Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Веселой И.Н., Долгополовой Т.В.,
при секретаре Райковой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Саяногорск, муниципальному казенному учреждению муниципального образования город Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" о возложении обязанности транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации муниципального образования город Саяногорск Сергиенко Эльвиры Михайловны на решение Саяногорского городского суда от 18 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Веселой И.Н., объяснения представителей ответчика администрации муниципального образования город Саяногорск Сергиенко Э.М., Никитенко Е.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Саяногорска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - ООО "Полигон") о возложении обязанности произвести утилизацию твердых бытовых отходов в объеме 71967 куб.м с территории земельных участков площадью "данные изъяты" и "данные изъяты", находящихся по адресам: "адрес" и "адрес", способом их дальнейшего транспортирования и утилизации в срок до 30.08.2015. Требования мотивировал тем, что решением Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора о запрещении ООО "Полигон" осуществлять деятельность по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) на вышеназванных земельных участках. Исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением. Ответчик осуществляет складирование ТБО на указанных земельных участках, в результате чего происходит накопление этих отходов, дальнейшую их утилизацию, обезвреживание, размещение не производит. Данное нарушение оказывает негативное воздействие на почву и атмосферный воздух, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация муниципального образования город Саяногорск (далее - администрация МО г.Саяногорск) и муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения (далее также - МКУ "КБО") (л.д. 112 том 1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований прокурора к ООО "Полигон" прекращено (л.д. 183 том 1).
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, окончательно просил обязать администрацию МО г. Саяногорск, МКУ "Комбинат благоустройства и озеленения" транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы с территории вышеуказанных земельных участков в объеме 71967 куб. м в места захоронения (хранения) и (или) полигоны ТБО, имеющие лицензии на соответствующий вид деятельности, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ (л.д. 191-192 том 1).
В судебном заседании помощник прокурора Лучникова В.Л. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила установить срок для устранения нарушений до 01.06.2016.
Ответчики администрация МО г.Саяногорск, МКУ "КБО", третье лицо ООО "Чистый город" представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено судом в отсутствие их представителей.
Представители МКУ "КБО" и администрации МО г. Саяногорск представили письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признали.
Суд постановилвышеприведенное решение, которым исковые требования прокурора удовлетворил в полном объеме, установилсрок для исполнения решения до 01.06.2016.
С решением суда не согласна представитель администрации МО г.Саяногорск Сергиенко Э.М. В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, ненадлежащую оценку доказательств и неправильное применение норм материального права. Указывает, что судом первой инстанции не исследованы обстоятельства наличия на дату вынесения решения юридического лица, ответственного за территории, на которых расположены отходы, а именно не принят во внимание договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ N земельного участка площадью "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", на основании которого данный земельный участок предоставлен ООО "Полигон г.Саяногорска" на срок с ДД.ММ.ГГГГ до заключения договора аренды земельного участка по результатам аукциона. ДД.ММ.ГГГГ состоялся аукцион по продаже права на заключение договора аренды данного земельного участка, победителем которого признано ООО "Финанс". ДД.ММ.ГГГГ с ним заключен договор аренды земельного участка N сроком на 5 лет, по условиям которого арендатор обязан содержать земельный участок и прилегающие к нему территории по периметру на расстоянии 3-х метров в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, требованиями пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, а также проводить мониторинг состояния загрязнения окружающей среды. В связи с изложенным считает неправильным вывод суда о том, что транспортировка (вывоз) ТБО входит в компетенцию органов местного самоуправления. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, полагает, что администрация МО г.Саяногорск надлежащим образом реализует исполнительно-распорядительные функции в сфере обращения с отходами, и доказательств обратного суду не представлено. По ее мнению, судом не дана надлежащая оценка представленным ООО "Полигон" доказательствам, подтверждающим, что на земельном участке площадью "данные изъяты" по адресу: "адрес", деятельность по размещению отходов не ведется, участок рекультивирован, негативное воздействие на почву и атмосферный воздух отсутствует. В связи с этим транспортирование ТБО с данного участка не предусмотрено законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Саяногорска выражает согласие с решением суда.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения присутствующих лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.02.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
В соответствии с пунктом 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктом 24 части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.01.2016, без учета, изменений, внесенных в названные законодательные акты Федеральным законом от 29.12.2014 N458-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относилась организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия администрации МО г. Саяногорск предусмотрены пунктом 20 части 1 ст. 32 Устава муниципального образования город Саяногорск, утвержденного решением Саяногорского городского Совета депутатов от 31.05.2005 N 35 (с последующими изменениями и дополнениями). Данное муниципальное образование имеет статус городского округа.
