Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей Нестеровой А.А., Савелькиной Г.О., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Овчинниковой П.П. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 сентября 2015 года, которым постановлено:
- признать за Овчинниковой П.П. право на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах";
- возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность выдать Овчинниковой П.П. свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Овчинниковой П.П. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о признании права на получение мер социальной поддержки в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" и возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Овчинникова П.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны и состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 в отношении нее предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем. Решением начальника отдела социальной защиты населения " ... " Казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии от 27 марта 2015 года ей отказано в выдаче свидетельства о праве на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием документов, подтверждающих прохождение ее мужем военной службы в составе действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Чебоксары Бусова Л.Г. просила удовлетворить исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Овчинникова П.П. не присутствовала в судебном заседании, реализовав свое право на участие в деле через своего представителя Китову О.О., которая просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Иванова О.П. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители третьих лиц Министерства финансов Чувашской Республики и Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики не присутствовали.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на несогласие с выводами суда ввиду того, что Указом Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" оговорен период Великой Отечественной войны 1941-1945 годы и Федеральным законом "О ветеранах" с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года. Данные нормативные акты распространяются только на ветеранов Великой Отечественной войны. Супруг Овчинниковой П.П. принимал участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в период с октября 1946 года по май 1951 года, в связи с чем вдова не может быть отнесена к числу лиц, подлежащих обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ N 714 от 07 мая 2008 года и Федерального закона "О ветеранах".
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 27 ноября 2015 года произведена замена ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на его правопреемника Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Алипову Л.Н., поддержавшую апелляционную жалобу, заключение прокурора Ивановой И.Г., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 89-О от 04 апреля 2006 года, Федеральный закон "О ветеранах" с учетом заслуг перед Отечеством выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2.
Подпунктом "е" подпункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны отнесены, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Подпунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 части 1 статьи 2 указанного закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2. указанного закона. В частности, инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока их постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и независимо от их имущественного положения.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего участника Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в порядке ст. 23.2 вышеназванного закона.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (в ред. от 09 января 2010 года) предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Данный Указ предписывает обеспечить жильем в строго установленные сроки лиц из числа двух категорий ветеранов: ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны, как принимавший участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в действующей армии в составе воинской части 3149 с октября 1946 года по мая 1951 года в должности - " ... ", что подтверждается справкой Федерального казенного учреждения " " ... "" Министерства обороны Российской Федерации.
ФИО1 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1985 года награжден орденом Отечественной войны II степени.
Согласно свидетельству о смерти ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 26 августа 2014 года, вступившим в законную силу, постановление главы администрации " ... " Алатырского района Чувашской Республики от 20 октября 2010 года N " ... " "О снятии с учета гражданки Овчинниковой П.П., нуждающейся в улучшении жилищных условий" признано недействительным, и на администрацию " ... " Алатырского района Чувашской Республики возложена обязанность восстановить Овчинникову П.П. в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 апреля 2010 года.
Постановлением главы администрации " ... " Алатырского района Чувашской Республики от 10 октября 2014 года N " ... " Овчинникова П.П. принята в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условии с 23 апреля 2010 года как вдова участника Великой Отечественной войны.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 относится к участникам Великой Отечественной войны по подпункту "е" подпункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" и, соответственно, имел право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а его супруга Овчинникова П.П., как вдова умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право в настоящее время на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Данные выводы суда первой инстанции являются обоснованными,
соответствуют установленным судом обстоятельствам, содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности и обоснованности.
Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения о том, что Федеральный закон "О ветеранах" должен применяться с учетом периода Великой Отечественной войны (1941-1945 года), что Указ Президента РФ N 714 от 7 мая 2008 года распространяется только на ветеранов принимавших участие в Великой Отечественной войне основаны на ошибочном толковании норм права.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" военнослужащие, принимавшими участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, являются участниками Великой Отечественной войны и соответственно в силу названной нормы, ветеранами Великой Отечественной войны.
При этом, действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для лиц, указанных в подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах", принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после 1945 года, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.
Более того, меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", направлены на укрепление гарантий социальной поддержки семей умерших участников Великой Отечественной войны и являются дополнительными к тем, которые были установлены для них ранее.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной стороной ответчика в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Других доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого решения апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального, а также процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, суд учел все обстоятельства дела, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, правопреемником которого является Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Г.О.Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.