Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Орехова В.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 ноября 2015 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Орехова В. В.ча к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новоторъяльского района Республики Марий Эл обратился в суд с иском в интересах Орехова В.В. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
В обоснование исковых требований указано, что Орехов В.В. является инвалидом " ... ". "дата" он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. В ответ на указанное заявление получил уведомление о том, что путевка будет предоставлена в порядке очередности с учетом даты подачи истцом соответствующего заявления. На момент подачи иска путевка истцу не предоставлена, что является нарушением права на получение гарантированной Орехову В.В. законом государственной социальной помощи.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Орехов В.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, указывая на неправильное применение судом норм материального права. В качестве доводов жалобы Орехов В.В. настаивает на наличии правовых оснований для удовлетворения его исковых требований.
В возражениях на жалобу Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, заслушав объяснения Орехова В.В., просившего удовлетворить апелляционную жалобу, представителя Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл Огорелышеву А.И., просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения не находит.
Пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ") установлено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Статьей 6.7 Федерального закона N 178-ФЗ установлено, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с главой 2 указанного Закона. Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом настоящей статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В соответствии с вышеприведенной нормой Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.7 Порядка предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, для реализации права на получение путевки на санаторно-курортное лечение подает в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации или орган социальной защиты населения, с которым территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы.
Пунктом 3.8 Порядка установлено, что территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы, в свою очередью, не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Ни Федеральным законом N 178-ФЗ, ни Порядком не предусмотрено, в течение какого срока с момента подачи гражданином заявления о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, ему должна быть выдана соответствующая путевка, пунктом 3.9 Порядка лишь установлен срок, не менее чем за который до даты заезда в санаторно-курортное учреждение гражданину должна быть предоставлена санаторно-курортная путевка.
Указанное обусловлено тем, что путевки на санаторно-курортное лечение выдаются гражданам, имеющим соответствующее право и обратившимся с заявлением о ее предоставлении, исходя из последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что Орехов В.В. является инвалидом " ... ". "дата" он обратился в государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением необходимых медицинских документов о нуждаемости в получении данного вида мер социальной поддержки. В тот же день ответчик направил истцу уведомление о постановке его на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение и номере его очереди - "N". В уведомлении ответчиком также сообщено, что информация о сроке получения путевки будет предоставлена истцу по мере получения путевок соответствующего профиля лечения.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Орехова В.В.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции обоснованным.
Позиция истца, воспроизведенная также в апелляционной жалобе, сводится к утверждению о том, что, обратившись к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году, он приобрел право на ее безусловное получение в том же году. В обоснование указанной позиции Орехов В.В. ссылается на положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции в опровержение приведенной позиции истца, положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Установление законодателем в названной норме периода предоставления государственных услуг означает лишь то, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 года N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Таким образом, позиция заявителя жалобы о наличии правовых оснований для возложения на ответчика в судебном порядке обязанности по предоставлению истцу санаторно-курортной путевки за 2015 год основана на неверном понимании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и поэтому не может повлечь отмену решения суда первой инстанции.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 13 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Орехова В. В.ча - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.