Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Меншутиной Е.Л.
судей Гулиной Е.М., Мирошкина В.В.,
при секретаре Семеновой А.А.
рассмотрела в заседании от 10 февраля 2016 года апелляционную жалобу ФГБУК "Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские"
на решение Видновского городского суда Московской области от 8 июня 2015 года по делу по иску Министерства культуры МО к Гусевой А. М., Семеровой Т. В., Лисичкиной О. В., ФГБУК "Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские" о признании постройки самовольным постройкой здания автомойки и ее сносе.
Заслушав доклад судьи Меншутиной Е.Л., объяснения представителя ответчиц - Колонюка С.И., судебная коллегия
установила:
Министерство культуры Московской области обратилось в суд с иском к Гусевой А.М., Семеровой Т.В., Лисичкиной О.В., ФГБУК "Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские", Администрации городского поселения "Горки Ленинские о признании самовольной постройкой здания автомойки, расположенной на земельном участке общей площадью 2135 кв.м. с кадастровым номером 50:21:0070211:1193, и её сносе. В обоснование заявленных требований указано, что данный земельный участок, принадлежащий ответчикам, расположен в границах охранной зоны, на территории Ансамбля усадьбы "Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские", который был включён Указом Президента РФ от 20.02.1995 года N176 в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. 16 января 2015 при проведении комиссионного обследования территории и зон охраны объекта культурного наследия Ансамбля усадьбы "Горки Ленинские" истцом было установлено, что в нарушение режима использования земель на территории охранной зоны, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" ответчиками возведено здание автомойки высотой около 7 м. Истец полагает, что здание автомойки является самовольной постройкой и подлежит сносу, поскольку в силу ст. 99 ЗК РФ, нормы которой предусматривают особый правовой режим использования земель, запрещается деятельность, несовместимая с основным назначением земель, отнесенных к землям историко-культурного назначения.
Представитель Министерства культуры МО о дате слушания дела извещался, но в судебное заседание не явился. Суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Гусевой А.М., Семеровой Т.В., Лисичкиной О.В. - адвокат Колонюк С.И. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что автомойка расположена на земельном участке, принадлежащим ответчикам на праве долевой собственности. На строительство автомойки было получено разрешение в установленном законом порядке. Кроме того, автомойка была принята в эксплуатацию.
Представитель третьего лица - ФГБУК Государственного исторического музея-заповедника "Горки Ленинские" о дне слушания дела извещался, но в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть в его отсутствие, исковые требования Министерства культуры МО просил удовлетворить.
Представитель третьего лица - Администрации городского поселения Горки Ленинские в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что Решением Совета депутатов от 31.05.2012 г. N4/36 был утверждён генеральный план городского поселения Горки Ленинские. Указанное решение опубликовано. Постановлением Правительства МО от 10.05.2012 г. N720/17 проект генерального плана был согласован в установленном законом порядке, в том числе и с Министерством культуры МО. Согласно разделу ОД 2 Правил землепользования и застройки городского поселения Горки Ленинские, спорный земельный участок находится в зоне размещения объектов административно-хозяйственных служб, бизнеса, кредитно-финансовой и деловой сферы, торговли, культуры и досуга, связанные с массовым посещением, и имеет условно разрешенный вид использования "предприятия по обслуживанию транспортных средств". Администрацией городского поселения Горки Ленинские было выдано разрешение на строительство автоматической мойки для автомобилей 11.05.2012 г. Указанный объект (автомойка) был введён в эксплуатацию 04.07.2012 г.
Решением суда от 08 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований Министерства культуры Московской области отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУК "Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские" просит указанное решение суда отменить как неправильное.
Выслушав объяснения представителя ответчиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, ответчицамна праве общей долевой собственности (по 1/3 доле каждой) принадлежит земельный участок с кадастровым "данные изъяты", площадью 2135 кв.м., с видом разрешенного использования - предприятия по обслуживанию транспортных средств, категория земель - земли населённых пунктов, расположенный по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты".
Указанный земельный участок расположен на территории Ансамбля усадьбы "Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские", который Указом Президента РФ от 20.02.1995 года N176 включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
На данном земельном участке ответчиками возведено нежилое строение - автоматическая мойка для автомобилей с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 323,8 кв.м., этажность 2, которой Распоряжением администрации городского поселения Горки Ленинские от 22.12.2014 N1225 присвоен почтовый адрес: "данные изъяты" строение 1.
