Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 18.12.2015г по делу по иску
Блынских Н. С. к Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес" Алтайского края, Межведомственной комиссии, "адрес" Алтайского края о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании включить в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам с указанными исковыми требованиями обосновывая их тем, что является участником Великой Отечественной войны, инвали "адрес" группы, зарегистрирован и проживает в индивидуальном жилом доме общей площадью 44,63 кв.м. по адресу: "адрес").
Дом построен в 1965 году, не благоустроен, обветшал и требует больших вложений.
В соответствии с Законом "О ветеранах" истец имеет льготы на улучшение жилищных условий.
Обратившись в ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по вопросу обследования технического состояния дома, получил техническое заключение о том, что физический износ жилого дома составляет 62%, техническое состояние строительных конструкций оценивается, как ветхое.
С указанным техническим заключением он обратился в администрацию и получил постановление *** от 30 июня 2015 года, в соответствии с которым ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С указанным постановлением истец не согласен, поскольку наличие у него жилого помещения, превышающего учетные нормы общей площади при постановке на учет в качестве нуждающегося не может ограничить его права на улучшение жилищных условий путем постановки на учет в качестве нуждающегося лица, имеющего специальный статус.
Кроме того, в силу своего преклонного возраста и здоровья, ему трудно проживать в ветхом, неблагоустроенном жилье, самостоятельно, вести домашнее хозяйство, топить печь, заготавливать уголь и дрова на зиму, ходить за водой.
Представитель истца уточнил исковые требования, просил признать незаконным заключение межведомственной комиссии *** от ДД.ММ.ГГ, признать Блынских Н.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать Администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес" Алтайского края поставить Блынских Н. С. участника Великой Отечественной войны, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязать "адрес" Алтайского края включить Блынских Н. С. в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 18.12.2015г. исковые требования удовлетворены частично: признано незаконным заключение межведомственной комиссии с возложением обязанности повторного обследования дома;
в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения и удовлетворении его исковых требований в полном объёме.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с требованиями ст. 52 ЖК РФ, состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в установленном порядке.
С заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Одним из оснований для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является его проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3 ч. 1 статьи 51 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Согласно данного Постановления, а также положений ЖК РФ, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой соответствующим органом власти.
К компетенции суда вопрос о признании жилого помещения непригодным для проживания для целей постановки гражданина на жилищный учет не относится.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания осуществляется межведомственной комиссией.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Судом установлено, что Блынских Н.С., являющемуся ветераном Великой Отечественной войны, инвали "адрес" группы, принадлежит по праву собственности жилой дом по адресу: "адрес" Алтайского края, "адрес" (Гоголя, 2- дом угловой).
ДД.ММ.ГГ Блынских Н.С. обратился в администрацию Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес" Алтайского края с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в котором указал на ветхость принадлежащего ему жилого дома.
ДД.ММ.ГГ межведомственной комиссией, назначенной Главой администрации Поспелихинского Центрального сельсовета постановлением от ДД.ММ.ГГ *** было произведено обследование жилого дома, принадлежащего истцу, по результатам которого было составлено заключение о том, что указанное жилое помещение является пригодным для постоянного проживания.
Согласно составленного по итогам обследования заключения срок эксплуатации жилого дома составляет 54 года, техническое состояние основных строительных конструкций жилого дома оценивается как работоспособное, комиссией рекомендовано принять меры для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, а именно произвести косметический и капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов.
Жилой дом по адресу: "адрес", ул ... Пушкина, 97 признан пригодным для проживания.
Постановлением Администрации Поспелихинского Центрального сельсовета "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ Блынских Н. С. отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая заключение комиссии, судом первой инстанции сделан вывод, что состав комиссии по обследованию жилого дома не соответствовал вышеуказанным требованиям Положения.
Обследование жилого дома осуществлялось в отсутствие его собственника, либо надлежащим образом уполномоченного им лица, исследования комиссией, либо привлеченными ею специалистами для оценки пригодности жилого помещения для проживания не проводились, ссылка на нормативные акты, которыми руководствовалась комиссия при оценке жилого помещения в акте, заключении комиссии отсутствует.
В обоснование заявленных требований истцом представлено техническое заключение ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" из содержания которого следует, что технического состояния строительных конструкций жилого дома оценивается, как ветхое.
В ходе рассмотрения дела Алтайской торгово-промышленной палатой проведена судебная строительно-техническая экспертиза, которой установлено, что жилой дом, принадлежащий истцу, является непригодным для постоянного проживания.
С учетом изложенного у суда первой инстанции имелись основания для признания заключение межведомственной комиссии незаконным.
Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Порядок признания помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания установлен п. 42 - 52 Положения.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Суд не вправе подменять полномочия органа местного самоуправления при решении указанного вопроса.
Правильным является вывод суда о том, что поскольку требования истца о постановке на учёт вытекают из необходимости разрешения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, то признание за ним права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение субсидии для приобретения жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включить в список на получение субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения при отсутствии отвечающего законным требованиям заключения межведомственной комиссии являются преждевременными.
С целяю реализации Блынких Н.С. своего права суд возложил на межведомственную комиссию обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" пригодным (непригодным) для проживания в установленном законом порядке и с учетом возраста истца в течение 7 рабочих дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.
Суд учёл, что на момент вынесения постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истца заключения межведомственной комиссии о признании дома истца непригодным для проживания не имелось, администрация Центрального сельсовета таким заключением не располагала.
При изложенных обстоятельствах у суда не имелось оснований для возложения обязанности на "адрес" включить Блынских Н.С. в список ветеранов ВОВ, имеющих право на приобретение (строительство) жилья за счет средств Федерального бюджета.
В связи с изложенным доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь п.1ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 18.12.2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.