Согласно пунктам 1 и 2 ст.13 Федерального закона N 89-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляли органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением Саяногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Полигон" запрещено осуществлять деятельность по захоронению твердых бытовых отходов на земельных участках площадью "данные изъяты" и "данные изъяты", расположенных по адресам: "адрес" и "адрес", без наличия соответствующей лицензии (л.д. 5-10).
На указанных земельных участках производилось накопление твердых бытовых отходов IV-V классов опасности, что подтверждается актами осмотра (обследования) от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленными судебным приставом-исполнителем Ч. с участием представителей прокуратуры г.Саяногорска и администрации МО г. Саяногорск (л.д. 11-12, 13-14), а также актом проверки Управления Роспотребнадзора по РХ от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 16-22).
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Полигон", осуществлявшее деятельность по складированию отходов на вышеназванных земельных участках, ликвидировано (л.д. 89).
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на администрацию МО г. Саяногорск и МКУ "КБО" обязанности транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы с территории вышеуказанных земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки находятся в муниципальной собственности, и на момент вынесения решения администрацией МО г.Саяногорск не представлено доказательств наличия договорных отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом по поводу спорных земельных участков и расположенных на них ТБО.
Между тем с изложенным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен при неправильном толковании норм материального права.
Как следует из анализа вышеприведенных правовых норм, на органы местного самоуправления до 01.01.2016 возлагалась обязанность осуществлять организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
Конституционно-правовой смысл пункта 24 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выявлен в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П, где указано, что закрепление указанной нормой в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку (пункт 4).
Однако в исковом заявлении с учетом уточнения исковых требований (л.д. 191-192) прокурор просил обязать администрацию МО г. Саяногорска транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы с земельных участков, что, по мнению судебной коллегии, не может быть отнесено к организационной деятельности в этой области, возложенной законом на органы местного самоуправления.
С учетом изложенного заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о том, что транспортировка (вывоз) ТБО не входит в компетенцию органов местного самоуправления, поскольку законодательство возлагает на них осуществление исполнительно-распорядительных функций в области обращения с отходами. Соответственно, обжалуемое решение подлежит отмене в части возложения на администрацию МО г. Саяногорск обязанности транспортировать (вывезти) ТБО с вышеуказанных земельных участков в места захоронения (хранения) и (или) полигоны ТБО, имеющие соответствующие лицензии, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка прокурора на обязанность администрации муниципального образования освободить спорные земельные участки от твердых бытовых отходов в силу положений ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, обязывающей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, не подтверждает правильность выводов суда в этой части, так как названная норма прямо не указывает, какие действия необходимо проводить в этих целях. Более того, доказательств бездействия администрации в организации деятельности по освобождению рассматриваемых земельных участков от отходов стороной истца не представлено.
В части возложения обязанности по транспортировке (вывозу) ТБО на МКУ МО г. Саяногорск "Комбинат благоустройства и озеленения" решение суда не обжалуется, а потому его правильность в этой части судебной коллегией не проверяется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саяногорского городского суда от 18 сентября 2015 года по настоящему делу отменить в части возложения обязанности транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы на администрацию муниципального образования город Саяногорск.
Принять в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора города Саяногорска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Саяногорск о возложении обязанности транспортировать (вывезти) твердые бытовые отходы отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи И.Н. Веселая
Т.В. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.