Московский гарнизонный военный суд в составе судьи Селезнева К.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанных с отказом в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания и снятием с учета нуждающихся,
установил:
24 ноября 2015 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- восстановить его и членов его семьи учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 22 декабря 2005 года;
- обязать начальника 1 отдела предоставить ему жилое помещение в собственность бесплатно.
В заявлении от 03 декабря 2015 года ФИО1 изменил заявленные требования и просил также признать незаконным и отменить решение начальника 1 отдела от 06 октября 2015 года 1/ТС/396/О.
В своем административном исковом заявлении ФИО1 указал, что решением жилищной комиссии войсковой части 32047 от 20 декабря 2005 года, оформленным протоколом N 23 признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением и Мытищинской КЭЧ района был включен в соответствующий список. 08 апреля 2011 года ему на состав семьи 3 человека предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", микрорайон Богородский, "адрес", корпус 1, секция 3, "адрес", общей площадью 61,7 кв.м. От получения указанного жилья он отказался в связи с предстоящим увеличением состава семьи. В апреле 2013 года ему стало известно о решении начальника 1 отдела от 21 марта 2013 года N 1/ТС/82-О об отказе в предоставлении жилого помещения и снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением. 24 апреля 2013 года обратился к начальнику 1 отдела с заявлением, в котором выразил несогласие с решением о снятии с учета. 27 июня 2013 года начальником 1 отдела принято решение об отмене решения от 21 марта 2013 года, в части снятия его и членов его семьи с учета нуждающихся. 17 сентября 2013 года он обратился к начальнику 1 отдела с заявлением о восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением. По состоянию на 01 апреля 2014 года начальником 1 отдела было принято решение N 1/ТС/132 о восстановлении его с составом семьи 3 человека на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениям по договору социального найма с 01 августа 2013 года. По сообщению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 27 июня 2014 года N 194/2/19069 он принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с составом семьи 4 человека, избранное место жительства город Мытищи Московской области. 28 сентября 2014 года им получено извещение о предварительном распределении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" А, "адрес". В октябре 2015 года получил решение начальника 1 отдела от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О об отказе в предоставлении в собственность распределенной квартиры и снятии с учета нуждающихся.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из послужного списка ФИО1 (л.д. 37), административный истец проходил военную службу с 1991 по 1993 год, а с 1995 года проходит военную службу по настоящее время, первое офицерское звание присвоено ему в 1997 году.
Из копии протокола N 22 заседания жилищной комиссии войсковой части N от 07 декабря 2005 года усматривается, что ФИО1 принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с составом семьи 2 человека. Кроме того, согласно копии указанного протокола административному истцу предоставлена отдельная служебная комната в коммунальной "адрес", распложенной по адресу: "адрес", "адрес".
Согласно копии списка очередников войсковой части "адрес" и карточки очередника (л.д. 27-38), ФИО1 состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с составом семьи 4 человека с 22 декабря 2005 года.
Согласно копии договора от 29 сентября 2009 года N 1097, ФИО1 на состав семьи 2 человека (он и супруга) предоставлено служебное жилое помещение в виде однокомнатной "адрес", распложенной по адресу: "адрес", "адрес".
Из копии договора от 02 ноября 2010 года N 1205 усматривается, что ФИО1 на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь) предоставлено служебное жилое помещение в виде двухкомнатной "адрес", распложенной по адресу: "адрес"-16, "адрес".
Согласно копии извещения от 08 апреля 2015 года N 321191 (л.д. 113), ФИО1 на состав семьи 4 человека распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", 1- "адрес", общей площадью 78,70 кв.м.
Как усматривается из копии решения начальника 1 отдела от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О, ФИО1 отказано в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", а также административный истец с составом семьи 4 человека снят с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания. В обоснование принятого решения указано, что ФИО1 на состав семьи 4 человека распределено указанное жилое помещение, согласно сведениям единого реестра он принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением 22 декабря 2005 года. Согласно документам учетного дела ФИО1 на состав семьи 3 человека по договору от 02 ноября 2010 года N 1205 предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", "адрес". При этом ФИО1 уже был зарегистрирован по указанному адресу. Кроме того, указанное жилое помещение ФИО1 и члены его семьи ранее занимали на основании договора краткосрочного найма от 01 мая 2008 года N 300. По данным базы данных "Учет" ФИО1 поставлен на учет нуждающихся с 25 марта 2009 года и снят с указанного учета 30 сентября 2009 года. Таким образом, договор найма служебного жилого помещения от 02 ноября 2010 года N 1205 является дополнительным соглашением к договору от 01 мая 2008 года N 300, а ФИО1 будучи обеспеченным служебным жилым помещением общей площадью 46,5 кв.м. подлежал снятию с учета нуждающихся на основании пункта 31 приказа министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80. С учетом установленных обстоятельств, ФИО1 в установленном порядке нуждающимся в обеспечении жилым помещением не признан и включен в единый реестр нуждающихся незаконно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 14 указанной статьи также предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пунктам 7, 10, 12, 13 и 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
Уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, а также выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.
