Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания Бородине В.С., с участием административного истца, представителей административного ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего "данные изъяты" МЧС России (далее - Центр) подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника Центра, связанных с исключением из списков личного состава,
установил:
26 октября 2015 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным приказ начальника Центра от 15 июля 2015 года N 98, в части его исключения из списков личного состава;
- обязать начальника Центра отменить приказ от 15 июля 2015 года N 98, в части его касающейся и восстановить его в списках личного состава;
- пересчитать выслугу лет с последующим ознакомлением личного дела;
- направить для прохождения военно-врачебной комиссии.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования и пояснил, что 28 июля 2015 года он прибыл в Центр для подачи рапорта о продлении отпуска в связи с болезнью. Рапорт у него не приняли, а ознакомили с приказом об исключении из списков личного состава Центра. Рапорт о продлении отпуска был им направлен почтой. Все рапорта о продлении отпуска в связи с заболеванием им предоставлялись своевременно, также как и копии справок об освобождении. Оригиналы больничных листов представлялись после окончания лечения и их окончательного оформления. Отвечая на вопросы суда Кисилев пояснил, что с расчетом выслуги лет и приказом об увольнении с военной службы его ознакомили в декабре 2014 года. С заявлением об оспаривании действий начальника Центра, связанных с ненаправлением для прохождения военно-врачебной комиссии и неперерасчетом выслуги лет, он обратился только в октябре 2015 года, поскольку до указанного времени обращался в Центр по указанным вопросам и длительное время болел. Приказ об увольнении с военной службы им не оспаривается.
Представители начальника Центра в судебном заседании не признали требования ФИО1 и пояснили, что административный истец проходил военную службу в распоряжении с декабря 2010 года в связи с организационно-штатными мероприятиями. Длительное нахождение в распоряжении связано с необеспечением его жилым помещением. В сентябре-октябре 2014 года с ФИО1 был заключен договор социального найма на предоставление жилое помещение. В декабре 2014 года с ФИО1 проведена беседа по вопросу увольнения с военной службы, ему доведен расчет выслуги лет, о прохождении военно-врачебной комиссии он не просил. Кроме того, в 2012 и 2013 году ФИО1 выдавались направления для прохождения военно-врачебной комиссии, которыми он не воспользовался. Поскольку к декабрю 2014 года ФИО1 была реализована только часть основнного отпуска за 2014 год, то с 19 декабря 2014 года ему была предоставлена оставшаяся часть основного отпуска и отпуск как ветерану боевых действий. Данные отпуска были предоставлены ФИО1 без последующего исключения из списков личного состава части, так как военнослужащему пошли на встречу. С 23 декабря 2014 года ФИО1 часто болел. Поскольку административный истец оригиналы справок из медицинских учреждения представлял несвоевременно, то и решение о продлении отпуска принималось несвоевременно. 21 мая 2015 года ФИО1 был подан рапорт о предоставлении основного отпуска за 2015 год и отпуска как ветерану боевых действий. Указанные отпуска были ему предоставлены с 22 мая 2015 года. После предоставления данных отпусков ФИО1 также находился на лечении и отпуска ему продлевались. Поскольку по состоянию на 03 августа 2015 года сведений о нахождении ФИО1 на лечении в Центре не имелось, то он был исключен из списков личного состава. Начисленное при исключении из списков личного состава Центра денежное довольствие перечислено ФИО1 06 августа 2015 года.
В общей сложности за 2015 год ФИО1 находился на лечении 71 сутки, а в основных отпусках и дополнительных отпусках 156 суток. Нахождение ФИО1 на лечении в период исключения из списков личного состава Центра, не является препятствием для исключения. Кроме того, согласно журналу учета служебного времени офицеров Центра с 19 декабря 2014 года ФИО1 на службу не прибывал.
Заслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии послужного списка ФИО1 (л.д. 85-98), он проходил военную службу с 1983 по 1994 год, с 2002 по 2005 год, а также с 2009 года по настоящее время.
Из выписки из приказа начальника Центра от 30 ноября 2010 года N 19-ВК (л.д. 122) усматривается, что ФИО1 освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Согласно копиям журналов (л.д. 116-120), ФИО1 в 2012 и 2013 году выдавались направления для прохождения военно-врачебной комиссии.
Согласно выписке из приказа начальника Центра от 27 января 2009 года N 18 лс и копии контракта, с ФИО1 заключен контракт о прохождении военной службы сверх предельного возраста сроком на 5 лет.
Как усматривается копии расчета выслуги лет ФИО1 (л.д. 14), он произведен 30 сентября 2014 года.
Из выписки из приказа начальника Центра от 19 декабря 2014 года N 27-ВК усматривается, что ФИО1 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда лицу, подавшему административное исковое заявление, стало известно о нарушении или оспаривании его прав, свобод и законных интересов, создании препятствий к осуществлению своих прав, свобод и реализации законных интересов или незаконном возложении на него каких-либо обязанностей, а обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на административного истца.
