Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики
в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Агеева О.В.,
при секретаре Петрове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Тигина А.М. к МВД по ЧР о признании незаконным отказа в перерасчете выслуги лет для назначения пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии и внести изменения в приказ об увольнении в части указания льготной выслуги, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Тигина А.М. - Навизневой Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой И.Г., судебная коллегия
установила:
Тигин A.M. обратился в суд с иском к МВД по ЧР (далее МВД по ЧР, Министерство) о признании неправомерным отказа Министерства в перерасчете выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца в должности "должность", изложенного в письме от 25 июня 2015 года N, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, засчитав истцу период службы с 05 июля 2005 года по 23 июля 2007 года в указанной должности в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца, возложении обязанность изменить пункт приказа от 21 мая 2015 года N в части увольнения истца из органов внутренних дел, указав льготную выслугу лет по состоянию на 01 июня 2015 года ... лет ... месяц ... дня.
Требования мотивированы тем, что в период с 15 сентября 1993 года по 01 июня 2015 года Тигин А.М. проходил службу в органах внутренних дел ... , приказом МВД по ЧР от 29 июня 2005 года N с 29 июня 2005 года назначен на должность "должность". В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2004 года N 79-рп "О направлении сотрудников внутренних дел Российской Федерации в состав миссии ООН в Либерии" и на основании приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее МВД России) от 19 июля 2005 года N, от 27 января 2006 года N, от 16 мая 2006 года N, от 26 января 2007 года N в период с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года истец находился в служебной командировке в составе миротворческой миссии ООН в Либерии.
Приказом МВД по ЧР от 21 мая 2015 года N истец уволен из органов внутренних дел с выслугой лет в календарном исчислении ... лет ... месяца ... дней, в льготном исчислении ... лет ... месяца ... дней. Истцу при ознакомлении с указанным приказом и расчетом выслуги лет для назначения пенсии стало известно, что период службы с 05 июля 2005 года по 23 июля 2007 года в должности "должность" не был засчитан в стаж в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца. 27 мая 2015 года он обратился в МВД по ЧР с заявлением о перерасчете выслуги лет, дающей право на пенсию, с учетом льготного исчисления продолжительности службы, и изменении пункта приказа МВД по ЧР от 21 мая 2015 года N, указав льготную выслугу с учетом перерасчета. Письмом N от 25 июня 2015 года ответчик отказал в зачете указанного периода в льготном исчислении в связи с тем, что истец в спорный период находился в составе международного полицейского персонала миссии ООН в Либерии, не исполнял обязанности по занимаемой должности в органах внутренних дел и, находясь в распоряжении международного органа, не являлся направленным в служебную командировку для выполнения задач, поставленных перед МВД России.
Истец считает данные выводы МВД по ЧР основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, поскольку исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в ОВД, поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью. На период служебной командировки с 05 июля 2005 года по 23 июля 2007 года истец не зачислялся в распоряжение каких-либо органов внутренних дел (организаций) и не освобождался от должности "должность", ему начислялось и выплачивалось денежное довольствие по занимаемой должности. Полагает, период его службы с 05 июля 2005 года по 23 июля 2007
года в соответствии с пп. "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца.
В судебном заседании истец Тигин A.M., его представитель Навизнева Л.В. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика МВД по ЧР Козлова И.И. исковые требования не признала, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 октября 2015 года постановлено:
возложить на МВД по Чувашской Республике обязанность произвести в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, засчитав Тигину А.М. период службы с 10 июля 2007 года по 22 июля 2007 года в должности "должность" в льготном исчислении, исходя из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца;
возложить на МВД по Чувашской Республике обязанность внести изменения в приказ от 21 мая 2015 года N об увольнении подполковника полиции Тигина А.М. из органов внутренних дел, в части указания льготной выслуги лет, указав льготную выслугу лет по состоянию на 01 июня 2015 года ... лет ... месяцев ... дней;
в удовлетворении остальной части исковых требований Тигина А.М. о признании неправомерным отказа МВД по Чувашской Республике в перерасчете выслуги лет в льготном исчислении исходя из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца в должности "должность", выраженном в письме от 25 июня 2015 года N, возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, засчитав ему период службы с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года в должности "должность" в льготном исчислении, исходя из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца, возложении обязанность изменить пункт приказа от 21 мая 2015 года N в части увольнения подполковника полиции Тигина А.М. из органов внутренних дел, указав льготную выслугу лет по состоянию на 01 июня 2015 года ... лет ... месяц ... дня, отказать.
Указанное решение обжаловано представителем истца Тигина А.М. - Навизневой Л.В. на предмет изменения в части требований, в удовлетворении которых Тигину А.М. отказано, по мотивам незаконности и необоснованности, и принятия нового решения о возложении на МВД по ЧР обязанности произвести в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 перерасчет выслуги лет для назначения пенсии, засчитав истцу период службы с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года в должности "должность" в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца; возложении на МВД по ЧР обязанности изменить пункт приказа от 21 мая 2015 года N в части увольнения Тигина А.М. из органов внутренних дел, указав льготную выслугу лет по состоянию на 01 июня 2015 года ... лет ... месяц ... дня. В остальной части решение суда представитель истца просила оставить без изменения.
