Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П., при секретаре Киселевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе, в здании Пензенского областного суда дело по жалобам представителя УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Сараевой О.Ю., директора УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" Ахметзянова Б.Н. на постановление судьи Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 11 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Пензенской области,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 11 января 2016 года Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Пензенской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, 18 января 2016 года и 25 января 2016 года представитель УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Сараева О.Ю. и директор данного юридического лица подали в Пензенский областной суд жалобы, в которых содержится просьба об отмене постановления и прекращения производства по административному делу за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, поскольку судьей не были добыты доказательства нарушения предприятием 1.9 СанПин 2.2.0.555-96, который устанавливает гигиенические требования к условиям труда женщин, при этом какие-либо требования относительно текущего ремонта помещения почты данный пункт Санитарных правил и норм не содержит.
В возражениях на жалобу, поданных в Пензенский областной суд 28 января 2016 года, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах "данные изъяты" против доводов возражал, просил в их удовлетворении отказать, решение судьи Нижнеломовского районного суда от 11 января 2016 года оставить без изменения.
В судебном заседании представитель УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Видяев А.Н. поддержал доводы жалоб, просил жалобы удовлетворить, постановление судьи Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 11 января 2016 года отменить, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица прекратить за отсутствием действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. В заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Видяева А.Н. прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 пунктом 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одной из следующих решений: об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ст. 6.4 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Частью 1 статьи 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999г. N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно ч. 3 ст. 39 вышеназванного ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Признавая УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, судья сославшись на протокол об административном правонарушении "данные изъяты" от 29 декабря 2015 года (л.д. 1-5); протокол "данные изъяты" осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24 декабря 2015 года (л.д. 8-9), определение "данные изъяты" о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22 декабря 2015 года (л.д. 17-18), сделал в постановлении вывод, что в действиях УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо нарушило положения ст.ст.11,24,25 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", а именно, в операционном зале после установки пластиковых окон оконные проемы до конца не оформлены (не заделаны монтажной пеной); в зале для почтальонов необходимо поведение ремонта - краска на стенах отслаивается, на стыке между стеной и полом на противоположной от входа стене имеются дефекты в виде отсутствия штукатурки, на оконных рамах, подоконниках, отопительных радиаторах наблюдается отслоение краски, линолеум требует замены из-за потертостей и частичного нарушения его целостности. В помещении, где расположен санузел, пол прогнил, линолеум пришел в негодность, на стенах и потолке имеются множественные трещины, отслаивается краска на стенах, побелка на потолке, кирпичная кладка стен туалета частично разрушена (в углах слева и справа от двери на стыке с полом).
Считаю, что данные выводы в постановлении судьи ошибочны и не свидетельствуют о виновности УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
В основу постановления судья сослался на п. 1.9 "СанПиН 2.2.0.555-96. 2.2. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 N 32) для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство. Соответствуют безопасным условиям труда.
Вместе с тем данный СанПиН устанавливает гигиенические требования к условиям труда женщин, а из пункта 1.9 данного СанПина следует, что "для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство. Соответствуют безопасным условиям труда.
В данном случае при установлении объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, в отношении УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" и вменяя юридическому лицу нарушение указанного СанПиНа, судья не учла, что пункт 1.9 СанПин 2.2.0.555-96 устанавливает гигиенические требования к условиям труда женщин, при этом какие-либо требования относительно текущего ремонта помещения почты данный пункт Санитарных правил и норм не содержит.
Кроме того, в материалах дела ( л.д. 13-16) имеется экспертное заключение филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенской области в Нижнеломовском, Наровчатском, Спасском, Вадинском, Мокшанском, Земетчинском районах" "данные изъяты" от 28 декабря 2015 года, из которого усматривается, что измеренные показатели температуры, относительной влажности воздуха и освещенности в помещениях по адресу: "данные изъяты" в ОПС-1 на рабочих местах соответствуют требованиям СанПин 2.2.0.555-96 " Гигиенические требования к условиям труда женщин", СанПин 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений".
Данное экспертное заключение является допустимым доказательством, юридически значимым для разрешения административного дела, однако судьей оценка указанному заключению "данные изъяты" от 28 декабря 2015 года не дана.
В силу норм статьи 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Собранные по делу доказательства, в их совокупности и в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, не свидетельствуют о том, что в действиях юридического лица УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Напротив, из всех доказательств, собранных по делу, следует вывод об отсутствии нарушений юридическим лицом п. 1.9 СанПина 2.2.0.555-96, что свидетельствует об отсутствии в действиях УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
В своих возражениях (л.д. 98 оборот) административный орган ссылается на нарушение юридическим лицом СНИП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", однако нарушение данного СНИПа юридическому лицу административным органом не вменялось.
Таким образом, полагаю, что в действиях УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 6.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление судьи Нижнеломовского районного суда от 11 января 2016 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по ст. 6.4 КоАП РФ прекращению за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, жалобы представителя УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Сараевой О.Ю., директора УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" Ахметзянова Б.Н. - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.6, частью 1 пунктом 3 статьи 30.7, пунктом 2 частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нижнеломовского районного суда от 11 января 2016 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Пензенской области прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Жалобы представителя УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" по доверенности Сараевой О.Ю., директора УФПС Пензенской области - филиала ФГУП "Почта России" Ахметзянова Б.Н. - удовлетворить.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.