Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием административного истца, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 11361 ефрейтора ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части N, связанных с увольнением с военной службы,
установил:
26 октября 2015 года ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать действия командира войсковой части N, связанные с ее увольнением с военной службы, незаконными;
- обязать командира войсковой части N отменить приказ от 22 мая 2015 года N 26, в части ее касающейся.
В судебном заседании ФИО5 поддержала свои требования и пояснила, что все обстоятельства указаны ей в заявлении. Отвечая на вопросы суда заявитель пояснила, что беседа по вопросу увольнения с военной службы с ней не проводилась, своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением она не давала.
Командир войсковой части N (его представитель), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не прибыл.
В своих возражениях от 09 ноября 2015 года N 2187 (л.д. 25, 26) представитель командира войсковой части N ФИО4, возражая, против удовлетворения административного искового заявления, указала, что приказом от 22 мая 2015 года N 26 ФИО5 уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 23 мая 2015 года с учетом отпуска за 2015 год пропорционально прослуженному времени исключена из списков личного состава части. 25 марта 2015 года ФИО5 подала рапорт, в котором отказалась от прохождения военно-врачебной комиссии. Кроме того, согласно справки заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, сведения о постановке ФИО5 на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, отсутствуют. Таким образом, не имелось препятствий для увольнения ФИО5 с военной службы. Кроме того, приказ об увольнении ФИО5 с военной службы был доведен ей по телефону, в связи с регулярным неприбытием на службу, а административным истцом пропущен срок на обращение в суд с заявлением.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из приказа министра обороны Российской Федерации от 31 мая 2012 года N 1164, ФИО5, состоящая в распоряжении военного коменданта города Москвы, зачислена в распоряжение командующего войсками Западного военного округа с содержанием при войсковой части N, жилым помещением не обеспечена, в вооруженных силах с 15 сентября 1998 года.
Из копии сообщения заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 07 июля 2015 года N 194/2/21936 усматривается, что ФИО5 принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 21 ноября 2005 года с составом семьи 3 человека, извещением от 19 декабря 2013 года N 253036 ей на указанный состав семьи распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", с которым она согласилась. До настоящего времени право собственности Российской Федерации на указанное жилое помещение не зарегистрировано.
Согласно копиям рапортов ФИО5 от 25 марта 2015 года, административный истец сообщала командиру войсковой части N о том, что жилым помещением для постоянного проживания не обеспечена, а военно-врачебную комиссию желает пройти после предоставления жилого помещения перед увольнение с военной службы.
Как усматривается из выписки из приказа командира войсковой части N по личному составу от 22 мая 2015 года N 26, ФИО5 уволена с военной в связи с организационно-штатными мероприятиями, прав на обеспечение жилым помещением не имеет.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и подпунктом "а" пункта 4 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 13, 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту к увольнению с военной службы: а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; б) с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие - военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 3 настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что ФИО5 проходила военную службу по контракту с 1998 года, в том числе в распоряжении с 2009 года, состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 2005 года с составом 3 человека, жилым помещением не обеспечена, своего согласия на увольнение с военной службу без обеспечения жилым помещением не давала.
Вместе с тем, приказом командира войсковой части N по личному составу от 22 мая 2015 года N 26 ФИО5 уволена с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиям (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Поскольку на момент увольнения с военной службы ФИО5 состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, своего согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением не давала, то в силу прямого запрета, установленного абзацем 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", она не могла быть уволена с военной службы, в связи с чем, действия командира войсковой части N, связанные с ее увольнением с военной службы, являются незаконными.
Для восстановления нарушенных прав заявителя, суд полагает возможным обязать командира войсковой части 11361 отменить приказ по личному составу от 22 мая 2015 года N 26, в части увольнения с военной службы ФИО5, и восстановить административного истца в распоряжении воинского должностного лица.
Приходя к указанному выводу суд учитывает, что справка заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 06 мая 2015 года N 194/2/14325 об отсутствии, по данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений о постановке ФИО5 на учет нуждающихся в жилых помещениях, при наличии у командира войсковой части N сведений о зачислении административного истца в распоряжение в 2012 году в связи с необеспеченностью жилым помещением, а также при отсутствии решения уполномоченного жилищного органа (его структурного подразделения) о снятии ее с жилищного учета, сама по себе не свидетельствует об утрате военнослужащим ранее имеющегося права на обеспечение жильем.
Довод представителя командира войсковой части N о том, что ФИО5 пропущен срок на обращение в суд с заявлением, поскольку приказ об увольнении с военной службы был доведен ей по телефону, суд находит необоснованным, поскольку указанное обстоятельство какими-либо доказательствами не подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из квитанции от 23 октября 2015 года, ФИО5 при обращении в суд с административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом того обстоятельства, что административное исковое заявление ФИО5 подлежит удовлетворению, суд полагает возможным взыскать с войсковой части 11361 в его пользу судебные расходы в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с увольнением с военной службы ФИО1 в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Обязать командира войсковой части N отменить приказ по личному составу от 22 мая 2015 года N 26, в части увольнения с военной службы ФИО1 и восстановить административного истца в распоряжении воинского должностного лица.
Взыскать с войсковой части N в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать командиру войсковой части N на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.