Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания Бородине В.С., с участием административного истца, его представителя ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО5, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего "данные изъяты" внутренних войск МВД России подполковника ФИО1 об оспаривании действий главнокомандующего внутренними войсками МВД России, связанных с принятием решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду,
установил:
27 октября 2015 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России от 09 апреля 2014 года N 2014/36.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои требования, а с устными объяснениям доверил выступить своему представителю.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования и пояснил, что согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, органом обладающим полномочиями по отнесению жилого помещения, предоставленного в 2012 году ФИО1, к служебному является территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, а не главнокомандующий внутренними войсками МВД России. Кроме того, нормами Жилищного кодекса и указанных Правил предусмотрено, что предоставление жилого помещения в качестве служебного допускается только после отнесения такого жилья к специализированному жилищному фонду. Вместе с тем, квартира была предоставлена ФИО1 в мае 2012 года, а отнесена к специализированному жилью в апреле 2014 года. Несмотря на заключение договора найма служебного жилого помещения административный истец проживает в занимаемой квартире на условиях простого найма. Оспариваемое решение не содержит императивного характера об отнесении квартиры к служебному фонду. Кроме того, согласно приказу МВД 2012 года N 490 решение об отнесении жилья к служебном принимается министром внутренних дел России по представлению своего заместителя.
Представитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России не признал требования ФИО1 и пояснил, что оспариваемым решением каких-либо прав административного истца не нарушено. На момент предоставления жилого помещения ФИО1 решения о его отнесении к специализированному жилищному фонду принято не было, поскольку оформление жилого дома требовало больших затрат времени. Главнокомандующий внутренними войсками МВД России имеет полномочия по управлению недвижимым имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации. Конкретной формы решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Правила не содержат.
Представитель заинтересованного лица не согласился с требованиями ФИО1 и пояснил, что оспариваемое решение было принято полномочным лицом и в установленном порядке. Жилой дом, в котором находилось жилое помещение введен в эксплуатацию в октябре 2011 года.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из послужного списка ФИО1, административный истец проходил военную службу в Министерстве обороны с 1986 года по 1997 год и проходит военную службу во внутренних войсках МВД России с 1997 года по настоящее время. Кроме того, ФИО1 в период с 26 сентября 2008 года по 19 сентября 2013 года проходил военную службу в войсковой части N.
Из копии постановления военного совета главного командования внутренних войск МВД России от 30 марта 2012 года N 1 усматривается, что в ходе рассмотрения вопроса о ходе перевода соединения на комплектование должностей сержантов и солдат военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и мерах по повышению эффективности такой работы, принято решение о переселении 179 семей военнослужащих войсковой части 3641, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01 января 2005 года, в служебные жилые помещения, находящиеся в жилом N по "адрес" в пгт. Софрино.
Согласно распоряжению врио начальника тыла внутренних войск МВД России от 17 апреля 2012 года N 4/22-2854, в целях выполнения решения военного совета главного командования внутренних войск МВД России от 30 марта 2012 года и отселения военнослужащих войсковой части N из жилых домов, находящихся на территории войсковой части N из резерва "данные изъяты" внутренних войск МВД России передаются под заселение жилые помещения, расположенные по адресу: "адрес", в том числе трехкомнатная "адрес".
Как усматривается из выписки из протокола N 5 заседания жилищной комиссии войсковой части N от 26 апреля 2012 года, ФИО1 на состав семьи 4 человека (он, супруга, сын и дочь) распределена трехкомнатная служебная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 92,8 кв.м.
Из копии договора найма служебного жилого помещения от 05 мая 2012 года N 614 усматривается, что распределенное ФИО1 жилое помещение передано ему в пользование.
Из выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 апреля 2015 года N 50/013/002/2015-4606 усматривается, что в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: "адрес", 26 апреля 2012 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации, право оперативного управления войсковой части 3641.
