Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Ломтевой Л.С.
судей Федотовой Н.П., Преснова В.С.
при секретаре Москалевой С.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 09 февраля 2016 года
административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 31 августа 2015 года, которым, с учетом определения Тутаевского городского суда Ярославской области от 01.10.2015года, постановлено:
"Исковые требования Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области удовлетворить частично.
Взыскать с Нехайковой Н.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области задолженность по земельному налогу за 2013 года в размере "данные изъяты" рубль.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Нехайковой Н.В. госпошлину в доход бюджета Тутаевского муниципального района в сумме "данные изъяты" рубля".
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 4 по Ярославской области обратилась в суд с иском к Нехайковой Н.В. о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме "данные изъяты" рублей. Требования истец мотивировал тем, что Нехайкова Н.В. является собственником земельных участков, находящихся по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами N, N; "адрес" с кадастровым номером N и в соответствии со ст. 388 НК РФ - плательщиком земельного налога. Задолженность по уплате земельного налога образовалась за 2013 год. В соответствии со ст. 69 НК РФ ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ N об уплате недоимки, которое до настоящего времени не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ инспекцией было направлено заявление о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка N 3 Тутаевского судебного района был вынесен судебный приказ N о взыскании с Нехайковой Н.В. задолженности по уплате налога. В связи с поступлением возражений относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения в связи с необоснованностью, нарушением норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в полном объеме, заслушав представителя Межрайонной ИФНС России N4 по Ярославской области по доверенности Шарову О.Л., Нехайкову Н.В., изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Удовлетворяя частично исковые требования Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области, суд исходил из того, что Нехайкова Н.В. является плательщиком земельного налога, за налоговый период 2013 год налог не уплачен, требование об уплате налога не исполнено, сроки обращения с иском в суд налоговым органом соблюдены. При этом сумма задолженности по земельному налогу в отношении земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" с кадастровым номером N взыскана судом исходя из налоговой ставки 0,3 процента.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388 НК РФ) определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ст. 389 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 п. 1 НК РФ). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 391 п. 1 НК РФ). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 391 п. 4 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 п. 1 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 394 п. 1 НК РФ). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 п. 1 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ст. 396 п. 3 НК РФ).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Решением муниципального Совета городского поселения Тутаев от 19.09.2013 N 12 "Об установлении земельного налога" установлено, что налоговая ставка земельного налога устанавливается 0,3 процента в отношении занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Материалами дела установлено, что Нехайкова Н.В. является собственником земельных участков, находящихся по адресу: "адрес" с кадастровыми номерами N, N; "адрес" с кадастровым номером N.
Постановлением Администрации городского поселения Тутаев N 422 от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с "для строительства магазина смешанных товаров" на "для размещения многоквартирного дома".
Налоговым органом исчислен налогоплательщику земельный налог за 2013 год в отношении земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" с кадастровым номером N в сумме "данные изъяты" руб., исходя из налоговой базы "данные изъяты" руб. и налоговой ставки 1,5%, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в сумме "данные изъяты" руб., исходя из налоговой базы "данные изъяты" руб. и налоговой ставки 0,3%, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в сумме "данные изъяты" руб., исходя из налоговой базы "данные изъяты" руб. и налоговой ставки 0,3%., по сроку уплаты - до ДД.ММ.ГГГГ, о чем в адрес ответчика направлено налоговое уведомление.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику направлено требование N со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое налогоплательщиком в полном объеме не исполнено.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о взыскании с Нехайковой Н.В. задолженности по земельному налогу за 2013 год с учетом применения в отношении земельного участка, находящегося по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, налоговой ставки 0,3%, с сентября - декабрь, в сумме "данные изъяты" руб.
Доводы жалобы об оспаривании вывода суда о применении налоговой ставки 0,3% при расчете задолженности по земельному налогу в 2013 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером N, поскольку применение данной ставки возможно только с ДД.ММ.ГГГГ, как года следующего за налоговым периодом, в котором были внесены изменения по виду разрешенного строительства, судебной коллегией не принимаются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
В силу п. 1, 2 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Согласно решению Муниципального Совета городского поселения Тутаев от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении земельного налога" установлено, что налоговая ставка земельного налога устанавливается 0,3 процента в отношении приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N изменен на вид "для размещения многоквартирного дома" ДД.ММ.ГГГГ Сведения об этом изменении внесены в данные кадастрового учета.
В связи с изменением вида разрешенного использования земельного налога, налогоплательщик вправе требовать перерасчета суммы земельного налога за период времени, начиная с момента принятия решения о таком изменении, исходя из ставки земельного налога, соответствующей измененному виду разрешенного использования.
Поскольку применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета, применение налоговой ставки 1,5% к данному земельному участку после изменения вида разрешенного использования является необоснованным.
Ссылка в жалобе на письмо Минфина РФ от 16.07.2013 г. судебной коллегией отклоняется, поскольку оно не является официальным документам, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 31 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 4 по Ярославской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.