В жалобе представитель истца указывает, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в ОВД, должно быть поставлено в зависимость не от характера и рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью, что подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 53-Г11-32. Судом неверно истолкован пункт 7 Типового соглашения между ООН и государствами-участниками, предоставляющими персонал для операций ООН по поддержанию мира, одобренного резолюцией 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1991 года, которым определено, что персонал прикомандировывается к составу операции ООН по поддержанию мира, остается на национальной службе, но находится под командованием ООН. По мнению представителя, ссылаясь на п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2001 года N 247, суд первой инстанции игнорирует п. 3 указанного постановления о том, что расходы, связанные с реализацией настоящего Положения, осуществляются в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного содержания сотрудникам ОВД в составе расходов федерального бюджета на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации. В период с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года, являясь гражданином РФ, оставаясь на национальной службе в должности "должность", Тигин А.М. получал за время пребывания за границей 100 % оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет в пределах ассигнований в составе расходов федерального бюджета.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика МВД по ЧР Сапожникова И.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Истец и его представитель, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены по указанным в апелляционной жалобе адресам. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что в случае откомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности они не исполняют свои обязанности по занимаемой должности в органах внутренних дел, а занимаются деятельностью по реализации задач международной организации, в связи с чем не имеется оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении периода нахождения сотрудников в составе международного полицейского персонала миротворческой миссии ООН по подержанию международного мира и безопасности в Республике Либерия. Суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ Министерства в перерасчете истцу выслуги лет в льготном исчислении, изложенный в письме от 25 июня 2015 года N, является законным и обоснованным, оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет истцу выслуги лет для назначения пенсии не имеется. Но учитывая, что Тигин A.M. находился в составе миротворческой миссии ООН в Либерии с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года, суд пришел к выводу, что Министерство необоснованно не включило истцу в выслугу лет, дающую право на пенсию, в льготном исчислении период его службы в должности старшего "должность", с 10 июля 2007 года по 22 июля 2007 года из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца, что составляет 17 дней, в связи с чем подлежат внесению изменения в приказ от 21 мая 2015 года N об увольнении истца из органов внутренних дел в части указания льготной выслуги лет, которая по состоянию на 01 июня 2015 года составляет ... лет ... месяцев ... дней.
Из материалов дела следует и судом установлено, что с 15 сентября 1993 года по 01 июня 2015 года Тигин A.M. проходил службу в органах внутренних дел, приказом МВД по ЧР от 29 июня 2005 года N назначен на должность
"должность".
В период службы в указанной должности истец в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2004 года N 79-рп "О направлении сотрудников внутренних дел Российской Федерации в состав миссии ООН в Либерии" и на основании приказов МВД России от 19 июля 2005 года N, от 27 января 2006 года N, от 16 мая 2006 года N, от 26 января 2007 года N в период с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года находился в составе миротворческой миссии ООН в Либерии.
Так, согласно сообщению Департамента кадрового обеспечения МВД России от 12 июля 2007 года в адрес министра внутренних дел по Чувашской Республике истец в период с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года находился в составе миротворческой миссии ООН в Либерии, задание по командированию выполнено в полном объеме (л.д. 78).
Приказом МВД по ЧР от 21 мая 2015 года N Тигин A.M. уволен из органов внутренних дел 01 июня 2015 года с выслугой лет на 01 июня 2015 года в календарном исчислении ... лет ... месяца ... дней, в льготном исчислении ... лет ... месяца ... дней.
При расчете выслуги лет указанный истцом период с 05 июля 2005 года по 23 июля 2007 года зачтен Министерством в календарном исчислении. Обращение истца о зачете указанного периода в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца оставлено МВД по ЧР без удовлетворения, о чем истцу сообщено письмом N от 25 июня 2015 года, в котором указано, что истец находился в составе международного полицейского персонала миссии ООН в Либерии, не исполнял обязанности по занимаемой должности в органах внутренних дел и, находясь в распоряжении международного органа, не являлся направленным в служебную командировку для выполнения задач, поставленных перед МВД России.
С учетом включения истцу периода службы с 10 июля 2007 года по 22 июля 2007 года в выслугу лет в льготном исчислении предметом апелляционного рассмотрения является льготное исчисление выслуги лет за период службы истца с 05 июля 2005 года по 09 июля 2007 года.
В соответствии с подп. "д" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях один месяц службы за один и одну треть месяца в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции, - с 15 ноября 1988 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Приказа МВД России от 04 января 1999 года N 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 года N 1422" сотрудникам следственных частей по расследованию организованной преступной деятельности выслуга лет (стаж работы) для назначения пенсии один месяц засчитывается за один и одну треть месяца.
