Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,
при секретаре Каримове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 14 декабря 2015 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
установила:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области "Средняя общеобразовательная школа N 14 "Центр образования" городского округа Сызрань Самарской области (далее - ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань) обратилось в суд с административным иском к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани об оспаривании предписаний.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 29.01.2015 г. по результатам проверки, проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани, в ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань и ее структурных подразделениях установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в результате чего вынесены предписания N 17-05/13 и N 17-05//15 об устранении выявленных нарушений.
По мнению истца, оспариваемые предписания являются незаконными, так как вынесены в отношении ненадлежащего лица, не являющегося субъектом ответственности, поскольку ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань является государственным бюджетным учреждением, финансируемым на плановый год из средств субъекта Российской Федерации. Вопросы по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в силу закона возложены на органы местного самоуправления.
Кроме того, предписания возлагают на ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань обязанности, не предусмотренные законом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань просило суд признать незаконным и отменить предписание от 29.01.2015 г. N 17/05/13 в части пунктов 2-5, 11, 12, 16-18, 24-26, 30, 34-36, 40, 50, а также признать незаконным и отменить полностью предписание N 17/05/15 от 29.01.2015 г.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 14 декабря 2015 г. постановлено:
"Административный иск ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани о признании предписаний незаконными удовлетворить частично.
Признать незаконным в части предписание Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани N 17-05/13 от 29.01.2015 г. о понуждении ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и отменить пункты 3, 4, 5, 12, 16, 17, 18, 24, 25, 26, 30, 34, 35, 36, 50 предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани N 17-05/13 от 29.01.2015 г.
Признать незаконным в части предписание Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани N 17-05/15 от 29.01.2015 г. о понуждении ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и отменить пункты 1-13, 15-22 предписания Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани N 17-05/15 от 29.01.2015 г.
В апелляционной жалобе ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань просит решение суда отменить как незаконное, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань - Киселева А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Приведенным Федеральным законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац 2 статьи 11).
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 24).
Статьей 28 данного Федерального закона предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань, школа является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.8).
Учреждение наделено имуществом, находящимся в собственности Самарской области и закрепленным за ним на праве оперативного управления (п. 1.12).
В соответствии с пунктом 1.15 Устава, учреждение имеет следующие структурные подразделения: Детский сад N 18, расположенный по адресу: г. Сызрань, ул. Советская, д. 77; Детский сад N 31, расположенный по адресу: г. Сызрань, ул. Советская, д. 51 А; ДТДиМ, расположенный по адресу: г. Сызрань, ул. Ульяновская, д. 145.
Целями деятельности учреждения является, в том числе, создание благоприятных условий для личностного развития, образования и общения обучающихся (п. 2.1.1).
К основным видам деятельности учреждения относится, в том числе, организация питания и охраны здоровья обучающихся (п. 2.3).
На основании соглашения, заключенного 05.05.2012 г. между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Сызрань о взаимодействии в области образования, органы местного самоуправления г.о. Сызрань обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса; обеспечивают предоставление в безвозмездное пользование государственным бюджетным образовательным учреждениям Самарской области (ГБОУ СО) зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса; обеспечивают заключение договоров на предоставление коммунальных услуг и эксплуатационное обслуживание переданного в пользование ГБОУ СО муниципального имущества с организациями, осуществляющими предоставление соответствующих услуг; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование ГБОУ СО и контролируют его использование (п. 2.2).
Согласно договору N 14 на безвозмездное временное пользование муниципальным имуществом от 01.01.2012 г., заключенному между МБУ г.о. Сызрань "СЭЗиС" (ссудодатель) и ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань (ссудополучатель), в безвозмездное временное пользование ссудополучателя передано имущество, в том числе школа N 14, здание детского сада N 31 (2 строения), нежилое здание с пристроем (г. Сызрань, ул. Советская, 77), здание ДТДиМ, включающие иные помещения, сооружения, машины и оборудование. МБУ г.о. Сызрань "СЭЗиС" обязуется нести расходы по техническому содержанию, текущему ремонту переданного в безвозмездное временное пользование недвижимого имущества; содержание, обслуживание оборудования, в том числе, необходимого для нормальной эксплуатации и функционирования переданного недвижимого имущества (п. 2.1.6). ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань обязуется соблюдать технические, санитарные, противопожарные и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации и противопожарной безопасности (п. 2.2.3); не производить перепланировок, переоборудования и других неотделимых улучшений без предварительного письменного согласования со ссудодателем (п. 2.2.4).
