Московский гарнизонный военный суд в составе судьи ФИО3, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N подполковника ФИО2 об оспаривании действий начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанных с отказом в снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания члена семьи,
установил:
13 ноября 2015 года ФИО2 посредством почтовой связи обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение начальника 1 отдела от 05 октября 2015 года N 25/5254/тс;
- обязать начальника 1 отдела отменить решение 05 октября 2015 года N 25/5254/тс и снять с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания совместно с ним ФИО1
В своем административном исковом заявлении ФИО2 указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части N. В связи с предстоящим увольнением с военной службы включен в список очередников, нуждающихся в получении жилых помещения с составом семьи 5 человек (он, супруга, двое детей и мать супруги ФИО1). В связи с нежеланием тещи быть обеспеченной жилым помещением в составе его семьи на имя начальника 1 отдела 24 сентября 2015 года им и его тещей были написаны заявления о снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением ФИО1 На указанные заявления 05 октября 2015 года был дан ответ об отказе в удовлетворении заявлений. Отказ мотивирован тем, что его теща включена в состав сего семьи на основании решения суда, в связи с чем, не может быть исключена из состава его семьи даже на основании личного заявления. С данным решением он не согласен, поскольку теща проживает отдельно от его семьи, не ведет с ними совместного хозяйства и не подлежит учету при предоставлении ему жилищной субсидии.
В своих возражениях от 03 декабря 2015 года N 4427/Ю представитель начальника 1 отдела ФИО4, возражая против удовлетворения административного искового заявления ФИО2, указала, что решением Солнечногорского городского суда Московской области ФИО1 включена в состав семьи административного истца. Оснований для снятия тещи ФИО2 с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением не имеется, поскольку обстоятельства признанные судом общеизвестными не нуждаются в доказывании.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из послужного списка ФИО2 и копий контрактов (л.д. 24-28), административный истец проходит военную службу с 1994 года, первый контракт заключен им в 1994 году на период обучения и пять лет после его окончания.
Из выписки из протокола N 5 заседания жилищной комиссии "данные изъяты" гарнизона от 17 марта 2009 года усматривается, что ФИО2 принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с 11 марта 2009 года.
Согласно выписке из приказа министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2013 года N 771, ФИО2 освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Согласно копии личной карточки очередника (л.д. 17), ФИО2 состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 11 марта 2009 года, с составом семьи 5 человек, избранное место жительства Московская область.
Из копии уведомления 1 отдела от 01 октября 2015 года N 25/5181/ТС усматривается, что ФИО2 сообщено о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).
Как усматривается из сообщения заместителя начальника 1 отдела от 05 октября 2015 года N 25/5254/ТС, заявления ФИО2 и ФИО1 от 24 сентября 2015 года о снятии ее с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями рассмотрены и в их удовлетворении отказано. В обоснование принятого решения указано, что ФИО1 включена в состав семьи ФИО2 во исполнение решения Солнечногорского городского суда Московской области от 28 октября 2010 года, полномочиями по отмене которого 1 отдел не обладает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в связи с чем, судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета.
Кроме того, согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
По смыслу подпункта "а" пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", военнослужащие (дееспособные члены их семей), принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае подачи ими заявления о снятии с учета.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что ФИО2 проходит военную службу с 1994 года, в том числе в распоряжении, относиться к категории военнослужащих обеспечиваемых на весь период службы служебными жилыми помещениями, с 11 марта 2009 года состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с составом семьи 5 человек, в том числе ФИО1 24 сентября 2015 года административный истец и ФИО1 обратились в 1 отдела с заявлениями, в которых просили снять ФИО1 с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями совместно с ФИО2. Вместе с тем, согласно сообщению заместителя начальника 1 отдела от 15 октября 2015 года в удовлетворении их заявлений было отказано.
Поскольку ФИО1 состояла на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением в качестве члена семьи ФИО2 и 24 сентября 2015 года обратилась в 1 отдел с заявлением о снятии с жилищного учета, то ее заявление подлежало безусловному удовлетворению на основании пункта 1 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Инструкции.
На основании изложенного действия 1 отдела, связанные с отказом ФИО2 в снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ФИО1, суд признает незаконными.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать начальника 1 отдела отменить решение 05 октября 2015 года N 25/5254/ТС об отказе ФИО2 в снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ФИО1 и повторно рассмотреть указанный вопрос.
Приходя к указанным выводам суд учитывает, что решением Солнечногорского городского суда Московской области от 28 октября 2010 года установлен факт нахождения ФИО5 на иждивении ФИО6, а согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой закрепление в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" социальных гарантий для самих военнослужащих не препятствует реализации прав членов их семей на жилище как в порядке, предусмотренном этим законом, так и определенном жилищным законодательством (Определение от 26 мая 2011 года N 723-О-О).
Вместе с тем не подлежит удовлетворению административное исковое заявление ФИО2 в части требований о возложении на начальника 1 отдела обязанности по снятию с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания совместно с ним ФИО1, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права структурного подразделения полномочного жилищного органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С учетом того обстоятельства, что при обращении в суд с административным исковым заявлением ФИО2 понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, то данные расходы суд полагает возможным взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО2, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом ФИО2 в снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ФИО1.
Обязать начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 05 октября 2015 года N 25/5254/ТС об отказе ФИО2 в снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания ФИО1 и повторно рассмотреть указанный вопрос.
Взыскать с 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО2 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать начальнику 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО2 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 в части требований о возложении на начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности по снятию с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания совместно с ним ФИО1, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.