Судья Верховного суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. на постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5 и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Муртазалиева М. Г.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзора) по СКФО от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5, генеральный директор ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиев М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 (десять тысяч) рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 года постановление старшего государственного инспектора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзора) по СКФО от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5 оставлено без изменения, жалоба Муртазалиева М.Г. - без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением, Абдуллаевым Т.Г., действующим в интересах Муртазалиева М.Г., в Верховный Суд Республики Дагестан подана жалоба, в которой он просит отменить вынесенные по делу постановление должностного лица Департамента Росприроднадзора по СКФО от 14 сентября 2015 года, а также решение Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 года, вынесенное по результатам рассмотрения его жалобы на указанное постановление, ссылаясь в обоснование доводов на отсутствие доказательств и вины лица во вменяемом административном правонарушении.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Абдуллаева Т.Г. - представителя генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г., поддержавшего доводы жалобы и просившего отменить решение суда по изложенным доводам, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
По смыслу данной нормы права обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Указанным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Махачкалинского отдела по надзору на море Департамента Росприроднадзора по СКФО на основании Приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по СКФО N 1781 от 28 июля 2015 г. в отношении ОАО "Махачкалаводоканал" проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения обязательных требований правовых актов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе указанной проверки были выявлены следующие правонарушения: в процессе хозяйственной деятельности предприятия образуются отходы I - IV классов опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с не слитым электролитом, масла моторные отработанные, автомобильные масляные фильтры отработанные, шлак сварочный, обтирочный материал, загрязненный маслами, покрышки с металлическим кордом отработанные, мусор бытовых помещений организаций несортированный, смет от уборки территории предприятий, организаций)".
Образование указанных отходов на предприятии подтверждается отчетами Общества по форме N 2-ТП (отходы) за 2012-2014 г.г., представленными в Управление Росприроднадзора п Республике Дагестан.
При проведении проверки также выявлено, что у Общества также образуется отход IV класса опасности - ил, извлеченный при проведении работ по расширению, углублении и очистке "Вузовского озера" г. Махачкалы. Работы проводились ООО "Махачкалинское взморье" (Подрядчик) по поручению МКП "Махачкаластройзаказчик (муниципальный заказчик) на основании заключенного муниципального контракта N 30/04-10 от 26.04.2010 в 2011 году и муниципального контракта N 106/02-11 от 01.02.2011 в 2012 году. По окончании проведения работ извлеченный ил был размещен в илоотстойниках ОАО "Махачкалаводоканал", расположенных на территории "Вузовского озера" г. Махачкалы.
Обществом не представлена информация по передаче этих отходов специализированной организации, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению, которая осуществляла бы вывоз отходов на объект размещения отходов (полигон) включенный в государственный реестр объектов размещения отходов.
Такие действия ОАО "Махачкалаводоканал" нарушают требования ст. 1, ч. 7 ст. 12, ч. 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо и суд пришли к обоснованному выводу о виновности генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения генеральным директором ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиевым М.Г. данного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 04.09.2015 N 15-0001/414-Вн.-5; актом проверки от 28.08.2015 N 15-0001/414-Вн., другими доказательствами, которые всесторонне и полно проверены и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. не допущено.
Вместе с тем, подлежит исключению из оспариваемого постановления должностного лица от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5 и принятого судом по жалобе Муртазалиева М.Г. решения от 10 декабря 2015 года, указание на допущенные генеральным директором ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиевым М.Г. нарушения в части не разработки (не представления) паспортов отходов I-IV класса опасности и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 10.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712, паспорт действует бессрочно.
Из материалов дела следует, что ОАО "Махачкалаводоканал" составлены и утверждены паспорта отходов I-IV класса опасности (л.д. 41-54), кроме того, руководителем Управления Ростехнадзора по Республике Дагестан 19.06.2009 также утверждены и выданы ОАО "Махачкалаводоканал" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (л.д. 38-40).
Следовательно, ОАО "Махачкалаводоканал" в лице его генерального директора Муртазалиева М.Г. не может нести ответственность за вмененные нарушения в указанной части.
Кроме того, подлежит исключению из оспариваемых актов и указание на допущенное генеральным директором ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиевым М.Г. нарушение в части образования у Общества отходов IV класса опасности - ила, извлеченного при проведении работ по расширению, углублении и очистке "Вузовского озера" г. Махачкалы. Как следует из представленных к жалобе материалов (свидетельство о государственной регистрации права, кадастрового паспорта земельного участка, выписки из реестра объектов муниципальной собственности г. Махачкалы), объект "Вузовское озеро" г. Махачкалы и прилегающая к нему территория, не являются собственностью ОАО "Махачкалаводоканал", а принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "городской округ город Махачкала, то есть являются муниципальной собственностью.
Доказательств наличия на указанной территории илоотстойников, расположенных на территории "Вузовского озера" и принадлежащих ОАО "Махачкалаводоканал" органом административной юрисдикции не представлено.
Однако представленными материалами дела не исключается вина генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. в части непринятия мер по организации профессиональной подготовки лиц, работающих на предприятии в области обращения с отходами I-IV класса опасности.
Согласно статье 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Сведений о наличии в Обществе лиц, прошедших профессиональную подготовку в области обращения с отходами I-IV класса опасности, подтвержденных свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, ОАО "Махачкалаводоканал" не представлено.
При таких обстоятельствах, судьей обоснованно не усмотрено оснований для освобождения генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. от административной ответственности, поскольку суд правильно учел характер правонарушения, которое способно причинить реальный вред жизни и здоровью населения, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Административное наказание Муртазалиеву М.Г. назначено в минимальных пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности, характера совершенного правонарушения.
В связи с изложенным, постановление должностного лица от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5 и решения Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 года в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежат изменению: исключить из постановления от 14 сентября 2015 года и решения судьи районного суда от 10 декабря 2015 года указание на виновность генерального директора ОАО "Махачкалаводоканал" Муртазалиева М.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в части не разработки (не представления) паспортов отходов I-IV класса опасности, не разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещение в илоотстойниках Общества, расположенных на территории "Вузовского озера" г. Махачкалы отходов IV класса опасности.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Дагестан
решил:
Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО от 14 сентября 2015 года N 15-0001/414-Вн.-5, решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муртазалиева М. Г. изменить, исключить из мотивировочной части постановления должностного лица и решения районного суда указание на виновность Муртазалиева М.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ в части не разработки (не представления) паспортов отходов I-IV класса опасности, не разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, размещения в илоотстойниках Общества, расположенных на территории "Вузовского озера" г. Махачкалы отходов IV класса опасности.
В остальной части постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО от 14 сентября 2015 г. N 15-0001/414-Вн.-5, решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 10 декабря 2015 г. оставить без изменения, жалобу Муртазалиева М.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан Ш.М.Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.