Как видно из материалов дела, 29.01.2015 г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани в ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань была проведена проверка, в результате которой в здании школы и ее структурных подразделениях выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, в связи с чем вынесены предписания N 17-05/13 и N 17-05/15 от 29.01.2015 г. об устранении нарушений с указанием срока их устранения.
Предписание составлено Управлением Роспотребнадзора по Самарской области в г. Сызрани в пределах полномочий, предоставленных ему законом, порядок вынесения предписаний соблюден, оспариваемые предписания содержат указание на конкретные действия.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что нарушения санитарно-эпидемиологических требований, зафиксированные в здании ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань, расположенном по адресу: г. Сызрань, ул. Советская, 79, и указанные в пунктах 3-5, 16-18, 34-36 предписания N 17-05/13 от 29.01.2015 г. и в пунктах 1-5, 11-13, 15 предписания N 17-05/15 от 29.01.2015 г., относятся к капитальному и текущему ремонту здания, поэтому обязанность по устранению указанных нарушений лежит на администрации городского округа Сызрань в соответствии с соглашением от 05.05.2012 г. и на МБУ г.о. Сызрань "СЭЗиС" на основании договора N 14 на безвозмездное временное пользование муниципальным имуществом от 01.01.2012 г.
Пункт 3 предписания N 17-05/15 от 29.01.2015 г. носит рекомендательный характер, поэтому не является обязательным к исполнению.
Также суд пришел к правильному выводу, что пункт 12 предписания N 17-05/13 от 29.01.2015 г. подлежит отмене, поскольку на момент вынесения предписания обучение в образовательном учреждении производилось при шестидневной учебной неделе, что подтверждается расписанием, утвержденным 01.09.2014 г., а с 01.09.2015 г. обучение в учебном заведении производится при пятидневной учебной неделе. При этом ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань соблюдается требование 23 часовой нагрузки в неделю, что подтверждается соответствующим расписанием уроков, в связи с чем нарушений величины недельной образовательной нагрузки в соответствии с таблицей N 3 п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 не установлено.
Кроме того, суд правомерно отменил п.п. 24-26, 30, 50 предписания N 17-05/13 от 29.01.2015 г., а также п.п. 6-10, 16-22 предписания N 17-05/15 от 29.01.2015 г., поскольку эксплуатация указанных в данных пунктах зданий не осуществляется, поэтому опасность для жизни и здоровья обучающихся отсутствует.
Частично удовлетворяя требования административного истца, суд пришел к правильному выводу, что обязанность устранить нарушения, указанные в п.п. 2 и 11 предписания N 17-05/13 от 29.01.2015 г., лежит на ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань, поскольку количество классов в учреждении и их наполняемость является одной из составляющих организации образовательной деятельности учреждения, а допущеанные нарушения санитарного законодательства (пп. 4.9, 7.1.3, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях") создают угрозу здоровью обучающихся. При этом организация бокового естественного левостороннего освещения в кабинете N 23 не требует материальных затрат, так как сводится к перестановке столов в учебном помещении.
В части устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований, отраженных в пп. 40 предписания N 17-05/13 и пп. 14 предписания N 17-05/15 от 29.01.2015 г., суд обоснованно исходил из того, что устранение данных нарушений относится к компетенции ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань, структурным подразделением которого является Детский сад N 31, поэтому подлежат устранению административным истцом. При этом суд правильно исходил из того, что превышение количества обучающихся в классах и количества воспитанников в группах дошкольной образовательной организации приводит к нарушению санитарно-эпидемиологических требований, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.1.3049-13, которыми определено допустимое количество обучающихся в классах и детей в группах.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку они основаны на правильно примененных и истолкованных нормах материального права и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань о том, что устранить нарушения, указанные в пп. 2, 11, 40 предписания N 17-05/13 и в пп. 14 предписания N 17-05/15 от 29.01.2015 г., не представляется возможным по объективным причинам, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствует о незаконности оспариваемых пунктов предписаний.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, повторяют изложенную представителем административного истца позицию, которая являлась предметом исследования и оценки суда первой инстанции, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сызранского городского суда Самарской области от 14 декабря 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБОУ СОШ N 14 "Центр образования" г.о. Сызрань без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.