Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Яковлевой В.В.
судей Самодуровой Н.Н., Сафоновой Л.А.
при секретаре Каримове Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Топорковой Н.П. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Топорковой Н.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г. Самары о включении сведений о заработной плате, учитываемой при исчислении пенсии, перерасчете размере пенсии по старости - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Самодуровой Н.Н., пояснения Топорковой Н.П. в поддержание доводов апелляционной жалобы, пояснения представителя третьего лица Военного комиссариата Самарской области по доверенности Поповой Т.М., судебная коллегия
установила:
Топоркова Н.П. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г. Самары о включении сведений о заработной плате, учитываемой при исчислении пенсии, перерасчете размере пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Топоркова Н.П. указала на то, что по достижении возраста 55 лет с 16.07.2013 года ей назначена пенсия по старости с учетом заработной платы за период с 01.08.1974 года по 31.03.1980 год (60 мес.) с соотношением заработков 0,678, в размере 5152 руб. 40 коп. На основании заявления истца о пересмотре размера назначенной пенсии УПФ РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара 21.05.2014 г. было вынесено Решение N 23/1381 о назначении истцу пенсии из наиболее выгодного варианта исчисления заработной платы за период с 01.03.1988 по 30.06.1993 г., с соотношением заработных плат 0,938, в размере 6 907 руб. 28 коп.
После проведения проверки первичных документов за 1992-1995 г.г. ответчиком было выявлено несоответствие сумм заработной платы, указанных в справке N 54 от 26.03.2013 г., выданной Военным Комиссариатом Самарской области, первичным документам бухгалтерского учета. В связи, с чем справка N 54 от 26.03.2013 г., выданная Военным Комиссариатом Самарской области, при исчислении пенсии во внимание принята не была, в результате чего Управлением было вынесено Решение N 29/1780 от 09.07.2014 г. произвести расчет её пенсии по справкам о заработной плате за период с 01.08.1984 г. по 31.10.1989 г., с соотношением заработных плат 0,751, с 16.07.2013 г., при этом размер ее пенсии составил 5 298 руб. 84 коп. С данным решением истец не согласна.
Считает, что в связи с отсутствием в архиве расчетных ведомостей о составе заработной платы за 1993 год и август 1995 года сотрудников Самарского районного военного комиссариата г. Куйбышева, возможным использовать сведения об окладе служащего, работающего в должности старшего помощника начальника отдела Ленинского районного военного комиссариата г.Куйбышева, для исчисления полагающейся ей пенсии.
Ссылаясь на то, что право на социальное обеспечение, в том числе и пенсионное, не может быть ограничено ненадлежащим исполнением обязанности работодателя в предоставлении сведений о работе гражданина и не передачи соответствующих документов для предоставления таких сведений государственным или иным архивам, Топоркова Н.П. просила суд возложить на Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара обязанность включить в сведения о начисленной ей заработной плате следующие суммы заработной платы за период работы в Самарском районном военном комиссариате г. Куйбышева, учитываемой при исчислении пенсии по старости: январь 1993 - размер оклада 8930 руб., итого за месяц 8930 руб., февраль 1993 г. - размер оклада 11162 руб., итого за месяц 11162 руб.; март 1993 г. - размер оклада 11162 руб., итого за месяц 11162 руб.; апрель 1993 г. - размер оклада 22325 руб., итого за месяц 22325 руб.; май 1993 г. - размер оклада - 22325 руб., итого за месяц - 22325 руб.; июнь 1993 г. размер оклада 22325 руб., итого за месяц 22325 руб.; июль 1993 г. - размер оклада 22325 руб., итого за месяц 22325 руб., август 1993 г. - размер оклада 22325 руб., размер премии 11780 руб., итого за месяц 34105 руб.; сентябрь 1993 г. размер оклада 39688 руб., размер премии 20000 руб., итого за месяц59688 руб.; октябрь 1993 г. размер оклада 39688 руб., размер премии 20836 руб., итого за месяц 60524 руб.; ноябрь 1993 г. размер оклада 39688 руб., размер премии 20836 руб., итого за месяц 60524 руб.; июль 1995 г. размер оклада 15840 руб., размер премии 126915 руб., итого за месяц 142755 руб.; август 1995 г. размер премии 42 057 руб., итого за месяц 42 057 руб. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара произвести перерасчет её пенсии с даты ее назначения - 16.07.2013 года, исходя из наиболее выгодного варианта исчисления заработной платы за период с 01.03.1988 года по 15.08.1995 год.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Топоркова Н.П. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, считает его законным и обоснованным.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в то время как под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, а под пенсионными правами граждан следует понимать расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года, с учетом которого определяется страховая часть трудовой пенсии. После вышеуказанной даты (01.01.2002 года), учитываются начисленные страховые взносы, сведения о которых содержатся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
При этом, оценка пенсионных прав застрахованных лиц может производиться в порядке, предусмотренном пунктом 3 либо пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности в календарном порядке, при этом, в указанный стаж не включаются периоды учебы, ухода за детьми в возрасте до 3-х лет и т.д.
Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в общий трудовой стаж включаются все периоды работы и иной деятельности, предусмотренные законодательством, действовавшим до 01 января 2002 года, в том числе и периоды учебы, периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства и.т.д.
Как следует из разъяснительно-методического письма Минтруда РФ N 83 89-Ю Л, ПФ РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 "О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников" в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ от 06.12.2011 г. первичными учетными документами являются документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в пп. 8 п. 28 указано, что такими документами могут быть лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Как следует из материалов дела, 12.07.2013 года Топоркова Н.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самары с заявлением о назначении пенсии, в соответствии со ст.7 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" N173 от 17.12.2001 года.
Судом установлено, что с 16.07.2013 года Топорковой Н.П. была назначена трудовая пенсия по старости с учетом заработной платы за период с 01.08.1974 года по 31.03.1980 год (60 месяцев) с соотношением заработков 0,678, в размере 5 152,40 рублей.
Также установлено, что 08.05.2014 года Топоркова Н.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с заявлением о пересмотре размера назначенной пенсии по справкам о заработной плате с марта 1988 по июль 1995 - находящихся в пенсионном деле.
Решением Управления Пенсионного фонда N 23/1381 от 21.05.2014 года Топорковой Н.П. назначена пенсия по старости из наиболее выгодного варианта исчисления заработной платы за период с 01.03.1988 года по 30.06.1993 год, с соотношением заработных плат 0,938.
10.06.2014 года Топоркова Н.П. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара с устным заявлением, в связи с тем, что при расчете среднемесячной заработной платы не были учтены суммы заработной платы с сентября 1986 год по январь 1988 год, за период службы в Войсковой части 7407, по заверенным ксерокопиям личных карточек на денежное довольствие за 1986-1988 гг., которые были представлены 19.08.2013 года.
УПФР в Кировском и Промышленном районах г.о. Самара 09.07.2014 года было принято решение произвести расчет пенсии Топорковой Н.П. по справкам о заработной плате за период с 01.08.1984 г. по 31.10.1989 г. (с соотношением заработных плат 0,751) с 16.07.2013 года установить переполученную сумму пенсии в размере 13 996,86 руб. за период с 16.07.2013г. по 31.07.2014 г. вследствие предоставления справки с недостоверными сведениями о заработной плате, выданной Военным Комиссариатом Самарской области 26.03.2013 г. за N 54.
Из протокола N29/1186 от 09.07.2014 года при проверке электронного выплатного дела Топорковой Н.П.следует, что 19.08.2013 года были приобщены электронные образцы личных карточек на денежное довольствие за 1986 -1987 гг. на 5 листах.
Установлено, что 30.06.2014 года Управлением пенсионного фонда были запрошены копии личных карточек за 1986-1988 гг. в ЦАВВ МВД России.
Согласно п.26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного Фонда РФ от 27.02.2002г. N 16/19 па - среднемесячный заработок может быть подтвержден копиями лицевых счетов, выдаваемых архивными организациями. В связи с чем, были просчитаны все варианты исчисления среднемесячной заработной платы за период с июля 1974г. по август 1995г. При расчете вариантов было обнаружено, что в справке о заработной плате, выданной Военным Комиссариатом Самарской области 26.03.2013г. N 54, сумма заработной платы за январь 1993 года в 30 раз превышает сумму заработной платы за декабрь 1992г. и в 4 раза за февраль 1993 года.
