судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Овчаренко А.Н.,
судей Крючковой Н.П., Репиной Е.В.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по апелляционной жалобе председателя ТСЖ "Чкалова 3" Некрасовой И.В. на решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 27 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования председателя ТСЖ "Чкалова 3" Некрасовой И.В., действующей в интересах собственников многоквартирного дома, к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области о признании незаконными действия администрации г. Нижний Ломов Пензенской области, выразившиеся в принятии постановления о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счёте регионального оператора, о признании незаконным постановления администрации г. Нижний Ломов Пензенской области N249 от 23 сентября 2014 года в части принятия решения о включении многоквартирного дома "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" в региональную программу, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта, возложении обязанности по внесению изменений в постановление администрации г. Нижний Ломов Пензенской области N249 от 23 сентября 2014 года путём исключения многоквартирного дома из перечня многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Нижний Ломов, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счёте регионального оператора, оставить без удовлетворения",
заслушав доклад судьи Овчаренко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Председатель ТСЖ "Чкалова 3" Некрасова И.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Нижний Ломов Пензенской области об оспаривании действий и решений, указав, что в силу ч.ч. 3,5 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ. Региональной программой "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, на 2014-2044 годы", утверждённой Постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 года N95-пП, установлен шестимесячный срок со дня её опубликования для выбора собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта. Собственники помещений многоквартирного дома "данные изъяты" не провели общее собрание собственников помещений по выбору способа формирования фонда капитального ремонта, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта. В силу ч. 6 ст. 170 ЖК РФ орган местного самоуправления обязан созвать общее собрание собственников помещений многоквартирного дома "данные изъяты" для решения вопроса о способе формирования фонда капитального ремонта не позднее, чем за месяц до окончания срока, установленного ч. 5 ст. 170 ЖК РФ, если такое решение не было принято ранее. Однако орган местного самоуправления не созвал в установленный срок общее собрание собственников помещений многоквартирного дома "данные изъяты" для решения вопроса о способе формирования фонда капитального ремонта и в нарушение требований ч. 6 ст. 170 ЖК РФ вынес постановление N249 от 23 сентября 2014 года "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счёте регионального оператора", которым, по мнению административного истца, нарушается права собственников помещений многоквартирного дома, гарантированные ч.ч. 3,4 ст. 170 ЖК РФ, в частности на выбор способа формирования фонда капитального ремонта и на выбор владельца специального счёта. Считала, что допущенные нарушения администрацией г. Нижний Ломов могут причинять собственникам помещений многоквартирного дома убытки, поскольку ТСЖ "Чкалова 3" стало самостоятельно начислять плату за капитальный ремонт общего имущества собственникам помещений. Собственниками помещений выбран один из способов формирования фонда капитального ремонта, определены перечень услуг и работ по капитальному ремонту общего имущества, сроки проведения капитального ремонта общего имущества, владелец специального счёта ТСЖ "Чкалова-3", банк, в котором открыт специальный счёт.
По указанным основаниям, с учетом уточненной редакции административных исковых требований председатель ТСЖ "Чкалова 3" Некрасова И.В. просила суд признать незаконными действия администрации г. Нижний Ломов Пензенской области, выразившиеся в принятии постановления о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счёте регионального оператора, а также признать незаконным постановление администрации г. Нижний Ломов Пензенской области N249 от 23 сентября 2014 года в части принятия решения о включении многоквартирного дома "данные изъяты" в региональную программу, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта, возложить на административного ответчика обязанность по внесению изменений в постановление администрации г. Нижний Ломов Пензенской области N249 от 23 сентября 2014 года путём исключения многоквартирного дома из перечня многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Нижний Ломов, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счёте регионального оператора.
Нижнеломовский районный суд Пензенской области постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе председатель ТСЖ "Чкалова 3" Некрасова И.В. просила отменить данное решение, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом доводов административного истца о незаконности оспариваемого постановления органа местного самоуправления и нарушении прав собственников помещений в многоквартирном доме на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, а также на ошибочность выводов суда о пропуске административным истцом установленного законом срока на обращение в суд.
В письменных возражениях представитель административного ответчика - администрации г. Нижний Ломов Пензенской области - Кусмарова Ю.В., действующая на основании доверенности, считала доводы апелляционной жалобы необоснованными, просила отказать в ее удовлетворении и оставить решение суда без изменения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, исходя из следующего.
В соответствии с положениями частей 1, 3-7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия органом местного самоуправления оспариваемого постановления) взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5).
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Как установилсуд, административный истец Некрасова И.В. является сособственником квартиры "данные изъяты" и председателем ТСЖ "Чкалова 3", образованного в целях управления общим имуществом указанного многоквартирного дома, который включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 19 февраля 2014 года N 95-пП, опубликованным на официальном сайте данного органа государственной власти 24 февраля 2014 года.
Также установлено, что постановлением администрации г. Нижний Ломов Пензенской области в соответствии с ч. 7 ст. 170 ЖК РФ вынесено постановление от 23 сентября 2014 года N249 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счёте регионального оператора", согласно которому многоквартирный дом "данные изъяты" включен в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования г. Нижний Ломов, включенных в региональную программу, в отношении которых принято решение о формировании фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений на счёте регионального оператора.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований председателя ТСЖ "Чкалова 3" Некрасовой И.В., суд признал установленным и исходил из законности оспариваемого постановления органа местного самоуправления и отсутствия нарушения прав собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и вышеприведенным правовым нормам.
Как установилсуд, в течение 6 месяцев с момента опубликования областной программы капитального ремонта (с 24 февраля 2014 года по 24 августа 2014 года) собственниками многоквартирного дома "данные изъяты" общее собрание не проводилось, в установленный законом срок решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта собственниками многоквартирного дома не было принято и реализовано, в связи с чем, у администрации г. Нижний Ломов Пензенской области имелись предусмотренные ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ основания для принятия постановления о формировании фонда капитального ремонта в отношении указанного многоквартирного дома на счете регионального оператора.
Доводы административного истца о неисполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления, поскольку организация общего собрания, его проведение, принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и его реализация, являются исключительной прерогативой самих собственников помещений в многоквартирном доме. В данном случае информация о возможности и сроках принятия собственниками помещений в многоквартирном доме указанного решения вытекает из содержания обнародованных нормативных правовых актов, и, как установилсуд, доводилась администрацией г. Нижний Ломов Пензенской области и средствами массовой информации до жителей муниципального образования. При таких обстоятельствах отсутствие решения собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, с которым в силу ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ связано принятие оспариваемого постановления, не обусловлено непосредственно бездействием органа местного самоуправления.
При этом, судебная коллегия учитывает, что согласно ч. 1 ст. 173 Жилищного кодекса РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из обстоятельств дела, право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме "данные изъяты" на общем собрании 09 июля 2015 года, оснований полагать, что данное право было нарушено органом местного самоуправления, у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований председателя ТСЖ "Чкалова 3" Некрасовой И.В. является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному исходу дела, судом не допущено, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка.
Выводы суда и доводы апелляционной жалобы относительно соблюдения административным истцом установленного законом срока на обращение в суд не влияют на законность постановленного решения, поскольку у суда имелись вышеприведенные основания для отказа в удовлетворении административного иска.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда по существу административного спора и не содержат предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя ТСЖ "Чкалова 3" Некрасовой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.