Обжалуя решение, представитель истца указала, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а исключительно от службы в соответствующих подразделениях по борьбе с организованной преступностью.
Действительно, такая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 53-Г11-32. Однако по данному делу необходимо принять во внимание и учитывать также следующие обстоятельства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
Распоряжением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2004 года N 79-рп "О направлении сотрудников внутренних дел Российской Федерации в состав миссии ООН в Либерии" в состав указанной миссии направлялось до 40 сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии, Правительству Российской Федерации предписано принять решения, направленные на реализацию настоящего распоряжения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" в редакции, действовавшей на спорный период службы истца, финансовое обеспечение офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудников органов внутренних дел, направляемых в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, осуществляется в соответствии с условиями, принятыми в ООН для работников международных организаций. Суточные, получаемые российскими военными и полицейскими наблюдателями, оставляются в их распоряжении. Офицерам Вооруженных Сил Российской Федерации и сотрудникам органов внутренних дел, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, сохранялась выплата в рублях за время пребывания за границей в размере 100 процентов оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет.
Пунктом 3 указанного Постановления, на который ссылается в апелляционной жалобе представитель истца, установлено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Постановления, осуществляются в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия военнослужащим в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации и денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел в составе расходов федерального бюджета на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Однако сохранение за истцом должности и выплата в полном объеме денежного содержания по месту службы в органах внутренних дел на период его направления в состав миссии ООН в Либерии сами по себе не свидетельствует об исполнении им должностных обязанностей в органах внутренних дел, с которыми закон связывает льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Из распоряжением Президента Российской Федерации от 22 февраля 2004 года N 79-рп следует, что сотрудники органов внутренних дел направляются для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии, при этом в распоряжении не содержится указания о направлении сотрудников для исполнения своих служебных обязанностей по занимаемой должности в органах внутренних дел.
В силу положений пунктов 7, 9 проекта типового соглашения между ООН и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций ООН по поддержанию мира (резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН А/45/594 от 09 октября 1990 года, А/46/85 от 23 мая 1991 года), в течение срока своего прикомандирования в состав операции ООН по поддержанию мира персонал, предоставляемый государством-участником, остается на национальной службе, но находится под командованием ООН в лице Генерального секретаря, в рамках полномочий Совета Безопасности. В соответствии с этим Генеральный секретарь ООН имеет все полномочия в отношении развертывания, организации, проведения и руководства операцией ООН по поддержанию мира, включая персонал, предоставляемый государством-участником. На местах такие полномочия осуществляются главой миссии, который подчиняется Генеральному секретарю. Глава миссии регулирует вопрос о дальнейшем делегировании полномочий.
Функции операции ООН носят исключительно международный характер, и персонал, предоставленный государством-участником, в своем поведении исходит из интересов только Организации Объединенных Наций.
При таких обстоятельствах с учетом положений пункта 2 Правительства РФ от 31 марта 2001 года N 247 "О финансовом обеспечении российских военных и полицейских наблюдателей ООН" о сохранении сотрудникам ОВД, направляемым в качестве военных и полицейских наблюдателей для участия в операциях ООН по поддержанию мира, выплат в полном объеме оклада по воинскому (специальному) званию, оклада по воинской должности (должностного оклада) по последнему месту военной службы (службы), процентной надбавки за выслугу лет, с учетом указания в распоряжения Президента РФ от 22 февраля 2004 года N 79-рп о направлении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в состав Миссии ООН в Либерии для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в данном случае речь идет не о направлении сотрудников органов внутренних дел в служебную командировку для выполнения своих обязанностей по занимаемой должности, а об откомандировании их в распоряжение международного органа, в связи с чем предусмотрена выплата денежного довольствия по месту службы в полном объеме. А доводы апелляционной жалобы о неверном истолковании судом пункта 7 Типового соглашения между ООН и государствами-участниками, предоставляющими персонал для операций ООН по поддержанию мира, одобренного резолюцией 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 23 мая 1991 года, подлежат отклонению.
Включение периода участия в миротворческой деятельности в льготном исчислении в выслугу лет не предусмотрено и Федеральным законом от 23 июня 1995 года N 93-ФЗ "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности", определяющим порядок предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала, организации его подготовки и обеспечения для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Конкретные периоды и регионы участия в операциях ООН по поддержанию мира, подлежащие льготному включению в выслугу лет для назначения пенсии, прямо предусмотрены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.
Таким образом, выводы суда о том, что при направлении истца как сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в состав миссии ООН в Либерии для несения службы в составе международного полицейского персонала в Либерии он не исполняет свои обязанности по занимаемой должности в ОВД, а реализует задачи международной организации, учитывая, что доказательств иного не представлено, в связи с чем не имеется оснований для включения в выслугу лет в льготном исчислении периода его нахождения в составе международного полицейского персонала в Либерии, являются обоснованными, мотивированными, а доводы жалобы отмены решения не влекут.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя истца Тигина А.М. - Навизневой Л.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 07 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
О.В. Агеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.