Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего - Устаевой Н.Х.,
судей: Августиной И.Д. и Алиевой Э.З.,
при секретаре Пайзуевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора "адрес" в интересах Мазаевой Л.Н. к Администрации городского округа " "адрес"" обязать во внеочередном порядке предоставить с учетом права ребенка-сироты по договору социального найма жилое помещение на территории городского округа " "адрес"" по апелляционной жалобе представителя по доверенности Администрации ГО " "адрес"" Р.А.Магомедова на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата"г., которым постановлено:
"Иск прокурора "адрес" в интересах Мазаевой Л. Н. к Администрации городского округа " "адрес"" обязать во внеочередном порядке предоставить с учетом права ребенка-сироты по договору социального найма жилое помещение на территории городского округа " "адрес"", удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа " "адрес"" предоставить Мазаевой Л. Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее "." кв.м.
В части исковых требований об установлении Администрации городского округа " "адрес"" срока для предоставления жилья не позднее "дата", отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Устаевой Н.Х., возражения Мазаевой Л.Н., просившей решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор "адрес" обратился в суд в интересах Мазаевой Л.Н. к Администрации городского округа " "адрес"", просил обязать во внеочередном порядке в срок до "дата" предоставить ей с учетом права ребенка-сироты по договору социального найма жилое помещение на территории городского округа " "адрес"".
Требования обоснованы тем, что Мазаева (Абдуразакова) Л.Н. состоит в очереди более трех лет, жилье для проживания ей необходимо в кратчайшие сроки, так как у нее грудной ребенок.
Согласно ответу и.о. главы администрации ГО " "адрес"" от "дата" за N-п, Абдуразакова Л.Н. постановлением администрации ГО N от "дата" в соответствии с Федеральным законом от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята на учет нуждающихся в жилых помещениях в список очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где значится N от "дата".
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД от "дата" N, за Мазаевым К. Г. зарегистрированного жилья не имеется.
Согласно договору найма жилого помещения от "дата", Мазаев К.Г. с семьей в составе Мазаевой Л.Н. и Мазаевой С.К. на условиях найма снимает 2-х комнатную квартиру наймодателя Курбанова М. А., расположенную по "адрес", за "." тыс. руб. в месяц.
В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального Закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указанная категория детей, имеет право на получение однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Законом Республики Дагестан "О наделении органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Республики Дагестан государственными полномочиями РД по обеспечению
жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",
органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок
государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их
числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Таким образом, федеральное законодательство возлагает обязанности по обеспечению детей-сирот жильём на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые могут своими законами передавать отдельные полномочия органам местного самоуправления, предоставляя при этом финансовые ресурсы на их выполнение.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить указанное решение суда по тем основаниям, что предоставление Мазаевой Л.Н. жилья вне очереди приведет к нарушению интересов других сирот, состоящих на учете, отодвинув их назад по очереди.
Мазаева Л.Н. состоит на учете с "дата", ее право не оспаривается, но удовлетворение исковых требований влечет за собой нарушение прав таких же сирот, ранее принятых на учет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В соответствии с абзацем 1 п.1 ст.8 Федерального закона от "дата" N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от "дата" N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от "дата" N 161 утвержден "Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от "дата" N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от "дата" N 58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 8 статьи 8 Закона N 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мазаева (Абдуразакова) Л.Н. "дата" года рождения, в интересах которой прокурором предъявлен настоящий иск, являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей; в настоящее время относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей ; ее отец Абдуразаков Н.А. умер "дата", мать Абдуразакова М.М. - умерла "дата".
Постановлением администрации ГО за N от "дата" Абдуразакова принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилья включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в жилье.
Вышеуказанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
Поскольку государство, принятое на себя обязательство в отношении истицы не исполнило, имеет место нарушение ее прав, так как право на получение жилья не реализовано, на момент обращения в суд жилье ею не получено.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию обязанности по восстановлению нарушенных прав истицы по получению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления.
Судебная коллегия также учитывает, что ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из требований ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Из этого следует, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут препятствовать реализации права гражданина на жилище.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика финансовых средств для обеспечения истца жильем и о том, что обязанность предоставления жилья зависит от поступления финансовых средств и в порядке очередности, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя по доверенности Администрации ГО " "адрес"" Р.А.Магомедова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в шестимесячный срок.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.