Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Смирновой Е.Д., Спиридонова А.Е., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Н., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Михайлова Г.А. к МВД Чувашской Республики о признании незаконными действий по учету и предоставлению сведений о факте привлечения к уголовной ответственности, возложении обязанности по исключению сведений о факте привлечения к уголовной ответственности в информационном центре МВД России по Чувашской Республике,
поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе Михайлова Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 ноября 2015 года, которым постановлено:
Михайлову Г.А. в удовлетворении исковых требований к МВД России по Чувашской Республике о признании незаконным действий МВД России по Чувашской Республике, связанные с учетом и предоставлением сведений о факте привлечения его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ и возложении обязанности на МВД России по Чувашской Республике исключить сведения в Информационном центре МВД России по Чувашской Республике о факте привлечения его к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ, отказать.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения административного истца Михайлова Г.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия,
установила:
Административный истец Михайлов Г.А. обратился в суд с административным иском к МВД Чувашской Республики о признании незаконными действий по учету и предоставлению сведений о факте привлечения к уголовной ответственности, возложении обязанности по исключению сведений о факте привлечения к уголовной ответственности в информационном центре МВД России по Чувашской Республике.
Требования мотивированы тем, что 03.08.2015 г. Новочебоксарской территориальной избирательной комиссией Чувашской Республики (далее ТИК) он был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Новочебоксарского городского собрания депутатов 6 созыва по одномандатному избирательному округу N 6. Решением ТИК на основании ч. 4 ст. 61 67-ФЗ от 12.06.2002 г., был утвержден информационный лист, где указаны сведения о наличии у него судимости по ст. 264 УК РФ. Аналогичные сведения были отражены и в избирательном бюллетене для голосования. Указанные сведения были включены ТИК в вышеприведенные документы на основании данных, представленных МВД по Чувашской Республике. Так, согласно справке о наличии судимости, выданной МВД по Чувашской Республике N 432 от 24.07.2015, указано о наличии у него судимости по ч. 1 ст. 264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) и по ч. 1 ст. 116 УК РФ (редакции УК РФ 2003 г.)
Не оспаривая факт привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) Калининским районным судом г. Чебоксары 09.04.2001 г., а именно нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека, истец полагает, что МВД по Чувашской Республике с 08.12.2013 г. по настоящее время необоснованно содержит и предоставляет сведения о привлечении его к уголовной ответственности по вышеприведенной норме Уголовного Кодекса РФ из государственной системы учета преступлений (ИЦ МВД по Чувашской Республике), поскольку, как следует из содержания ФЗ N 162 от 08.12.2003 г. "О внесений изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ", состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 264 УК РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ) декриминализирован и переведен в разряд административных правонарушений.
В ходе судебного разбирательства Михайлов Г.А. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика МВД Чувашской Республики Козлова И.И. позицию ответчика не поддержала, указав о необоснованности доводов иска.
Судом вынесено указанное выше решение, на которое Михайловым А.Г. принесена апелляционная жалоба по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права. Заявляется об искажении доводов истца, неверной оценке доказательств по делу, неразрешении заявленных доводов и требований по административному исковому заявлению.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом по делу установлено, что 03.08.2015 г. Новочебоксарской территориальной избирательной комиссией Чувашской Республики Михайлов Г.А. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Новочебоксарского городского собрания депутатов 6 созыва по одномандатному избирательному округу N 6.
Письмом от 24.07.2015 в соответствии с требованиями ст. ст. 4, 20, 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" территориальной избирательной комиссией из ИЦ МВД РФ по Чувашской Республике были запрошены сведения о судимости и привлечении к административной ответственности по ст. ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ. Письмом от 30.07.2015 N 35/2-4164 ИЦ МВД РФ по Чувашской Республике ТИК была уведомлена о наличии у истца судимости по ч. 1 ст. 264 УК РФ по приговору Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09.04.2001 г., в соответствии с которым он был осужден условно с испытательным сроком 8 месяцев. Отмечено, что в соответствии со ст. 86 УК РФ в отношении лица, осужденного за совершение указанного преступления, срок погашения судимости предусмотрен по окончании испытательного срока.
Суду представлен информационный лист, где указаны сведения о наличии у истца судимости по ст. 264 УК РФ, эти же сведения были отражены и в избирательном бюллетене для голосования.
При проверке заявленных административным истцом доводов и требований по делу районным судом в полном объеме установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, при этом правильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения.
Так, суд сослался на то, что в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно признанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированная Федеральным законом от 19.12.2005 г. N 160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" регулирует вопросы автоматизированной обработки персональных данных в государственной и частной сферах. При этом основополагающими принципами защиты данных являются: собирание и обрабатывание на справедливой и законной основе; хранение для определенных и законных целей и неиспользование иным образом, несовместимым с этими целями; сохранение в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных (ст. 5 Конвенции).
В соответствии со ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Суд первой инстанции при проверке заявленных требований по делу сделал верный вывод о том, что отсутствие погашенной или снятой судимости в предусмотренных законом случаях является необходимым условием для выяснения определенных обстоятельств.
Право и обязанность федерального законодателя устанавливать в конкретных необходимых в современном демократическом обществе обязательность учета снятой или погашенной судимости основано на положениях ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доводы заявителя о декриминализации деяния судом признаны не имеющими значения для разрешения требований, поскольку декриминализация деяния, имея обратную силу и определенные правовые последствия для лиц, совершивших преступления в прошлое время, в то же время не изменяет факта вступления в силу обвинительного приговора суда.
В силу ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. Внесению в банки данных в числе прочей подлежит информация об осужденных за совершение преступления. Обработка данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении этих целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги
по выдаче справок о наличии (отсутствии) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (далее - Регламент).
В соответствии с п. 17 Регламента результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем: справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении преследования; письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости.
Согласно п. 74.1 Регламента в справке о наличии (отсутствии) судимости в соответствующих графах делается отметка "не имеются" при отсутствии сведений о (в том числе погашенной и снятой), сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.
Как следует из приложения N 6 к Регламенту, в справке указываются сведения о судимости в том числе о снятой или погашенной.
Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве внутренних дел РФ, в соответствии с которым МВД России наделено полномочиями по самостоятельному нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Приказом Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы Государственной фельдъегерской службы РФ, Следственного комитета РФ, Генеральной прокуратуры РФ от 12.02.2012 года утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах), имеет межведомственный характер. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.
Нормативный правовой акт имеет гриф "для служебного пользования", поскольку содержит служебную информацию, определяющую основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Таким образом, МВД России по Чувашской Республике осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе погашенной, и не принимает решение о порядке использования предоставленной информации в ходе избирательных компаний, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием указанной судимости.
При таких обстоятельствах действия МВД России по Чувашской Республике, связанные с обработкой сведений в отношении истца, как лица, имеющего погашенные судимости, основаны на нормах действующего законодательства. Погашение судимости не является основанием для исключения сведений в отношении истца из базы ИЦ, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Довод истца о том, что сведения о судимости подлежат исключению из базы данных, так как в силу ст. 86 УК РФ погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, является несостоятельным.
Доводы жалобы об искажении доводов истца, неверной оценке доказательств и неразрешении заявленных доводов не нашли своего объективного подтверждения.
Ссылки в жалобе на неправомерные действия ответчика не могут быть признаны достаточным основанием для юридических последствий по делу в виде отмены решения суда. Нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, не установлены.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Михайлова Г.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Карлинов СВ.
Смирнова Е.Д.
Спиридонов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.