Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Черкуновой Л.В.,
судей - Ефремовой Л.Н., Гороховика А.С.,
при секретаре - Устяк Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Левина А.Г. в лице представителя Коршиковой Т.И. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 31 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Левина А.Г. удовлетворить частично.
Взыскать ООО "Жилищно-коммунальная система" в пользу Левина А.Г. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, штраф за неудовлетворение требований потребителя в размере 2500 рублей, а всего взыскать 7500 (семь тысяч пятьсот) руб.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ООО "Жилищно-коммунальная система" в доход местного бюджета сумму госпошлины в размере 400 рублей.".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Левин А.Г. обратился в суд с иском к ООО "Жилищно-коммунальная система" о защите прав потребителя.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры N по адресу: "адрес", эксплуатирующей дом организацией является ООО "ЖКС". Однако ответчик свои обязательства исполняет ненадлежащим образом, что выразилось в том, что отопление, подаваемое в его квартиру, не соответствует требованиям закона - неисправна система отопления, что влечет снижение теплоотдачи отопительных приборов. В адрес ответчика неоднократно выдавались предписания ГЖИ, которые оставлены без удовлетворения. Также истец обращался к ответчику с требованием произвести перерасчет за ненадлежащее оказание услуги по отоплению, однако до настоящего времени перерасчет не осуществлен, ответы на претензии не последовали.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец Левин А.Г. просил суд произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг по отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 20 221,29 руб., за нарушение установленных сроков устранения недостатков в качестве предоставляемых услуг взыскать с ООО "ЖКС" в его пользу неустойку в размере 3 % за каждый день просрочки в размере 20 221,29 руб., обязать ООО "ЖКС" выполнить работы по восстановлению системы отопления по адресу "адрес" 2-х месячный срок, взыскать с ООО "ЖКС" в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., расходы на представителя в размере 15 000 руб., штраф в размере 50% цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена Государственная жилищная инспекция Самарской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Левин А.Г. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении части исковых требований и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции истец Левин Д.А., его представитель Коршикова Т.И., представитель ООО "ЖКС", представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Самарской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, не представили, об отложении дела не просили.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация принимает на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в жилом доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, по осуществлению иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
В силу п. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктами 7, 9 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пп. "а", "г" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Подпунктом, "а" п. 33 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
Согласно пп. "в" п. 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
В соответствии с п. 98 Правил при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения (п. 103 Правил).
Материалами дела подтверждается, что Левин А.Г. является собственником квартиры N, расположенной в доме N по ул. "адрес", своевременно и в полном объеме осуществляет плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обслуживание данного жилого дома осуществляет управляющая организация ООО "Жилищно-коммунальная система", что подтверждается договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.68-75).
ДД.ММ.ГГГГ. Левин А.Г. обратился к ответчику с просьбой произвести перерасчет начислений за неоказанную услугу "отопление" за ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия, в которой он указал, что отопление в принадлежащем ему жилом помещении отсутствует. Ответ на претензию не получен.
Из письма ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что в ходе мероприятий по надзору, проведенных ДД.ММ.ГГГГ., выявлено нарушение в части неисправности системы отопления (снижение теплоотдачи отопительных приборов) в квартире "адрес". Ответчику выдано предписание со сроком устранения нарушения - ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. также подтверждено, что в ходе мероприятий по надзору исполнения предписания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что нарушение в части неисправности системы отопления (снижение теплоотдачи отопительных приборов) в квартире N не устранено. В связи с этим, в отношении УК ООО "ЖКС" инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП. Инспекцией выдано повторное предписание на устранение ранее выявленных нарушений со сроком устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. видно, что в ходе мероприятий по надзору исполнения предписания, проведенного ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что нарушение в части неисправности системы отопления (снижение теплоотдачи отопительных приборов) в квартире N не устранено. В связи с этим в отношении УК ООО "ЖКС" инспекцией возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1
ст.19.5 КоАП. УК ООО "ЖКС" признана виновной в совершении административного правонарушения и привлечена к ответственности в виде штрафов.
Из акта проверки ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и письма ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что в ходе инспекционного обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, установлено нарушение в части неравномерного прогрева стояков и приборов отопления в квартире N, выдано предписание со сроком устранения ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту проверки ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и письму ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. в ходе проверки исполнения предписания проведенной ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ранее выданное предписание об устранении нарушения в работе системы отопления в квартире N не исполнено. Выдано новое предписание со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ
Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению приведены в п. 15 Приложения 1 к указанным выше Правилам, а также СанПиНе 2.1.2.2645-10. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °С (в угловых комнатах - не ниже +20 °С). Перерасчет услуги предусмотрен п.14, согласно которому за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей необходимы результаты замера температуры воздуха в жилом помещении.
Поскольку из представленных в дело актов проверок Государственной жилищной инспекции Самарской области, проведенных в помещениях квартиры истца, несоответствие среднечасового значения температуры воздуха, отклонений от нормативного не усматривается, доказательства снижения температуры воздуха в жилых помещениях за весь спорный период отсутствуют, точных значений фактической температуры воздуха в жилом помещении истца акты не содержат, суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для производства перерасчета платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ. на 0,15 % за каждый час, а также взыскания неустойки.
В материалы дела представлен акт проверки ГЖИ Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что предписание N от ДД.ММ.ГГГГ исполнено, нарушения предоставления услуги отопления в квартире N не выявлено, что подтверждено заявителем по телефону. При таких обстоятельствах требования истца о понуждении ответчик выполнить работы по восстановлению системы отопления в квартире, обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
Вместе с тем, имеющиеся в деле акты с достоверностью подтверждают факт неравномерного прогрева стояков системы отопления в дни проведения проверок, что свидетельствует о ненадлежащем предоставлении ответчиком коммунальных услуг. При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал права истца, как потребителя, нарушенными, и руководствуясь ч. 6 ст. 13, ст. 15 Закона "О защите прав потребителей" взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда 5 000 руб. и штраф 2 500 руб.
Правильно, в соответствии со ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, судом разрешен вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Вместе с тем, судебная коллегия, оставляя решение суда без изменения по существу, считает необходимым разрешить вопрос о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оплате у слуг представителя. Указанные расходы реально понесены истцом, что подтверждается представленными в материалы дела документами и непосредственно связаны с защитой нарушенного права. При этом расходы по оплате услуг представителя должны быть определены с учетом фактической занятости представителя по данному делу и принципа разумности.
Судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на представителя в суде в размере 5 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отказано в удовлетворении требований об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за отопление и взыскании неустойки, основаны на неправильном толковании норм материального права. Актами ГЖИ Самарской области установлены факты нарушения в работе системы отопления в квартире истца, однако указанные нарушения носят единичный характер и не подтверждают несоответствие среднечасового значения температуры воздуха в помещении, точных значений фактической температуры воздуха в жилом помещении истца акты не содержат. Ненадлежащая температура воздуха замеряется измерительным прибором, чего в данном случае сделано не было.
Доводы ответчика об отсутствии основанный для возложения на него ответственности по компенсации морального вреда, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку факт ненадлежащего предоставления коммунальных услуг судом с достоверностью установлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2015 года по существу оставить без изменения, уточнив его резолютивную часть указанием на взыскание с ООО "Жилищно-коммунальная система" в пользу Левина А.Г. расходов на представителя в размере 5 000 руб..
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.