Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Подгурского В.В., при секретаре Кирсановой А.С. с участием представителя Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" Голоцукова В.Л., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело N2-1012/2015 по административному исковому заявлению военнослужащего Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" подполковника Селютина Владимира Ивановича об оспаривании действий начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", связанных с отказом в выплате денежных средств,
установил:
Селютин обратился в военный суд с заявлением, в котором указал, что он проходит военную службу по контракту, заключенному им ДД.ММ.ГГГГ с Министерством внутренних дел РФ в лице заместителя министра - главнокомандующего ВВ МВД России. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N был зачислен слушателем Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации". Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ он был награжден медалью Суворова. ДД.ММ.ГГГГ им по команде был подан рапорт с ходатайством о назначении ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе, в соответствии с приказом министра МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N В установлении указанной надбавки ему было отказано.
Считая свои права нарушенными Селютин просил суд признать незаконными действия начальника ВУНЦ СВ "ОВА ВС РФ" по невыплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе в полном объеме и обязать выплатить причитающиеся ему ежемесячные надбавки за особые достижения в службе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" возражая против удовлетворения требований Селютина пояснил, что им пропущен установленный законом срок на обращение в суд.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл.
Выслушав объяснение представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Из контракта о прохождении военной службы усматривается, что Селютиным был заключен контракт о прохождении военной службы с Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице заместителя министра - главнокомандующего ВВ МВД России.
Из выписки из приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N усматривается, что Селютин был зачислен слушателем Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выписка из приказа начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N подтверждает, что Селютин с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава академии.
Из копии удостоверения N видно, что Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ Селютин был награжден медалью Суворова.
Из рапорта Селютина от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что заявитель ходатайствует о назначении ему надбавки за особые достижения в службе, в соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N N.
Из копии платежного поручения следует, что денежное довольствие за май перечислено на карту Селютина ДД.ММ.ГГГГ, а за период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Статьей 13 этого Закона установлено, что Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
В соответствии с пунктами 12, 20 этого Закона военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливается ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, руководителями иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Генеральным прокурором Российской Федерации - в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации - в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации. В пределах бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих, руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, Генеральный прокурор Российской Федерации и Председатель Следственного комитета Российской Федерации имеют право устанавливать указанную ежемесячную надбавку в большем размере.
Пунктом 2 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, утвержденных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 1264, определено, что военнослужащим, награжденным медалями СССР, Российской Федерации (за исключением юбилейных), орденами СССР, Российской Федерации, знаком отличия - Георгиевским Крестом, знаком особого отличия - медалью "Золотая Звезда", устанавливается и выплачивается надбавка в размере 50 процентов от оклада по воинской должности.
Вышеприведенные действия начальника ВУНЦ СВ "ОВА ВС РФ", связанные с отказом в выплате надбавки за особые достижения в службе Селютину, - нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ" комплектование внутренних войск осуществляется путем поступления на военную службу по контракту. Статус военнослужащих внутренних войск, порядок прохождения ими военной службы, увольнения с военной службы и пенсионного обеспечения определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 50 вышеназванного Закона и пункту 63 статьи 12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 248, финансирование расходов на обеспечение деятельности внутренних войск МВД России осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете для Министерства внутренних дел РФ, которое осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Пунктом 27 статьи 8 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 281, определено, что Главное командование вносит в Министерство внутренних дел РФ и Министерство финансов РФ предложения о размере бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание внутренних войск, осуществляет истребование бюджетных ассигнований, а также финансирование внутренних войск.
Пунктами 12, 18-19 Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что обеспечение военнослужащих постоянного и переменного состава, содержащихся за счет численности и средств главного командования внутренних войск МВД России (далее Главное командование) в штатах военно-учебных заведений МО РФ, осуществляется через соответствующие довольствующие органы Министерства обороны РФ за счет средств Главного командования.
После доведения в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Главное командование направляет Министерству обороны РФ уточненный перечень должностей военнослужащих, подлежащих содержанию за счет численности и средств Главного командования.
Расчеты за содержание и обучение производятся путем централизованного перечисления денежных средств на лицевой счет Министерства обороны РФ в порядке, установленном Правительством РФ для межведомственных расчетов.
Из пунктов 3, 4 Правил осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 565, видно, что взаимные расчеты, включая их уточнение, осуществляются на основании составляемых за полугодие, 9 месяцев и за год актов о подтверждении объема взаимных расчетов по обязательствам, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах ассигнований, выделяемых обеспечивающему главному распорядителю средств на эти цели из федерального бюджета на соответствующий год, путем внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на соответствующий год.
Принятие и исполнение бюджетных обязательств по содержанию и обслуживанию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных статьей 1 Федерального закона "Об обороне", военных судов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов федеральной фельдъегерской связи, подготовке военных кадров и другим видам обеспечения осуществляются за счет ассигнований, полученных на эти цели исполняющим главным распорядителем средств (Министерство обороны РФ) от обеспечивающего главного распорядителя средств (Министерство внутренних дел РФ и Главное командование) в порядке, установленном анализируемыми Правилами, в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, доведенных до обеспечивающего главного распорядителя средств.
Таким образом, заявитель, являясь военнослужащим, проходящим военную службу во внутренних войск, как на основании контракта о прохождении военной службы, так и на основании вышеприведенных норм права, подлежит обеспечению денежным довольствием за счет средств Главного командования, то есть в порядке и размерах, установленных для военнослужащих внутренних войск МВД России.
Приходя к такому выводу, суд учитывает отсутствие каких-либо дополнительных соглашений относительно содержания постоянного и переменного состава военнослужащих внутренних войск МВД России в военно-учебных заведениях МО РФ, как того требует пункт 1 Договора о подготовке военнослужащих в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких данных, суд считает необходимым признать незаконными действия начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", связанные с невыплатой Селютину В.И. ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и обязать начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" установить и выплатить Селютину Владимиру Ивановичу ежемесячную надбавку за особые достижения в службе за период ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
В тоже время не подлежит удовлетворению административное исковое заявление Селютина Владимира Ивановича в части требований об установлении и выплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая это решение, суд исходит из того, что в соответствии со статьей 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как видно из материалов о нарушении своих прав, связанных с отказом в установлении и выплате требуемой надбавки истцу было известно при получении денежного довольствия, а в суд он обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, обратившись с заявлением в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, истец пропустил установленный законом срок, предусмотренный ч.1 ст. 219 КАС РФ, не приведя уважительных причин в обоснование пропуска этого срока.
При таких обстоятельствах Селютина Владимира Ивановича в части требований об установлении и выплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению.
В соответствии с действующим законодательством под временем, когда гражданину стало известно о нарушении своих прав и свобод, необходимо понимать не время осознания гражданином соответствия действий (бездействия) должностных лиц закону, а время, когда он узнал об этих действиях (бездействии).
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180КАС РФ, военный суд
решил:
Административное исковое заявление Селютина Владимира Ивановича - удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации", связанные с невыплатой Селютину В.И. ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать начальника Военного учебно-научного центра Сухопутных войск "Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации" установить и выплатить Селютину Владимиру Ивановичу ежемесячную надбавку за особые достижения в службе за период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административного искового заявления Селютина Владимира Ивановича в части требований об установлении и выплате ему ежемесячной надбавки за особые достижения в службе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
"данные изъяты"
Председательствующий В.В. Подгурский
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.