Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре судебного заседания Кирсановой А.С., с участием административного истца Агасиева Я.К. рассмотрев административное дело N 2-1041/2015 по административному исковому заявлению военнослужащего проходящего службу в распоряжении Главнокомандующего ВМФ капитана 3 ранга Агасиева Яшара Курбанали оглы об оспаривании действий Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанных с принятием решения об отказе в постановке на жилищный учет членов его семьи,
установил:
Агасиев обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанные с отказом внести информацию о месте получения жилого помещения и отказом в постановке на жилищный учет членов его семьи, и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ
- внести в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма сведения о наличии у Агасиева Яшара Курбанали оглы права на получения жилого помещения в городе Москве;
- признать жену ФИО9 и сына ФИО10 нуждающимися в получении жилья и внести их в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании Агасиев, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что проходит военную службу в распоряжении Главнокомандующего ВМФ. До ДД.ММ.ГГГГ местом его службы был Центр управления техническим обеспечением ВМФ, дислоцирующейся в городе Москве. Он обратился в ДЖО МО РФ с просьбой о признании его супруги и сына нуждающимися в получении жилого помещения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в постановке на жилищный учет членов его семьи, поскольку они не имеют гражданства РФ. Данный вывод, по мнению Агасиева неправомерен, в силу того, что его жена и сын являясь гражданами "адрес" на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ имеют равные жилищные права с гражданами Российской федерации, поэтому жилое помещение им должно выделяться в порядке определенном жилищным законодательством. Также, по мнению истца безоснователен самостоятельный выбор ответчиком места предоставления жилого помещения в городе "адрес" без учета его желания.
Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл.
Выслушав объяснение истца, исследовав письменные доказательства суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании Агасиев, проходит военную службу в распоряжении Главнокомандующего ВМФ, что подтверждается выпиской из приказа Главнокомандующего ВМФ от ДД.ММ.ГГГГ N
Из копии предписания N усматривается, что местом прохождения службы Агасиева до ДД.ММ.ГГГГ был "адрес".
Из копий обращений Агасиева от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец просил внести в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма сведения о наличии у него права на получения жилого помещения в городе Москве, а также признать жену ФИО4 и сына ФИО5 нуждающимися в получении жилья.
Из копии решения ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Агасиеву отказано в постановке на жилищный учет членов его семьи, и во внесении в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма сведения о наличии у него права на получения жилого помещения в городе Москве.
Согласно выписке из реестра военнослужащих нуждающихся в получении жилья местом предоставления жилого помещения Агасиеву указан "адрес".
В соответствие с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, жилые помещения по нормам и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 ЖК РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пунктом 8 этой статьи установлено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Порядок предоставления жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Инструкцией о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, введенной в действие приказом Министра обороны РФ N от ДД.ММ.ГГГГ.
Хотя названные выше Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Инструкция и не содержат прямых указаний о том, что все члены семьи военнослужащего для обеспечения их жильем должны иметь российское гражданство, тем не менее, приведенные выше положения статьи 5 ЖК РФ обязывают уполномоченные органы для обеспечения жильем по договору социального найма применять положения названной выше статьи 49 ЖК РФ, согласно которым наличие такого гражданства обязательно.
Таким образом, у Директора ДЖО МО РФ отсутствовали правовые основания для принятия решения о постановке жены и сына истца на учет нуждающихся в получении жилья, поэтому его заявление в части требований о признании незаконными действий административного ответчика по отказу в постановке на жилищный учет супруги и сына истца и возложении на Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ обязанности по признанию жены ФИО4 и сына ФИО5 нуждающимися в получении жилья и внесению их в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма не подлежит удовлетворению.
Ссылка заявителя на договор от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный между Российской Федерацией и Республикой "адрес" суд считает не состоятельным.
В соответствие с частью 5 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Договор между Российской Федерацией и Республикой "адрес" правовом статусе граждан Республики Азербайджан, постоянно проживающих на территории РФ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что постоянный житель пользуется такими же правами и свободами и несет такие же обязанности, что и граждане стороны проживания.
Данная норма закреплена и ФЗ N "О правовом положении иностранных граждан" и распространяет действие на всех иностранных граждан, проживающих на территории РФ.
Однако данные положения, регулируя права и свободы граждан иностранных государств не распространяют свое действие на социальные гарантии, к числу которых относиться реализация права на жилище.
Таким образом, по смыслу приведенных норм указанный договор не регулирует порядок реализации социальных гарантий граждан другого государства, проживающих на территории РФ, и не может учитываться при обеспечении их жилым помещением по договору социального найма, в порядке определенном статьей 49 ЖК РФ.
В тоже время Агасиеву необоснованно отказано в признании его нуждающимся в получении жилья по избранному им месту жительства.
В соответствие с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ определяет, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в решении от ДД.ММ.ГГГГ Директор ДЖО МО РФ необоснованно отказал истцу в реализации права на выбор места жительства, чем нарушил его права гарантированные статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Для восстановления нарушенного права суд считает необходимым признать незаконными действия Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанные с отказом внести информацию о месте получения жилого помещения и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ внести в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма сведения о наличии у Агасиева Яшара Курбанали оглы права на получения жилого помещения в городе Москве.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ военный суд,
решил:
Административное исковое заявление Агасиева Яшара Курбанали оглы удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанные с отказом внести информацию о месте получения жилого помещения и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ внести в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма сведения о наличии у Агасиева Яшара Курбанали оглы права на получения жилого помещения в городе Москве.
Директору Департамента жилищного обеспечения МО РФ сообщить об исполнении решения в Московский гарнизонный военный суд и Агасиеву Яшару Курбанали оглы, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления Агасиева Яшара Курбанали оглы в части требований о признании незаконными действий административного ответчика по отказу в постановке на жилищный учет супруги и сына истца и возложении на Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ обязанности по признанию жены ФИО4 и сына ФИО5 нуждающимися в получении жилья и внесению их в Единый реестр военнослужащих нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
"данные изъяты"
Председательствующий В.В. Подгурский
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.