20.06.2013 года был направлен запрос акта проверки в УПФР Октябрьском и Советском районах г.о. Самара для уточнения сумм заработной платы, указанных в справке N54 от 26.03.2013 года, выданной Военным Комиссариатом Самарской области.
Из акта от 02.07.2014 года следует, что за 1992 год установлено расхождение в сумме 303 руб.04 коп., которые произошли в результате того, что не включены ежемесячные премии и отпускные учтены в другом месяце. За 1993г. установлено расхождение за декабрь месяц в сумме 22 147 руб., проверить соответствие данных по заработной плате, указанных в справке за январь- ноябрь 1993 г. первичными бухгалтерскими документами не возможно, из-за отсутствия их у страхователя. За 1994г. установлено расхождение за январь, май, июль в сумме 163 842 рубля. За 1995 год установлено расхождение за январь и август в сумме 226 341 руб.
Поскольку в ходе проверки первичных документов за 1992-1995 гг. выявлено несоответствие сумм заработной платы, указанных в справке N54 от 26.03.2013 г., выданной Военным Комиссариатом Самарской области первичным документам бухгалтерского учета, суд обоснованно не принял их во внимание.
Установлено, что Топоркова Н.П. в период с 02.01.1992 г. по 15.08.1995 г. работала в должности старшего помощника начальника 2-го отделения Самарского районного военного комиссариата г. Куйбышева, что подтверждается трудовой книжкой истца серии АТ-У N 0378077.
Судом также установлено, что расчетные ведомости о составе заработной платы за 1993 год и август 1995 года сотрудников Самарского районного военного комиссариата г. Куйбышева в архиве отдела военного комиссариата Самарской области по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарскому районам г. Самара отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, бесспорно свидетельствующих об индивидуальном размере заработной платы Топорковой Н.П. (отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии отвлечений от основной работы, административных отпусков, больничных листов и т.д.) за 1993 год, июль, август 1995 года, за которые она просит произвести перерасчет, суду не представлено.
В силу п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002, среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Обращаясь в суд с иском, Топоркова Н.П. ссылалась на приказы, имеющиеся в архиве Военного Комиссариата Самарской области об установлении должностного оклада, премированиях, а также на то, что для всех служащих военных комиссариатов, работающих в должности "старшие помощники начальников отделов" на основе Единой тарифной сетки установлен единый размер тарифной ставки (оклада) в связи с чем полагает возможным использовать сведения об окладе служащего, работающего в должности старшего помощника отдела Ленинского районного военного комиссариата г. Куйбышева, для исчисления полагающейся ей пенсии.
Суд первой инстанции правильно указал, что приказы об установлении должностного оклада, премированиях не относятся к первичным бухгалтерским документам, в связи с чем, в них не содержится данных об индивидуальном характере заработка истца в спорные периоды. В данном случае средством доказывания среднемесячного заработка являются именно подлинные документы о среднемесячном заработке конкретного гражданина.
Кроме того, подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным, в связи с чем, средние данные о заработной плате по организации, отрасли или региону, сведения о тарифных ставках и должностных окладах, а также свидетельские показания не могут быть использованы для подтверждения среднемесячного заработка для установления трудовой пенсии, поскольку получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как: количество отработанного времени, объем проделанной работы (изготовленной продукции), квалификации (разряд), режим работы, временная нетрудоспособность, обучение и так далее.
Представленные в материалы дела доказательства, в том числе приказы Самарского районного военного комиссара за 1993 год, июль, август 1995 года, суд исследовал и оценил в их совокупности с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ. Так приказы, на основании которых Топорковой Н.П. были выданы премии, не позволяет однозначно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Принимая во внимание, что доказательств подтверждающих индивидуальный характер заработка Топоркова Н.П. суду не представила, усредненные показатели (средние данные о заработной плате по организации, отрасли, региону) использоваться для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица не могут, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Топорковой Н.П. о включении сведений о заработной плате, учитываемой при исчислении пенсии, перерасчете размере пенсии по старости.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Топорковой Н.П. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.