Согласно пунктам 13, 14 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, пункту 27 Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 17 декабря 2012 года N 772, организация работы по проведению мероприятий, обеспечивающих своевременное увольнение военнослужащих, осуществляется непосредственными (прямыми) начальниками при активном участии кадровых, медицинских и финансовых органов с привлечением аттестационных комиссий. Не менее чем за шесть месяцев до достижения военнослужащими предельных возрастов пребывания на военной службе непосредственные (прямые) начальники должны: принять решения о заключении контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, с учетом их деловых качеств, а также состояния здоровья; направить личные дела военнослужащих в соответствующие финансовые органы для подсчета выслуги лет на пенсию; направить военнослужащих на медицинское освидетельствование в военно-врачебные комиссии; предоставить военнослужащим соответствующей продолжительности ежегодный основной и полные дополнительные (если таковые имеются) отпуска с расчетом их завершения ко времени издания соответствующего приказа об увольнении с военной службы.
Перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы: а) уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются начальником, и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения; с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, начальником. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы согласно приложению N Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
При проведении беседы военнослужащему также разъясняются его права на льготы, гарантии и компенсации, уточняются другие вопросы, связанные с увольнением.
С учетом вышеприведенных положений, суд делает вывод о том, что ФИО1 должен был узнать о нарушении своих прав, связанных с надлежащим расчетом выслуги лет, а также направлением для прохождения военно-врачебной комиссии, уже в декабре 2014 года, при проведении беседы перед увольнением с военной службы и ознакомлении с приказом об увольнении.
Согласно оттиску штампа входящих несекретных документов Московского гарнизонного военного суда, ФИО1 обратился в суд с требованиями о перерасчете выслуги лет с последующим ознакомлением с личным делом, а также направлении для прохождения военно-врачебной комиссии, 26 октября 2015 года, то есть, по истечении, установленного законом трехмесячного срока, предусмотренного статьей 219 КАС РФ.
При таких данных, суд приходит к выводу, о том, что ФИО1 пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с данными требованиями.
Наличие закрепленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока, в пределах которого гражданин, организация, иное лицо должны определится с волеизъявлением на обращение в суд с заявлением административным исковым заявлением обусловлено необходимостью обеспечить стабильность публичных правоотношений и недопустимостью длительной неопределенности в правовой оценке действий органов государственной власти при осуществлении ими своих властных полномочий.
Каких-либо доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд с указанными требованиями ФИО1 не представлено.
Таким образом, при отсутствии уважительных причин пропуска ФИО1, установленного статьей 219 КАС РФ, срока суд считает необходимым, не рассматривая по существу, отказать в удовлетворении его административного искового заявления в части требований о перерасчете выслуги лет с последующим ознакомлением с личным делом, а также направлении для прохождения военно-врачебной комиссии.
Приходя к указанному выводу суд учитывает, что обращение ФИО1 после проведения беседы и ознакомления с приказом об увольнении с военной службы к начальнику Центра по вопросам перерасчета выслуги лет, а также направления для прохождения военно-врачебной комиссии, равно как и нахождение его на амбулаторном лечении, не являются уважительными причинами пропуска указанного срока.
Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время ФИО1 не лишен возможности обратиться по вопросам перерасчета выслуги лет, а также прохождения военно-врачебной комиссии, в военный комиссариат по месту постановки на воинский учет.
Рассматривая требования административного истца о признании незаконным приказа начальника Центра от 15 июля 2015 года N 98, в части его исключения из списков личного состава и возложении на начальника Центра обязанности по отмене данного приказа, в части его касающейся и восстановлению его в списках личного состава, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии рапорта ФИО1 от 21 мая 2015 года, он просит начальника Центра предоставить ему основной и дополнительный отпуска за 2015 год.
Из выписки из приказа начальника Центра от 21 мая 2015 года N 65 усматривается, что ФИО1 предоставлен основной отпуск за 2015 год в количестве 45 суток, а также дополнительный отпуск как участнику боевых действий за 2015 год в количестве 15 суток с 22 мая по 20 июля 2015 года.
Согласно выписке из приказа начальника Центра от 15 июля 2015 года N 98, ФИО1 исключен из списков личного состава с 03 августа 2015 года, а также ему установлено к выплате единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 8 окладов денежного содержания.
Как усматривается из копий финансовых документов (л.д. 56-60), при исключении из списков личного состава Центра ФИО1 начислено денежное довольствие за 01 и 02 августа 2015 года, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 8 окладов денежного содержания.
Согласно копии платежного поручения от 05 августа 2015 года N 483442, денежное довольствие за 01 и 02 августа 2015 года, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы начислены ФИО1.
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 денежные средства, начисленные ФИО1 при исключении из списков личного состава, перечислены административному истцу 06 августа 2015 года.
