Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гудзенко В.Г., при секретаре судебного заседания Ткаченко Е.Н., с участием административного истца Соколова В.А и его представителя Гончарова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N2а-1169/2015 по административному исковому заявлению Соколова Владимира Александровича об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее - ЗРУЖО), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Соколов обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту, будучи зачисленным в распоряжение командира войсковой части N, подлежит увольнению в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (далее - ОШМ), общая продолжительность военной службы более 20 лет. В ДД.ММ.ГГГГ извещением 1 отдела ЗРУЖО ему на состав семьи 3 человека распределено жилое помещение по адресу: Флотский пр-д, "адрес" С предоставлением данного жилого помещения он согласился. Однако решением начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в предоставлении указанного жилого помещения, и его сняли с жилищного учета.
Полагая свои права нарушенными, административный истец, уточнив требования, просил суд признать незаконным указанное выше решение начальника 1 отдела ЗРУЖО и отменить его, а также обязать названное должностное лицо восстановить его и членов его семьи на жилищном учете со ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании административный истец и его представитель, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении требований, при этом Соколов пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ г. ему администрацией "адрес") за спортивные достижения было предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира. В ДД.ММ.ГГГГ взамен названного жилого помещения ему предоставили трехкомнатную квартиру в этом же городе, которую он продал ДД.ММ.ГГГГ При этом от Минобороны РФ он жильем не обеспечивался.
Начальник 1 отдела ЗРУЖО, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно материалам дела "данные изъяты" Соколов проходит военную службу по контракту, будучи зачисленным в распоряжение командира войсковой части N, на военной службе с ДД.ММ.ГГГГ, подлежит увольнению в связи с проведением ОШМ,
В ДД.ММ.ГГГГ извещением 1 отдела ЗРУЖО ему на состав семьи 3 человека распределено жилое помещение по адресу: "адрес" С предоставлением данного жилого помещения он согласился.
Решением начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в предоставлении указанного жилого помещения, и он снят с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма - в ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации "адрес" Соколову была предоставлена в собственность трехкомнатная квартира общей площадью N кв.м. В связи с этим, по мнению, начальника 1 отдела ЗРУЖО, Соколов лишен права требовать повторного предоставления ему жилья Министерством обороны России.
Вышеназванную квартиру Соколов продал - ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ Соколов заключил брак с дочерью ФИО6 - ФИО5 и вместе с ней и своим сыном от первого брака остался проживать в названном жилом помещении на основании договора безвозмездного пользования, заключенного между ним и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ
Указанный договор заключен на срок - до обеспечения Соколова жилыми помещением от Минобороны России.
Данные обстоятельства также подтверждаются актом приема-передачи жилого помещения, выпиской из домовой книги и финансовым лицевым счетом.
В соответствии с копией договора от ДД.ММ.ГГГГ N до получения трехкомнатной квартиры ( "адрес") Соколов с членами своей семьи с ДД.ММ.ГГГГ проживал в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: "адрес", которая в результате приватизации была передана ему в собственность органами местного самоуправления.
Из содержания справки командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что за время прохождения военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Соколов жилым помещением не обеспечивался.
В соответствии с абз.1 и 3 п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
Из изложенного следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны России жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность.
Если военнослужащий распорядился полученным ранее в связи с прохождением военной службы жилым помещением, он лишается права требовать повторного предоставления жилья по договору социального найма в порядке, определённом ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ, согласно которой граждане, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения ими намеренного ухудшения своих жилищных условий.
Вместе с тем эти ограничения не могут распространяться на случаи распоряжения военнослужащим жилым помещением, полученным не в связи с военной службой и не за счёт средств Министерства обороны России или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют, владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 130, 132).
Согласно ч.2 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на частный, государственный и муниципальный.
В свою очередь государственный жилищный фонд подразделяется на два вида: жилищный фонд Российской Федерации, который включает совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и жилищный фонд субъектов Российской Федерации - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации.
Федеральным законом "О статусе военнослужащих" установлено, что жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п.2 ст.15).
Анализ норм, содержащихся в чч. 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ, указывает на то, что органы местного самоуправления могут предоставлять военнослужащим жилые помещения по договорам социального найма только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение осуществления переданных органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий осуществляется за счёт субвенций федерального бюджета (Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" от 8 декабря 2010 г. N342-ФЗ), что следует из требований ч.2 ст.132 Конституции РФ.
Приведенные нормативные правовые акты позволяют сделать вывод о том, что военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями именно за счёт средств федерального бюджета, то есть из жилищного фонда Российской Федерации.
Таким образом, сам по себе факт предоставления военнослужащему (как до военной службы, так и во время её прохождения) жилого помещения из жилищного фонда субъектов Российской Федерации либо муниципального фонда, то есть не за счёт средств федерального бюджета, не может исключить применение ст.53 ЖК РФ в случае возникновения соответствующих обстоятельств.
Как установлено в судебном заседании Соколову в ДД.ММ.ГГГГ за спортивные достижения за счет органов местного самоуправления была предоставлена "данные изъяты" квартира в "адрес", которую он сдал муниципальными органам власти и ему взамен в ДД.ММ.ГГГГ из муниципального жилищного фонда (не как военнослужащему, а за спортивные достижения) предоставлено жилое помещение - "данные изъяты" квартира. Данное жилое помещение он продал ДД.ММ.ГГГГ и остался в нем проживать на основании договора безвозмездного пользования до обеспечения его жильем от Минобороны РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Соколов не обязан был сдавать Минобороны РФ, предоставленное ему за счет муниципальных органов власти жилое помещение в "адрес", и в отношении его действий можно применять положения ст.53 ЖК РФ.
Следовательно, административный истец мог быть принят на жилищный учет не ранее, чем через 5 лет со дня совершения сделки по продаже указанного выше жилого помещения, то есть со ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2 ч.1 ст.56 ЖК РФ предписано снимать граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в оспариваемом решении 1 отдела ЗРУЖО, Соколов обеспечен жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам.
Между тем, с данным утверждением согласиться нельзя.
Согласно частям 1, 2 и 7 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.
Из изложенного следует, что необходимым условием признания членом семьи собственника жилого помещения является факт совместно проживания с данным собственником в этом жилом помещении. Кроме того, режим пользования жилым помещением может быть определен соглашением.
Выписка из домовой книги жилого помещения по адресу: "адрес", свидетельствует о том, что ФИО6 - собственник жилого помещения, которому Соколов продал "данные изъяты" квартиру, с ним совместно не проживает.
Более того, договором безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ определен режим пользования жилым помещением, в котором остались проживать Соколов с членами своей семьи.
Таким образом, оснований утверждать о том, что Соколов и члены его семьи (жена и сын) являются членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены жильем по установленным нормам не имеется.
При таких обстоятельствах решение начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Соколову в предоставлении жилого помещения и снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях противоречит закону и поэтому подлежит отмене.
В связи с изложенным суд признает данное решение незаконным и возлагает обязанность на начальника 1 отдела отменить указанное решение и рассмотреть вопрос о принятии Соколова с учетом членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях со ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из того, что суд пришел к выводам о необходимости удовлетворения требований административного истца, то на основании ст.111 КАС РФ, понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины, подлежат возмещению в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями ст.ст.174-179 и 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Соколова Владимира Александровича об оспаривании действий начальника 1 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Соколову В.А. в предоставлении жилого помещения и снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и обязать его отменить данное решение в указанной части.
Обязать начальника 1 отдела ЗРУЖО рассмотреть вопрос о принятии Соколова В.А. с учетом членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях со ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в пользу Соколова В.А. судебные расходы в сумме 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Гудзенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.