Статьей 56 Жилищного кодекса РФ установлены основания для снятия граждан с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Не позднее чем через десять рабочих дней с даты поступления в уполномоченный орган сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют необходимые сведения и документы.
Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.
В случае получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из которых следует, что военнослужащему или членам его семьи принадлежат на праве собственности жилые помещения, распределенное ему жилое помещение не может быть предоставлено и распределяется другому военнослужащему, принятому на учет нуждающихся в жилых помещениях, не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения таких сведений.
Выписки из решений о предоставлении жилых помещений по рекомендуемому образцу согласно приложению N 9 к настоящей Инструкции не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия направляются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, с уведомлением о вручении и органам (организациям), заключающим договоры социального найма жилого помещения с военнослужащими.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что ФИО1 проходит военную службу относиться к категории военнослужащих обеспечиваемых по истечении первых пяти лет службы жилыми помещениями для постоянного проживания, с 22 декабря 2005 года состоит на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, в 2008 году административному истцу было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"-16, "адрес". В 2009 и 2010 годах ФИО1 предоставлялись служебные жилые помещения по адресу: "адрес"-16, "адрес" "адрес", соответственно. Извещением от 08 апреля 2015 года N 321191, ФИО1 на состав семьи 4 человека распределено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", 1-й "адрес" "А", "адрес", общей площадью 78,70 кв.м. Вместе с тем, решением начальника 1 отдела от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О, ФИО1 отказано в предоставлении указанного жилого помещения, а также он с составом семьи 4 человека снят с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Поскольку после принятия на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания ФИО1 в связи с прохождением военной службы обеспечивался служебными жилыми помещениями, а жилья для постоянного проживания ему не предоставлялось, то указанный в решении начальника 1 отдела от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О вывод о том, что административный истец был снят с указанного учета в 2009 году и в последующем неправомерно был вновь на него принят, является необоснованным и незаконным, равно как и вывод об отказе в предоставлении распределенной квартиры в собственность.
С учетом изложенного, действия начальника 1 отдела, связанные с отказом ФИО1 в предоставлении в собственность жилого помещения, а также снятием его и членов его семьи с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания, суд находит незаконными.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать начальника 1 отдела отменить решение от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О, восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания с составом семьи 4 человека с 22 декабря 2005 года, а также повторно рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу на указанный состав семьи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес"", "адрес".
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что поскольку ФИО1 в настоящее время проходит военную службу в войсковой части N дислоцирующейся в "адрес", но проживает в "адрес" в служебном жилом помещении, то предоставление ему в собственность жилого помещения распложенного в городе "адрес", т.е. не по месту прохождения военной службы, в данном случает не противоречит положениям пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Также суд учитывает, что положения пункта 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, предусматривали в случае получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, снятие с учета военнослужащих нуждающихся в получении только служебного, а не постоянного жилья.
Вместе с тем не подлежит удовлетворению административное исковое заявление ФИО1 в части требований о возложении на начальника 1 отдела обязанности по предоставлению ему жилого помещения в собственность бесплатно, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права структурного подразделения полномочного жилищного органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С учетом того обстоятельства, что при обращении в суд с административным исковым заявлением ФИО1 понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, то данные расходы суд полагает возможным взыскать с 1 отдела в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом ФИО1 в предоставлении в собственность жилого помещения, а также снятием его и членов его семьи с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания.
Обязать начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 06 октября 2015 года N 1/ТС/396/О, восстановить ФИО1 на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями для постоянного проживания с составом семьи 4 человека с 22 декабря 2005 года, а также повторно рассмотреть вопрос о предоставлении административному истцу на указанный состав семьи в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", "адрес", "адрес".
Взыскать с 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать начальнику 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о возложении на начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности предоставлению ему жилого помещения в собственность бесплатно, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.