Как усматривается из копии решения начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России от 09 апреля 2014 года N 2014/36, жилое помещение по адресу: "адрес", отнесено к специализированному жилищному фонду. Кроме того, данное решение утверждено главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как установлено апелляционным определением Московского областного суда от 03 августа 2015 года N 33-17104/2015, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было предоставлено ФИО1 во временное пользование, а решения о предоставлении данного жилья на условиях социального найма не принималось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Статьей 104 Жилищного кодекса РФ определено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 (далее Правила), отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.
Согласно пункту 12 Правил, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что орган управления в тридцатидневный срок, с даты подачи заявления об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и необходимых документов, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.
Информация о принятом органом управления, в том числе, решении об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения, а копия решения направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06 февраля 1997 года N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", жилые помещения, здания и сооружения органов управления внутренними войсками, военных городков соединений, воинских частей (подразделений), военных образовательных организаций высшего образования и учреждений внутренних войск, учебные объекты, находящиеся на них учебно-материальная база и технические средства обучения, а также оружие и боеприпасы, специальная и военная техника, иное материально-техническое имущество, табельные инженерные комплексы, используемые внутренними войсками для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются внутренним войскам в пользование на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктами 23, 24 Положения о главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 281, определено, что Главное командование внутренних войск МВД России организует расквартирование военнослужащих внутренних войск, капитальное строительство объектов за счет лимитов капитальных вложений Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, объекты которых охраняются внутренними войсками; принимает меры по улучшению обеспечения жилой площадью военнослужащих внутренних войск, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; осуществляет управление недвижимым и движимым имуществом внутренних войск, находящимся в федеральной собственности;
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период прохождения военной службы в войсковой части N, на основании постановления военного совета главного командования внутренних войск МВД России от 30 марта 2012 года N 1 и распоряжения врио начальника тыла внутренних войск МВД России от 17 апреля 2012 года N 4/22-2854, решением жилищной комиссии войсковой части N от 26 апреля 2012 года, оформленным протоколом N 5, была предоставлена трехкомнатная служебная "адрес", расположенная по адресу: "адрес", общей площадью 92,8 кв.м. 26 апреля 2012 года на указанное жилое помещение зарегистрировано право собственности Российской Федерации и право оперативного управления войсковой части N. 05 мая 2012 года с административным истцом на указанное жилое помещение заключен договор найма служебного жилья. Решением начальника Управления расквартирования и строительства главного командования внутренних войск МВД России от 09 апреля 2014 года N 2014/36, утвержденным главнокомандующим внутренними войсками МВД России, предоставленное ФИО1 жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду.
Поскольку из буквального толкования положений Жилищного кодекса РФ, а также Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду следует, что не допускается отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду, если такие жилые помещения предоставлены (заняты) не на условиях специализированного найма, а также имеют обременения прав на имущество, но жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", было предоставлено административному истцу как специализированное жилье, то принятие должностными лицами главного командования внутренних войск МВД России, в установленном законом порядке и в пределах своих полномочий, 09 апреля 2014 года решение прав ФИО1 не затрагивает и не нарушает.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России от 09 апреля 2014 года N 2014/36.
Приходя к указанному выводу суд учитывает, что поскольку с оспариваемым решением ФИО1 был ознакомлен 03 августа 2015 года, сведений о более раннем его ознакомлении с решением суду не представлено, а в суд с заявлением обратился посредством почтового отправления 16 октября 2015 года, то предусмотренный статьей 219 КАС РФ срок им пропущен по уважительной причине.
Кроме того, суд учитывает, что действие приказа МВД России от 06 мая 2012 года N 490, в отношении главного командования внутренних войск не наспространяется.
Довод представителя административного истца о том, что ФИО1 проживает в квартире не на условиях найма служебного жилья, а на условиях простого найма, суд находит не обоснованными, поскольку они противоречат выводам Московского областного суда, указанным в апелляционном определении от 03 августа 2015 года.
Довод представителя административного истца о том, что оспариваемое решение не содержит прямого вывода об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду, суд также находит не обоснованными, поскольку из данного решения прямо следует обратное.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано, то с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, оснований для возмещения ему судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным и отмене решения начальника Управления расквартирования и строительства Главного командования внутренних войск МВД России от 09 апреля 2014 года N 2014/36, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.