Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Сачкова А.Н., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 декабря 2015 года по делу
по иску Михайловой Е. Н., Михайловой О. В. администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о предоставлении жилого помещения
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлова Е.Н., Михайлова О.В. обратились в суд с иском к администрации г. Барнаула, Комитету жилищно - коммунального хозяйства г. Барнаула о предоставлении жилого помещения о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требование указали на то, что Михайлова Е.Н. на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ *** является нанимателем жилого помещения, находящегося по адресу: "адрес", "адрес", общей площадью 24 кв.м. Помимо нанимателя, в жилом помещении проживает и зарегистрирована ее дочь Михайлова О.В. ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией вынесено заключение *** о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации "адрес" ***- *** от ДД.ММ.ГГ установлен срок для выполнения работ по сносу дома до ДД.ММ.ГГ К указанному сроку дом не расселен, и не снесен, в связи с чем они в ДД.ММ.ГГ года обратились в администрацию "адрес" с соответствующим заявлением. Согласно ответа администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ N *** денежные средства из федерального и краевого бюджета на снос аварийного дома по "адрес", на 2015 год не выделены, в городском бюджете на ДД.ММ.ГГ год денежные средства на расселение дома не предусмотрены. Проживание в спорном жилом помещении представляет собой угрозу жизни и здоровью, отсутствует нормальное функционирующее отопление, зимой температура в жилых помещениях опускается до 10-12 градусов, постоянно отсутствует водоснабжение, поставляемая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, протекает крыша, ремонт не производится ввиду запланированного сноса дома, домостроение расположено на земельном участке в зоне производственных и коммунально-складских объектов V класса опасности по санитарной классификации, практически рядом с домом по адресу "адрес", расположена газовая автозаправочная станция. Просили возложить на администрацию "адрес" обязанность предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям "адрес", равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещении, не менее 24 кв.м., и находящемуся в черте "адрес", включив в договор социального найма в качестве членов семьи Михайлову О.В.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 декабря 2015 года (с учетом определения суда от 14.01.2015 об исправлении арифметической ошибки) исковые требования Михайловой Е.Н., Михайловой О.В. удовлетворены частично.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда предоставить по договору социального найма Михайловой Е.Н. с составом семьи Михайловой О.В. благоустроенное равнозначное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте городского округа "адрес", общей площадью не менее 26,6 кв.м.
В остальной части иска отказано.
Взыскано с администрации г. Барнаула в пользу Михайловой Е.Н. судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме "данные изъяты" руб.
В апелляционных жалобах ответчики просят решение суда отменить, вынести новое об отказе в иске.
В обоснование доводов представитель администрации города Барнаула указывает на то, что в силу п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, срок отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным, устанавливается органом местного самоуправления и не может быть изменен на основании решения суда. Конкретных сроков для принятия решений по отселению граждан из аварийных домов и для предоставления жилья по договорам найма действующим законодательством не установлено.
Кроме того, в обосновании требований истцы ссылались на ст. 89 ЖК РФ. Однако данной нормой регулируется порядок предоставления гражданам жилых помещений в связи с выселением их по основаниям предусмотренным ст.ст. 86-88 данного Кодекса. Между тем, орган местного самоуправления с иском о выселении истцов из спорного жилого помещения не обращался.
Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в жалобе указывает на то, что жилое помещение истцам может быть предоставлено при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения нуждаемости в жилом помещении.
Кроме того, судом неверно применены положения ст.ст. 57, 87,89 ЖК РФ.
В суде апелляционной инстанции истцы Михайлова Е.Н. и Михайлова О.В. возражали против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле и извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Михайлова Е.Н. является нанимателем жилого помещения ***, общей площадью 24 кв.м по "адрес" в "адрес" на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ. В качестве членов семьи нанимателя проживающих совместно указана Михайлова О.В. (дочь).
Общая площадь жилого помещения истцов - 24 кв.м., а общая площадь вспомогательных помещений - 2,6 кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ многоквартирный дом по "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** установлен срок выполнения работ по сносу дома до ДД.ММ.ГГ, а также указано на то, что гражданам, проживающим в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма, будут предоставлены другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма в порядке, установленном ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени истцам не предоставлено жилое помещение для переселения из аварийного.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности на ответчика администрацию г. Барнаула по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма, равноценного занимаемого, в границах муниципального образования городской округ г.Барнаул.
В соответствии с п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу п. 1.4. Положения о переселении граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, многоквартирных домов - аварийными и подлежащими сносу, утв. решением Барнаульской городской Думы от 30.03.2012 N 720, сроки переселения граждан не должны превышать двух лет с момента принятия распоряжения, за исключением случаев, установленных абзацем 2 настоящего пункта.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула, статья 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
С учетом изложенного, установив, что жилое помещение, в котором зарегистрированы истцы по настоящее время, не может быть использовано по назначению, так как дом признан аварийным и подлежащим сносу, проживание истцов в данном доме создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также принимая во внимание положения п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд сделал правильный вывод, что требования истцов о предоставлении им другого жилого помещения взамен занимаемого по договору социального найма подлежат удовлетворению, в связи с чем на ответчика должна быть возложена обязанность по предоставлению истцам жилого помещения без установления срока.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Исходя из положений ст. ст. 86 и 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по указанному основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
По смыслу приведенных норм другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а носит компенсационный характер и, соответственно, жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Признание в этом случае гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и прохождение процедуры предоставления жилого помещения, которая является предварительным этапом заключения договора жилищного найма, не может устанавливаться в качестве условия защиты прав граждан, так как они уже являются стороной договора социального жилищного найма.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию г.Барнаула предоставить истцам благоустроенное жилое помещение.
Позиция ответчиков относительно сроков отселения и предоставления жилья, не применения судом положений ст. 57 ЖК РФ, а также о том, что предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе во внеочередном порядке, является нахождение того или иного малоимущего лица на учете нуждающихся в жилых помещениях, на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену по вышеуказанным основаниям.
Ссылка в апелляционных жалобах ответчиков на то, что положения ст.ст. 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации могут быть применены только при рассмотрении споров о выселении граждан из жилых помещений, не пригодных для проживания, не принимается во внимание, как не основанная на положениях указанных норм права. При уклонении ответчика от предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания, наниматели жилых помещений в целях защиты своих конституционных прав, не лишены возможности обратиться в суд с иском о предоставлении такого помещения.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционных жалоб являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчиков администрации г.Барнаула, Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 01 декабря 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.