Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якуповой Р.И. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской областиоб оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Якупова Р.И. обратилась в Пензенский областной суд 07 декабря 2015 г. с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, расположенного по адресу: "данные изъяты", по состоянию на 10 апреля 2015 г.
В обоснование заявленных требований указала на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб. и не соответствует его рыночной стоимости - "данные изъяты" руб., определенной в отчете независимого оценщика. Данное обстоятельство затрагивает её права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Административный истец Якупова Р.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление своих интересов Крупич С.Ю. (доверенность от 04.12.2015), которая в судебном заседании заявленные требования поддержала (с учетом уточнения), просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пензенской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области) Балакина О.А., действующая на основании доверенности от 01.10.2015, заявленные требования оставила на усмотрение суда, указав при этом, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика, необоснованно.
Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управление Росреестра по Пензенской области) и Правительства Пензенской области Серикова В.В. и Савельева Е.В., действующие на основании доверенностей от 30.10.2015 и 05.11.2015 соответственно, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.Пензы надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в заявлении просит провести судебное заседание в отсутствие представителя администрации г.Пензы, возражает относительно заявленных требований.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости закон предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, расположенный по адресу: "данные изъяты", принадлежит Якуповой Р.И. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия "данные изъяты", выданным "данные изъяты" (л.д.12).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет "данные изъяты" руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 10.04.2015 (л.д.11).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Из статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Установлено, что очередная государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов в Пензенской области проведена по состоянию на 01.01.2012 и её результаты утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 15.11.2013 N 850 - пП.
Спорный земельный участок не вошел в перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки. Его кадастровая стоимость установлена уполномоченным органом на основании статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности и Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, в соответствии с актом определения кадастровой стоимости земельного участка от 10.04.2015 (л.д.85).
Из кадастрового паспорта земельного участка усматривается, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" поставлен на государственный кадастровый учет 10.04.2015 (л.д.13-17).
Поскольку сведения о данном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 10.04.2015, датой, по состоянию на которую должна быть определена рыночная стоимость участка, следует считать -10.04.2015.
В обоснование заявленных требований Якуповой Р.И. представлен отчет от 03.12.2015 N "данные изъяты" (далее - отчет N "данные изъяты"), подготовленный оценщиком Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 10.04.2015 составляет "данные изъяты" руб. (л.д.18-72).
Поскольку рыночная стоимость спорного земельного участка не превышает 30% от кадастровой стоимости, экспертное заключение на указанный отчет не составлялось, что соответствует положениям абзаца 6 части 16 статьи 18 Закона об оценочной деятельности и приказу Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости".
Суд, исследовав отчет N "данные изъяты", приходит к выводу о том, что отчет выполнен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщик провел анализ рынка недвижимости, к которой относится оцениваемый объект, и по результатам анализа определилценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. В отчете объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.
Обоснование расчета рыночной стоимости земельного участка, изложенного в отчете N "данные изъяты", подтверждены показаниями оценщика Пензенского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Ворфоломеева С.В., допрошенного судом в качестве свидетеля.
Лицами, участвующими в деле, достоверность данных, содержащихся в отчете N "данные изъяты", не оспаривалась, доводов, позволяющих подвернуть сомнению выводы оценщика, не приводилось. Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб. по состоянию на 10.04.2015.
При таких обстоятельствах требования Якуповой Р.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в равном его рыночной стоимости размере подлежат удовлетворению.
Что касается довода представителя административного ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской областио том, что привлечение органа кадастрового учета к рассмотрению дела в качестве административного ответчика необоснованно, суд, отклоняя данный довод, исходит из следующего.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденным Приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331 (далее - Устав ФГБУ "ФКП Росреестра"), указанное учреждение находится в ведении Росреестра и к предмету его деятельности относится осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
На основании приказа Росреестра от 26.12.2011 N П/531 с 01.03.2012 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
По делу установлено, что кадастровая оценка спорного земельного участка была определена по правилам статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 24 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7).
С учетом указанных обстоятельств, привлечение ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области к участию в деле в качестве административного ответчика обоснованно.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Якуповой Р.И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под коммунально-складские объекты, расположенного по адресу: "данные изъяты", по состоянию на 10 апреля 2015 г., в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи Якуповой Р.И. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 07 декабря 2015 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18.01.2016.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.