Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Белодеденко И.Г., Довиденко Е.А.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Рахубовского С. Ю. на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2015 года по делу
по иску Рахубовского С. Ю. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности восстановить на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и в Едином реестре (списке) военнослужащих для получения жилой площади (переселения) по избранному месту постоянного жительства,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Рахубовский С.Ю. обратился в суд с иском к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства "адрес" за счет средств федерального бюджета, возложении обязанности восстановить его на учете военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и в Едином реестре (списке) военнослужащих для получения жилой площади (переселения) по избранному месту постоянного жительства - "адрес" в форме предоставления жилого помещения в собственность или выделении денежных средств на приобретение жилого помещения по избранному месту жительства.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Выслуга составляет более "данные изъяты" Был уволен из Вооруженных Сил РФ ДД.ММ.ГГ. приказом командующего РВСН *** по ст.51 пункт 1 подпункт "б" (по истечении срока контракта) Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Приказом командующего РВСН *** (по строевой части) от ДД.ММ.ГГ был исключен из списков личного состава воинской части *** в которой проходил военную службу. Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ приказ командующего РВСН *** от ДД.ММ.ГГ был признан незаконным, суд обязал командующего РВСН восстановить майора Рахубовского С.Ю. в списках личного состава в/ч *** Истец считает, что имеет право на получение жилого помещения по избранному после увольнения из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации месту жительства. В период военной службы, в ДД.ММ.ГГ Рахубовским С.Ю. подавался рапорт на имя командира войсковой части *** с ходатайством о постановке в очередь на улучшение жилищных условий его и членов его семьи. Решением жилищной комиссии управления и ЧСВТ войсковой части *** выписка из протокола *** от ДД.ММ.ГГ майор Рахубовский С.Ю. был признан нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). Установленным порядком, предоставив все требуемые документы (заявление написано на получение жилого помещения в "адрес" - избранному после увольнения месту жительства) был признан нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и включен в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) ФГКУ "Центррегионжилье". Решением *** от ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ сняло Рахубовского С.Ю. и совместно проживающих членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, поскольку Рахубовский С.Ю. и совместно проживающие члены его семьи обеспечены жилым помещением по нормам, установленным муниципальным образованием "данные изъяты"" из расчета "данные изъяты" на человека, утратили основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Рахубовский С.Ю. считает указанное решение незаконным, поскольку в период прохождения военной службы он признавался нуждающимся в предоставлении жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства. В соответствии с п.1 ст.15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения составляет "данные изъяты". общей площади жилого помещения на одного человека.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 05 октября 2015 года исковое заявление Рахубовского С. Ю. оставлен без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец Рахубовский С.Ю. просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы истец указал, что на день рассмотрения дела районным судом истец являлся военнослужащим, следовательно, данное дело подлежало рассмотрению в Барнаульском гарнизонном военном суде. Юридическим и фактическим адресом месторасположения ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" является "адрес" Истец считает, что иск мог быть предъявлен в Октябрьский районный суд "адрес", либо по месту жительства истца в "адрес". Суд не дал оценки имеющемуся нотариально удостоверенному обязательству истца от ДД.ММ.ГГ о сдаче занимаемой им "адрес" в "адрес". Жилое помещение по адресу: "адрес" является муниципальной, а не федеральной собственностью и предоставлено истцу не для постоянного проживания, а на период военной службы. Проживание на территории закрытого городка сопряжено с рядом существенных социальных ограничений. При рассмотрении дела подлежали применению Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г N 1054. Согласно п.п. "г" пункта 7 Правил, наличие жилой площади в закрытых военных городках, является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений. Учитывая, что Рабуховским С.Ю. при увольнении в запас было выражено желание получить жилищную субсидию, а также им взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилое помещение, то жилое помещение в "адрес" не подлежало учету при решении вопроса о нуждаемости истца в жилом помещении.
В соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения истца Рахубовского С.Ю. и его представителя ФИО4, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Рахубовский С.Ю. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Выслуга истца в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет "данные изъяты" Приказом командующего РВСН от ДД.ММ.ГГ *** (по личному составу) Рахубовский С.Ю. уволен с военной службы по подпункту "б" п.1 ст.51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", т.е. по истечении срока контракта. Приказом командующего РВСН от ДД.ММ.ГГ *** (по строевой части) Рахубовский С.Ю. исключен из списков личного состава воинской части.