Согласно акту комиссионного обследования территории и зон охраны объекта культурного наследия Министерства культуры МО от 16 января 2015 года N01-15 АП, в ходе осмотра территории объекта культурного наследия - ансамбля усадьбы "Горки Ленинские, ХIХ в.", расположенного на территории Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские", установлены нарушения требований действующего законодательства в области государственной охраны памятников. Так, п. 7 Положения о Государственном историческом заповеднике "Горки Ленинские" и его охранной зоне, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.12.1987 года N476, запрещается на территории Государственного исторического заповедника "Горки Ленинские" производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения уполномоченного органа. В нарушение установленного режима использования территории заповедника на территории автомобильной стоянки, расположенной у восточного въезда на территорию памятника, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" неустановленными лицами возведено вышеуказанное здание автомойки высотой около 7 м. Нарушение на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" на территории автомобильной стоянки (участок 1 охранной зоны комплекса Усадьбы, поворотные точки г и и) одновременно является нарушением режима использования земель на территории охранной зоны памятника - "Горки Ленинские", запрещающего: строительство нежилых и жилых зданий и сооружений, за исключением воссоздания градостроительной среды обитания культурного наследия; хозяйственную деятельность, ведущую к разрушению, искажению внешнего облика объекта культурного наследия; нарушение исторической планировки территории, искажение, изменение характерного исторического ландшафта и т.д. (л.д. 12-15).
По утверждению Министерства культуры МО, указанное нежилое строение является самовольной постройкой, которая построена в границах охранной зоны объекта культурного наследия, где должен соблюдаться особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство. Кроме того, истец полагает, что строительство произведено без оформления соответствующей исходно-разрешительной документации, в связи с чем строение подлежит сносу.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд исходил из того, что ответчики в установленном законом порядке получили разрешение на строительство автомойки NRU50503102-331/C от 11.05.2012 года и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU50503102-39/ВC от 04.07.2012 года, выданные в рамках должностных полномочий и не противоречащих действующему законодательству, ввиду чего доводы истца о том, что данный объект - автомойка, является самовольным строением не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания, доказательств того, что данное строение нарушает права и законные интересы третьих лиц, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан истцом суду также не представлено.
Ссылку истца на то, что возведённое ответчицами строение создано на земельном участке, не отведённом для этих целей, суд отверг как не нашедшую своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При этом суд отметил, что кадастровый паспорт на земельный участок ответчиков не содержит сведений о том, что данный земельный участок расположен в охранной зоне в качестве объекта культурного наследия. Доводы истца о том, что земельный участок, принадлежащий ответчицам, относится к зоне охраны объекта культурного наследия, не приняты судом во внимание со ссылкой на то, что они не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Также суд указал, что согласно разделу ОД 2 Правил землепользования и застройки городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, утверждённых Решением Совета депутатов г.п.Горки Ленинские Ленинского муниципального района МО N10/42 от 20.12.2012года и Решением Совета депутатов N9/53 от 22.08.2013 года, спорный земельный участок находится в зоне размещения объектов административно-хозяйственных служб, бизнеса, кредитно-финансовой и деловой сферы, торговли, культуры и досуга, связанных с массовым посещением, и имеет условно разрешенный вид использования "предприятия по обслуживанию транспортных средств", а в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014г. N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", на земельных участках, предназначенных для обслуживания автотранспорта, разрешается размещение автомобильных моек.
Суд учел, что Постановлением Правительства Московской области от 10.05.2012 года N720/17 "О согласовании проекта генерального плана городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области" проект генерального плана городского поселения Горки Ленинские согласован с учётом сводного заключения, в том числе, и с Министерством культуры Московской области.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, так как они сделаны без выяснения всех имеющих значение для дела обстоятельств, с нарушением норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 99 Земельного кодекса РФ, к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных и гражданских захоронений.
В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Согласно подп. 2 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ, права на землю могут быть ограничены в связи с установлением особых условий охраны окружающей среды, в том числе памятников природы, истории и культуры. Такие ограничения устанавливаются независимо от категории земель, к которой отнесен соответствующий земельный участок.
Подпунктом 4 статьи 1 ГрК РФ установлено, что зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
Из материалов дела видно, что границы и режимы зон охраны ансамбля усадьбы "Горки Ленинские" утверждены постановлением Правительства Московской области от 21.09.2009 года N757/40 и отражены на графическом изображении зон, являющемся приложением к постановлению (л.д. 125-134).
Поскольку судом не был выяснен вопрос о том, находятся ли участок ответчиц и расположенное на нем строение - автомойка в зоне охраны объекта культурного наследия Ансамбля усадьбы "Горки Ленинские", судебной коллегией по делу была назначена и проведена землеустроительная экспертиза в соответствии с п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".
