послужили доводы апелляционной жалобы о нарушении права на защиту.
В результате повторного рассмотрения дела проверяемым приговором Моисеев В.В. осужден в особом порядке судебного разбирательства по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы без назначения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При постановлении приговора суд признал отягчающими наказание Моисеева В.В. обстоятельствами опасный
рецидив преступлений и совершение преступления в состоянии опьянения.
В силу ч. 1 ст. 389 24 УПК РФ обвинительный приговор, определение, постановление суда первой инстанции могут быть изменены в сторону ухудшения положения осужденного не иначе как по представлению прокурора либо жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.
По смыслу уголовно-процессуального закона суд первой инстанции при новом рассмотрении уголовного дела не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении, если предыдущий приговор был отменен судом апелляционной инстанции не в связи с чрезмерной мягкостью назначенного осужденному наказания, т.е. при повторном рассмотрении дела положение осужденного не может быть ухудшено и ему не может быть назначено более строгое, чем по первому приговору, наказание.
Рассматривая дело после отмены предыдущего приговора, при назначении Моисееву В.В. наказания по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ суд первой инстанции признал отягчающим наказание осужденного обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения. При этом суд не указал конкретный вид опьянения, а также не мотивировал и не обосновал свое решение в указанной части, сославшись лишь на характеризующие осужденного сведения, согласно которым Моисеев В.В. склонен к злоупотреблению алкоголем.
В силу ч. 1 1 ст. 63 УК РФ судья (суд), назначающий наказание, может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, в зависимости от характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и личности виновного. Поскольку приговор суда не содержит мотивов, по которым суд пришел к указанному выводу, судом нарушены требования ч. 4 ст. 7 УПК РФ, согласно которой определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия исключает из приговора указание суда о наличии обстоятельства, отягчающего наказание осужденного Моисеева В.В., - совершение преступления в состоянии опьянения и снижает срок назначенного Моисееву В.В. по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ наказания.
Оснований для применения положений ст. 73 УК РФ при назначении осужденному Моисееву В.В. наказания не установлено.
Иных нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора и которые в силу ч. 1 ст. 389 17 УПК РФ являются основанием для отмены или изменения судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении уголовного дела в отношении Моисеева В.В. не допущено.
Вносимые в приговор суда изменения улучшают положение осужденного Моисеева В.В.
Руководствуясь ст. 389 15, 389 17, 389 20, 389 28 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2015 года в отношении Моисеева В.В. изменить.
Исключить из приговора указание суда о наличии обстоятельства, отягчающего наказание осужденного Моисеева В.В., - совершение преступления в состоянии опьянения.
Назначенное Моисееву В.В. по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 3 ст. 158 УК РФ наказание смягчить до 1 (одного) года 10 (десяти) месяцев лишения свободы без назначения дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Моисеева В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.