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ приказ командующего РВСН от ДД.ММ.ГГ *** (по строевой части) об исключении Рахубовского С.Ю. из списков личного состава войсковой части признан незаконным, на командующего РВСН возложена обязанность отменить свой приказ от ДД.ММ.ГГ *** (по строевой части) об исключении Рахубовского С.Ю. из списков личного состава войсковой части, восстановить его в списках личного состава войсковой части ***
Судом первой инстанции установлено, что в период прохождения военной службы Рахубовский С.Ю. на заседании жилищной комиссии управления и ЧСВТ войсковой части *** от ДД.ММ.ГГ был признан нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и включен в список нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий)
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** майор запаса Рахубовский С.Ю. с составом семьи: супруга ФИО3, дети ФИО2, ФИО1 сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец обоснованно был снят с учета нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан *** от ДД.ММ.ГГ Рахубовскому С.Ю. принадлежит "данные изъяты" в праве собственности "адрес" в "адрес", общей площадью "данные изъяты"., следовательно, на долю истца приходится "данные изъяты". Кроме того, на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГ, заключенного с Комитетом администрации ЗАТО Сибирский по ЖКХ, Рахубовскому С.Ю. предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес" общей площадью "данные изъяты"
В связи с этим, размер совокупной жилой площади на семью Рахубовского С.Ю., состоящую из "данные изъяты" составляет "данные изъяты". ( "данные изъяты".), соответственно, на каждого из членов семьи истца приходится по "данные изъяты"., что превышает установленную Постановлением Совета депутатов "адрес" *** от ДД.ММ.ГГ учетную норму общей площади жилого помещения в размере "данные изъяты"
Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями путем предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Для военнослужащих, которые увольняются с военной службы и нуждаются в жилых помещениях, указанный Федеральный закон предусматривает государственные гарантии в сфере жилищного обеспечения.
Так, в соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также относящихся к указанной категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Из смысла части 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Между тем, истец не приобрел право на предоставление ему жилого помещения по избранному месту жительства, поскольку такое право, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возникает у военнослужащих, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Рахубовский С.Ю. заключив контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года и уволившись с военной службы по истечению срока контракта, в случае нуждаемости, имел бы право на предоставление жилья лишь по последнему месту военной службы.
Ссылки истца о том, что жилое помещение по адресу: "адрес", ему было предоставлено на период военной службы, материалами дела не подтверждается.
Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации. "адрес" не внесено в перечень закрытых военных городков. В связи с этим, в указанной части доводы истца судебная коллегия считает необоснованными.
Доводы истца о том, что данное дело подлежало рассмотрению в Барнаульском гарнизонном военном суде, поскольку Рахубовский С.Ю. на день рассмотрения дела в районном суде являлся военнослужащим не могут являться основанием для отмены решения суда, так как на день рассмотрения дела судом апелляционной инстанции истец военнослужащим не является и дело не подлежи рассмотрению в военном суде.
В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, устанавливающих правила подсудности, не является основанием для применения судом апелляционной инстанции пункта 1 части 4 статьи 330 ГПК РФ.
При наличии указанных нарушений суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 33 ГПК РФ отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям части 3 статьи 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение.
Так, дело может быть передано на рассмотрение по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле; если вследствие нарушения правил родовой подсудности при рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, или правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество отсутствовала возможность собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, соответственно составляющие государственную тайну или находящиеся по месту расположения недвижимого имущества, что могло привести к вынесению неправильного по существу решения суда.
Между тем, истцом Рахубовским С.Ю. исковое заявление было предъявлено в Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края. Ходатайств о передаче дела по подсудности сторонами не заявлялось. В связи с этим, доводы истца в указанной части судебная коллегия считает необоснованным.
Правильно применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Рахубовский С.Ю. право С.Ю. на обеспечение его жилым помещением реализовал.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2015г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Рахубовского С. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.