Как видно из заключения экспертизы, определить границу охранной зоны ансамбля усадьбы "Горки Ленинские" в соответствии с действующим нормативным документом "Зона охраны объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля усадьбы "Горки Ленинские, ХIХ в." в рабочем поселке Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области", утвержденным постановлением Правительства Московской области от 21.09.2009 года, не представилось возможным, так как описание границ противоречит фактическому расположению характерных объектов местности - автостоянки и нежилого строения. Экспертами с учетом фактического расположения характерных объектов местности - автомобильной дороги, отвода земельного участка под автостоянку, бытового сооружения (указанных в нормативном документе "Зона охраны объекта культурного наследия федерального значения - ансамбля усадьбы "Горки Ленинские, ХIХ в." в рабочем поселке Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области", утвержденном постановлением Правительства Московской области от 21.09.2009 года N757/40) и в соответствии с графическим приложением к указанному нормативному документу, было определено расположение части границ охранной зоны на местности, вблизи здания автомойки. При сопоставлении местоположения земельного участка и здания автомойки, принадлежащих ответчикам, с определенным экспертами на местности расположением части границ охранной зоны ансамбля усадьбы "Горки Ленинские" экспертами установлено, что часть границы охранной зоны по картографическому материалу с учетом расположения характерных объектов местности пересекает земельный участок с кадастровым номером 50:21:0070211:1193. Здание автомойки и часть кадастровых границ земельного участка ответчиков по картографическому материалу с учетом расположения характерных объектов местности расположены в границе указанной охранной зоны ансамбля усадьбы "Горки Ленинские".
У судебной коллегии не имеется оснований не доверять экспертному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями закона, документ составлен экспертом, квалификация которого сомнений не вызывает, при проведении экспертизы непосредственно исследованы объекты недвижимого имущества, заключение является полным и обоснованным, выводы эксперта представляются ясными и понятными.
Таким образом, часть земельного участка и здание автомойки ответчиц располагаются в границах охранной зоны, в которой запрещено строительство нежилых и жилых зданий и сооружений, за исключением воссоздания градостроительной среды обитания культурного наследия; хозяйственная деятельность, ведущая к разрушению, искажению внешнего облика объекта культурного наследия; нарушение исторической планировки территории, искажение, изменение характерного исторического ландшафта и т.д., однако суд первой инстанции при разрешении спора данное обстоятельство не учел.
Тот факт, что здание автомойки не создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, возведено на основании разрешения на строительство, имеется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, значения не имеет, учитывая, что строительство спорного здания осуществлено с нарушением режима использования земель в границах охранной зоны памятника - "Горки Ленинские".
Нельзя признать правомерной ссылку суда на то, что, согласно разделу ОД 2 Правил землепользования и застройки городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, спорный земельный участок находится в зоне размещения объектов административно-хозяйственных служб, бизнеса, кредитно-финансовой и деловой сферы, торговли, культуры и досуга, имеет условно разрешенный вид использования "предприятия по обслуживанию транспортных средств", а также на то, что проект генерального плана городского поселения Горки Ленинские согласован, в том числе, и с Министерством культуры Московской области.
Как видно из материалов дела, 11 мая 2012 года ООО "Диалог" было выдано разрешение NRU50503102-331/C на строительство автоматической мойки для автомобилей площадью 160 кв.м., этажностью 1 (л.д. 36), тогда как фактически было возведено двухэтажное здание автомойки общей площадью 323,8 кв.м.
Кроме того, на момент выдачи разрешения на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU50503102-39/ВC от 04.07.2012 года, а также на момент согласования проекта генерального плана г.п. Горки Ленинские с Министерством культуры Московской области земельный участок ответчиц имел разрешенное использование "для организации охраняемой автостоянки частных автомобилей и экскурсионного транспорта", и только распоряжением Главы городского поселения Горки Ленинские от 26.08.2014 года N677/3 вид разрешенного использования был изменен на "предприятия по обслуживанию транспортных средств".
Суд данные обстоятельства во внимание не принял и никакой оценки им не дал.
При изложенных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене на основании ст. 330 ч. 1 п.п. 1,3,4 ГПК РФ с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Министерства культуры МО, признании самовольной постройкой здания автомойки, расположенного на земельном участке ответчиц, и обязании их снести данное здание автомойки в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, на основании ст. 103 ГПК РФ с ответчиц подлежит взысканию госпошлина доход бюджета в сумме 300 рублей в равных долях, по 100 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Видновского городского суда Московской области 8 июня 2015 года отменить, постановить по делу новое решение, которым признать самовольной постройкой здание автомойки, расположенное на земельном участке общей площадью 2135 кв.м. с "данные изъяты", принадлежащем Гусевой А. М., Семеровой Т. В., Лисичкиной О. В..
Обязать Гусеву А. М., Семерову Т. В., Лисичкину О. В. снести здание автомойки, расположенное на земельном участке общей площадью 2135 кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Гусевой А. М., Семеровой Т. В., Лисичкиной О. В. госпошлину доход бюджета в сумме 300 рублей в равных долях, по 100 рублей с каждого.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.