Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания Бородине В.С., с участием административного истца, его представителя ФИО3, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего филиала N Главного военного клинического госпиталя имени академика ФИО4 майора медицинской службы запаса ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания,
установил:
26 октября 2015 года ФИО1 посредством почтового отправления обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 15 июня 2015 года N 194/1/20642, незаконным;
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 15 июня 2015 года N 194/1/20642 и повторно рассмотреть вопрос о принятии ее на учет нуждающихся с составом семьи 2 человека.
В судебном заседании ФИО1 и ее представитель поддержали заявленные требования и пояснили, что после устранения в 2014 году министром обороны Российской Федерации допущенных при увольнении нарушений у административного истца возникло право быть принятой на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания в связи с прохождением военной службы. В период прохождения военной службы ФИО1 жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивалась.
Директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом, не прибыл.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии послужного списка ФИО1 (л.д. 48-56), она проходила военную службу с февраля 2003 года, первый контракт заключен в 2003 году.
Из копии рапорта от 17 сентября 2003 года и выписки из протокола N 6 заседания жилищной комиссии военно-воздушной академии от 26 сентября 2003 года усматривается, что ФИО1 с составом семьи 2 человека (она и дочь) приняты на учет нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением.
Согласно копии ордера от 21 января 1986 года N 044501, а также договора от 04 июня 2008 года N 44, ФИО1 на состав семьи 2 человека предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 52,3 кв.м.
Как усматривается из копии рапорта ФИО1 от 18 февраля 2013 года и копии листа беседы (л.д. 59, 60), административный истец просит об увольнении с военной службы по истечении срока контракта, обеспечена жилым помещением по адресу: "адрес".
Согласно выписке из приказа министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2013 года N 228, ФИО1 уволена с военной службы по истечении срока контракта.
Из копии представления начальника главного военного клинического госпиталя имени академика ФИО4 от 26 августа 2014 года усматривается, что ФИО1 представляется к внесению изменений в приказ об увольнении с военной службы, выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 19 февраля 2013 года составляет более 10 лет, беседа перед увольнением с военнослужащим проведена 18 февраля 2013 года, с увольнением она согласно, обеспечена служебным жилым помещением.
Как усматривается из выписки из приказа министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2014 года N 594, в ранее изданный приказ от 23 марта 2013 года N 228, внесены изменения и ФИО1 полагается уволенной с военной службы по достижении предельного возраста пребывания.
Согласно копиям заявления ФИО1 от 20 марта и 25 июня 2015 года (л.д. 6, 28), административный истец подала в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заявление и документы по вопросу принятия на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с составом семьи 2 человека.
Из копии решения Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 194/1/20642 усматривается, что по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ФИО1 для принятия на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, принято решение об отказе в принятии. В обоснование принятого решения указано, что право на жилищное обеспечение по линии Министерства обороны Российской Федерации имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, граждане, уволенные с военной службы, состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащие, увольняемые с военной службы после 01 января 2005 года, но ФИО1 уволена с военной службы по истечении срока контракта с выслугой 10 лет 4 месяца и на момент увольнения с военной службы на учете нуждающихся не состояла.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что определяет правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Осуществляя свои полномочия в этой области правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установилспециальный механизм реализации военнослужащими права на жилище, что согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Статьей 54 Жилищного кодекса РФ определены основания для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 проходила военную службу с 2003 по 2013 год и относилась к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь период военной службы служебными жилыми помещениями. В период прохождения военной службы в 2008 году ФИО1 было предоставлено служебное жилое помещение. 18 февраля 2013 года административный истец обратилась с рапортом об увольнении с военной службы по истечении срока контракта. Кроме того, в рапорте об увольнении и ходе беседы ФИО1 указала, что обеспечена служебным жилым помещением. Приказом министра обороны Российской Федерации от 23 марта 2013 года N 228, ФИО1 уволена с военной службы по истечении срока контракта. По представлению начальника главного военного клинического госпиталя имени академика ФИО4 от 26 августа 2014 года, приказом министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2014 года N 594, в приказ от 23 марта 2013 года N 228, внесены изменения и ФИО1 уволена с военной службы по достижении предельного возраста пребывания. 20 марта и 25 июня 2015 года административный истец подавала в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации заявление о принятии ее с составом семьи 2 человека на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, а также необходимые документы. Вместе с тем, решением Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 194/1/20642 ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся, поскольку она уволена с военной службы по истечении срока контракта с выслугой менее 20 лет и на учете нуждающихся на момент увольнения не состояла.
Поскольку ФИО1 на весь период военной службы имела право на обеспечение только служебным жилым помещением, имея общую продолжительность военной службы более 10 лет при увольнении с военной службы по истечении срока контракта не имела права на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания, то изменение министром обороны Российской Федерации в августе 2014 года основания ее увольнения на достижение предельного возраста пребывания повлекло возникновение у административного истца, при наличии ее волеизъявления, общих оснований для постановки на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в уполномоченном жилищном органе, в связи с чем, указанное в оспариваемом решении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации основание для отказа в принятии ее и ее дочери на жилищный учет, является незаконным и необоснованным.
С учетом изложенного, суд признает незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом для постоянного проживания.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 25 июня 2015 года N 194/1/20642 и повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 и ее дочери на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом для постоянного проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из квитанции от 26 октября 2015 года, ФИО1 при обращении в суд с административным исковым заявлением уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
С учетом того обстоятельства, что административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению, суд полагает возможным взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в ее пользу судебные расходы в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом ФИО1 в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом для постоянного проживания.
Обязать директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 25 июня 2015 года N 194/1/20642 и повторно рассмотреть вопрос о принятии ФИО1 и ее дочери на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом для постоянного проживания.
Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать директору Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.