Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 3 ноября 2015г. по делу
по иску А.Г.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения комиссии, включении в специальный трудовой стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с названными исковыми требованиями, в их обоснование А.Г.А. указывала, что она с ДД.ММ.ГГ была принята на работу на должность медсестры в отделение новорожденных роддома медсанчасти Алтайского моторного завода; с ДД.ММ.ГГ переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой) недоношенных новорожденных в отделение новорожденных акушерского физиологического и акушерского обсервационного отделения Педиатрический стационар межрайонный перинатальный центр Барнаульской медико-географической зоны. 12.05.2012г. года ей присвоена высшая квалификационная категория по специальности "сестринское дело в педиатрии".
А.Г.А. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее в тексте УПФР) о включении в специальный трудовой стаж для назначения пенсии периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Однако решением комиссии от ДД.ММ.ГГ ей было отказано в удовлетворении заявления.
Считая такой отказ незаконным, А.Г.А. просила признать незаконным решения комиссии N ДД.ММ.ГГ ***.7.2, включить в специальный трудовой стаж периоды работы
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
а так же периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 3 ноября 2015г. исковые требования А.Г.А. удовлетворены частично.
Признано незаконным в части решение об отказе в установлении пенсии N ДД.ММ.ГГ ***.7.2.
На Управление Пенсионного фонда в городе Барнауле Алтайского края возложена обязанность зачесть в специальный стаж А.Г.А. в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за 1 год работы периоды:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ;
в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ,
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
С Управления Пенсионного фонда в городе Барнауле Алтайского края в пользу А.Г.А. в счет возмещения судебных расходов взыскано 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неверную оценку обстоятельств дела. На момент обращения истицы за назначением пенсии ее специальный стаж составлял 20 лет 15 дней. При этом автор жалобы настаивает на отсутствии законных оснований для подсчета специального стажа истца из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев, поскольку наименование занимаемой А.Г.А. должности и название отделения, в котором протекала ее трудовая деятельность в спорный период, не предусмотрены соответствующим Перечнем. Право на льготное исчисление стажа дает работа лишь в отделениях хирургического (и приравненного к такому) профиля, что в данном случае не доказано.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Об отложении судебного разбирательства не просил, о наличии уважительных причин неявки не сообщал. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ его неявка не препятствует рассмотрению дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, заслушав истицу, просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в соответствие с пунктом 20 ч.1 ст.30 которого страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
С согласно частям 1 и 3 статьи 36 названного Федерального закона со дня его вступления в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено (п.1 пп. "н"), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее в тексте Постановление N781 от 29 октября 2002г.);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее в тексте Постановление N1066 от 22 сентября 1999г.);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее в тексте Постановление N464 от 6 сентября 1991г.);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее в тексте Постановление N1397 от 17 декабря 1959г.);
Обращаясь в суд, истица претендует на включение в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии заявленных периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГ принята на должность медсестры в отделение новорожденных роддома медсанчасти Алтайского моторного завода; с ДД.ММ.ГГ переведена на должность медицинской сестры палатной (постовой) недоношенных новорожденных в отделение новорожденных акушерского физиологического и акушерского обсервационного отделения Педиатрический стационар межрайонный перинатальный центр Барнаульской медико-географической зоны.
Истица обратилась с заявлением к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, назначении досрочной страховой пенсии, однако решением комиссии от ДД.ММ.ГГ ей было отказано в удовлетворении заявления. Ответчик установил, что истица на момент обращения за назначением пенсии имеет специальный трудовой стаж 20 лет. 15 дней.
Разрешая спор, суд признал, что фактически в оспариваемые периоды А.Г.А. выполняла работу медицинской сестры в отделении, относящемуся к отделениям, работа в которых подлежала зачету в специальный трудовой стаж из расчета один год за один год и шесть месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.
Данными Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно Приказу Минздрава РФ N 28 от 29 января 1999 г., утвердившему Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, акушерское (том числе физиологическое, обсервационное, патологии беременности), родовое (родильное) отделения отнесены к хирургическим подразделениям стационаров.
Должность, в которой работала истец (медицинская сестра отделения новорожденных), не указана в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
В то же время, Конституционный Суд Российской Федерации, в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал на то, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений, в том числе порядку назначения и исчисления трудовых пенсий, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично). То есть, введение в действие статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Поскольку часть спорного периода работы имела место до 1 ноября 1999 года при исчислении специального трудового стажа истца за период до указанной даты, суд обоснованно руководствовался Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464. После 1 ноября 1999г. работа истицы подлежала оценке на основании Постановлением от 22.09.1999 года N1066 и Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 N781. соответственно.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровью населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно-медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно-медицинской экспертизы, проводящим судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ N 377 от 15 октября 1999г., к среднему медицинскому персоналу отнесена должность "медицинская сестра".
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Пунктом 1 "Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должности врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев" предусмотрены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка: акушерское, акушерское физиологическое; акушерское обсервационное; родовое (родильное); в том числе медико-санитарной части, родильного дома.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду представлены штатные расписания Горбольницы ***, из которых следует, что с 1995 по 2001 год включительно отделение новорожденных входило в структуру акушерско-обсервационного отделения, в последующем все отделение именуется как отделение для новорожденных детей, входящее в состав родильного дома. При этом судом установлено, что в связи с переименованием отделения должностные обязанности истицы не изменились. Так же суду были представлены истории болезни новорожденных, должностные инструкции медицинской сестры отделения новорожденных, и справка работодателя, подтверждающие фактическое ассистирование А.Г.А. в соответствие с занимаемой должностью в оспариваемые периоды врачам неонатологам в хирургических операциях и манипуляциях с новорожденными. Указанное согласуется с объяснениями истицы о том, что фактически ее работа являлась работой хирургического профиля.
Оценив в порядке, установленном ст.67 ГПК РФ, перечисленные доказательства, указывающие на то, что отделение новорожденных структурно входит в состав акушерского физиологического и акушерского обсервационного отделения родильного дома суд пришел к выводу о наличии у истицы права на льготное исчисление периодов работы истицы.
При этом ответчик, возражая против иска, ни в районный суд, ни в суд второй инстанции доказательств, опровергающих содержание приведенных выше доказательств, не представил. Доводы апелляционной жалобы построены на иной оценке исследованных в суде доказательств.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края на решение Индустриального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 3 ноября 2015г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.