Согласно справке-расчету от 03 ноября 2015 года N 16, ФИО1 определены к выдаче предметы вещевого имущества.
В соответствии с частями 2 и 28 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Согласно частям 3 и 5 статьи 3 указанного Закона, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер единовременных пособий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, увеличивается на один оклад денежного содержания.
Согласно статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие реализуют свое право на труд посредством прохождения ими военной службы, а окончанием военной службы, согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", является дата исключения военнослужащего из списков личного состава части.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Положения, военнослужащим предоставляются, в том числе основной и дополнительные отпуска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Положения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, основной отпуск предоставляется ежегодно на основании приказа командира воинской части.
Пункт 3 названной статьи устанавливает, что продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год поступления его на военную службу по контракту и в год увольнения с военной службы исчисляется путем деления продолжительности основного отпуска, установленной военнослужащему, на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших от начала военной службы до окончания календарного года, в котором военнослужащий поступил на военную службу, или от начала календарного года до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.
В соответствии с пунктом 16 данной статьи, предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.
Таким образом, с учетом исключения ФИО1 из списков личного состава Центра в августе 2015 года, он имел право на использование основного отпуска за 2015 года в количестве 32 суток (45/12*8), и до даты исключения из списков личного состава данное право было им реализовано, в том числе, с учетом периодов его болезни с 19 по 26 июня и 06 по 10 июля 2015 года.
Согласно пункту 16 статьи 34 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением, при этом в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Положения, день исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.
В судебном заседании установлено, что приказом начальника Центра от 19 декабря 2014 года N 27-ВК ФИО1 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. С 22 мая 2015 года административному истцу начальником Центра предоставлен дополнительный отпуск в количестве 15 суток, а также основной отпуск в количестве 45 суток. Приказом начальника Центра от 15 июля 2015 года N 98, ФИО1 исключен из списков личного состава с 03 августа 2015 года, а также ему установлено к выплате единовременное пособие при увольнении с военной службы в размере 8 окладов денежного содержания. Денежное довольствие по 02 августа 2015 года, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы выплачены ему 06 августа 2015 года. Препятствий для получения вещевого имущества у ФИО1 в настоящее время не имеется.
Поскольку денежное довольствие за 01, 02 августа 2015 года и единовременное пособие при увольнении с военной службы были выплачены ФИО1 только 06 августа 2015 года, а денежное довольствие за 03 августа 2015 года не выплачено до настоящего времени, то действия начальника Центра, связанные с исключением административного истца из списков личного состава без обеспечения положенными видами довольствия, суд признает незаконными.
Для восстановления нарушенных прав ФИО1, суд полагает возможным обязать начальника Центра внести изменения в приказ от 15 июля 2015 года N 98, в части исключения административного истца из списков личного состава, изменив дату его исключения с 03 на 06 августа 2015 года, а также обеспечить его за период с 03 по 06 августа 2015 года положенным денежным довольствием.
Вместе с тем, требование ФИО1 о признании незаконным приказа начальника Центрального регионального центра МЧС России от 15 июля 2015 года N 98, в части его исключения из списков личного состава, отмене данного приказа и восстановлению административного истца в списках личного, удовлетворению не подлежит, поскольку не соответствует адекватности последствий, которые повлекли нарушение его прав и выгоде, которую военнослужащий приобретет, после восстановления на службе с выплатой денежного довольствия за весь период пребывания вне службы.
Кроме того, суд учитывает, что предоставление начальником Центра ФИО1 основного отпуска за 2015 год в большем, чем определено Положением размере, не может являться основанием для продления такого отпуска на периоды его болезни с 28 июля 2015 года.
Также суд учитывает, что нахождение ФИО1 на амбулаторном лечении, с учетом положений пункта 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", не препятствовало его исключению из списков личного состава Центра.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из чек-ордера от 26 октября 2015 года, ФИО1 при обращении в суд с административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом того обстоятельства, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению частично, то суд полагает возможным взыскать с Центра в его пользу судебные расходы в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника "данные изъяты" МЧС России, с исключением ФИО1 из списков личного состава без обеспечения положенными видами довольствия.
Обязать начальника "данные изъяты" МЧС России внести изменения в приказ от 15 июля 2015 года N 98, в части исключения ФИО1 из списков личного состава, изменив дату его исключения с 03 на 06 августа 2015 года, а также обеспечить административного истца за период с 03 по 06 августа 2015 года положенным денежным довольствием.
Взыскать с "данные изъяты" МЧС России в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать начальнику "данные изъяты" МЧС России на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о признании незаконным приказа начальника "данные изъяты" МЧС России от 15 июля 2015 года N 98, в части его исключения из списков личного состава, отмене данного приказа и восстановлению административного истца в списках личного состава, а также перерасчета выслуги лет с последующим ознакомлением с личным делом и направлением для прохождения военно-врачебной комиссии, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.