Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием административного истца, его представителя ФИО5, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" капитана 3 ранга запаса ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания,
установил:
27 октября 2015 года ФИО6 посредством почтового отправления, через своего представителя ФИО5, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2015 года N 194/1/7092, в части касающейся принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена его семьи ФИО3;
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена его семьи ФИО3
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования, с устными объяснениями доверил выступить своем представителю.
Представитель ФИО1 в судебном заседании поддержал требования административного истца и пояснил, что при принятии оспариваемого решения Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации не учитывал факт совместного проживания граждан, который имеет существенное значение для рассматриваемого вопроса. По вопросу установления юридического факта нахождения ФИО3 на иждивении ФИО1, административный истец обращался в районный суд, но ему было отказано, поскольку пасынок является совершеннолетним.
Директор Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не прибыл.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии послужного списка ФИО1 (л.д. 9-14), административный истец проходил военную службу с 1996 года, первый контракт заключен им в должности курсанта в 1998 году на период обучения и пять лет после его окончания.
Из выписки из протокола N 4 заседания жилищной комиссии Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 15 сентября 2005 года усматривается, что ФИО6 принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 29 августа 2005 года.
Согласно копиям паспортов, свидетельств о рождении и заключении брака, а также справки военного комиссариата города Москвы (л.д. 22-37, 39, 40), ФИО6 10 июля 2007 года заключил брак с ФИО4 Сыном ФИО4 является ФИО3 1994 года рождения.
Из выписок из приказов начальника Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04 апреля 2008 года N 4 и от 08 апреля 2008 года N 50 усматривается, что ФИО6 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава с 04 апреля 2008 года.
Согласно выписке из протокола N 12 заседания жилищной комиссии Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 04 сентября 2009 года, Мегере на состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО4 и ее сын ФИО3) предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Из копии свидетельства (л.д. 38) у ФИО1 15 января 2011 года родился сын Максим.
Как усматривается из выписки из домовой книги от 12 октября 2015 года (л.д. 18), ФИО6, его супруга и ее сын зарегистрированы по месту жительства по адресу: "адрес", с 20 ноября 2007 года, а сын административного истца с 15 февраля 2011 года.
Из копии финансового лицевого счета и договора найма (л.д. 19, 20) усматривается, что в служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", вселены ФИО6 - в качестве нанимателя, а ФИО4 и ФИО3, в качестве членов семьи нанимателя.
Согласно копии извещения от 02 апреля 2012 года N 86768, Мегере на состав семьи 4 человека Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". С распределением указанного жилого помещения административный истец не согласился.
Согласно копии извещения от 29 августа 2014 года N 302788, Мегере на состав семьи 4 человека Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" "адрес". С распределением указанного жилого помещения административный истец согласился.
Как усматривается из копии сообщения начальника 1 отдела (контроля обоснованности предоставления жилых помещений) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2015 года N 194/1/7092, Мегере в установленном порядке предложено жилое помещение (извещение от 29 августа 2014 года N 302788), с которым он согласился. В ходе проверки документов выявлено, что ФИО3 не является членом семьи административного истца, в связи с чем, ему необходимо представить документы, подтверждающие совместное проживание и нахождение указанного лица не иждивении ФИО1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в связи с чем, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно частям 1-3 статьи 69 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса РФ, на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.
В судебном заседании установлено, что Мегеря проходил военную службу с 1996 по 2008 год, состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 2005 года с составом семьи 4 человек (он, супруга, сын супруги и их общий сын). В 2012 и 2014 году Мегере на указанный состав семьи распределялись жилые помещения.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что в 2009 году Мегере предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: город Москва, улица Кантемировская, дом 12, корпус 1, квартира 438, в которое в качестве члена семьи административного истца, как нанимателя служебного жилого помещения, вселен, в том числе сын супруги Собин Д.О.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Собин Д.О. фактически вселен в служебное жилое помещение предоставленное Мегере как нанимателю, в качестве члена его семьи, то указанный в сообщении Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2015 года N 194/1/7092 вывод о необходимости представления административным истцом документов, подтверждающих совместное проживание с ним и нахождение на его иждивении Собина Д.О. является необоснованным.
Вместе с тем, суд учитывает, что согласно части 2 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 56 указанного кодекса определено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Пунктом 2 Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 1888, определено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО6 состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с составом семьи 4 человека (он, супруга, сын супруги и их общий сын), в 2012 и 2014 году Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации административному истцу на указанный состав семьи распределялись жилые помещения, а сообщение Департамента от 10 марта 2015 года N 194/1/7092 по своей форме и содержанию не является решением об отказе в принятии на учет нуждающихся, равно как и решением о снятии с учета нуждающихся, то данное сообщение на нарушает прав, свобод и законных интересов ФИО1, не создает препятствий к осуществлению им своих прав, свобод и реализации законных интересов, а также не возлагает на него какой-либо обязанности.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано, то с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, оснований для возмещения ему судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 10 марта 2015 года N 194/1/7092, в части касающейся принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена его семьи ФИО3 и возложении на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по повторному рассмотрению вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве члена его семьи ФИО3, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.