Московский гарнизонный военный суд в составе судьи Селезнева К.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
18 ноября 2015 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с отказом во включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, незаконным;
- обязать Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации включить его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с даты возникновения такого права;
- взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации судебных расходы в размере 600 рублей.
В своем административном исковом заявлении ФИО1 указал, что проходит военную службу в должности заместителя командира роты войсковой части N. 07 апреля 2006 года заключил первый контракт о прохождении военной службы. В 2014 году изъявил желание участвовать в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих и подал рапорт. После оформления необходимых документов, они были направлены через федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем, во включении в реестр участников ему было отказано.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из выписки из приказа командира 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 07 апреля 2006 года N 010 усматривается, что ФИО1, ранее проходивший военную службу с 1987 по 1995 год, изъявивший желание поступить на военную службу из запаса, полагается заключившим первый контракт сроком на 5 лет.
Согласно копии приказа командира войсковой части N от 12 февраля 2014 года N 416, по результатам административного расследования установлено, что в войсковой части N не была организована работа по организации и проведению работы с военнослужащими и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе, при переводе военнослужащих указанной войсковой части в войсковую часть N2 01 декабря 2009 года, N 01 декабря 2010 года и N 30 ноября 2013 года данных по участникам накопительно-ипотечной системы представлено не было. Указанные обстоятельства привели к тому, что ФИО1 до настоящего времени не включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Кроме того, старшему офицеру штаба войсковой части N приказано организовать подготовку и направление установленным порядком документов для включения ФИО1 в реестр участников.
Как усматривается из копии сообщения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 194/8/27737, ФИО3 отказано во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 статьи 15 Федерального закона определено, что военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", к участникам накопительно-ипотечной системы относятся офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года.
Пунктом 2 части 2 указанной статьи также предусмотрено, что основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, является заключение первого контракта о прохождении военной службы.
Согласно пункту 2 приказа министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 года N 166, на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (регистрирующий орган) возложены функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - участники НИС), предоставлению участникам НИС информации о состоянии их именных накопительных счетов, подготовке сведений о количестве участников НИС для формирования бюджетной проектировки, предоставлению сведений об участниках НИС, изъявивших желание получить целевой жилищный заем, подготовке сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и изъявивших желание реализовать это право, по организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения.
В соответствии с пунктами 12-19 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного указанным приказом министра обороны Российской Федерации, при возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр (далее - список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. К списку для включения в реестр прилагаются следующие документы: копия рапорта военнослужащего (для военнослужащих, имеющих право на добровольное участие в накопительно-ипотечной системе); копия паспорта военнослужащего; копия первого контракта военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов - копия второго контракта); в случае превышения трехмесячного срока с даты возникновения основания для включения в реестр до даты фактического представления списка командиру воинской части - объяснение ответственного должностного лица воинской части о причинах превышения установленного срока.
Одновременно со списком для включения в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет и приобщает в личное дело военнослужащего личную карточку участника НИС по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом.
Командиры воинских частей несут личную ответственность за своевременное рассмотрение рапортов военнослужащих о включении их в реестр и принятие по ним обоснованных решений.
Указанный в пункте 12 настоящего Порядка комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении (далее - региональное управление жилищного обеспечения).
Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее - сводный список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Если документы, представленные воинской частью, оформлены с нарушением требований настоящего Порядка или представлены не в полном объеме, региональное управление жилищного обеспечения возвращает их в воинскую часть в течение 5 рабочих дней для оформления надлежащим образом.
Сводные списки для включения в реестр направляются региональными управлениями жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях.
Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 7 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр.
Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что ФИО1, проходил военную службу с 1987 по 1995 год, 07 апреля 2006 года поступил на военную службу из запаса, заключил первый контракт сроком на 5 лет. Приказом командира войсковой части N от 12 февраля 2014 года N 416 установлено, что в период прохождения ФИО1 военной службы в войсковой части N не была организована работа по организации и проведению работы с военнослужащими и кандидатами на участие в накопительно-ипотечной системе, а при его переводе в войсковые части N 01 декабря 2009 года, N 01 декабря 2010 года и N 30 ноября 2013 года данных о включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы представлено не было. Военнослужащему войсковой части N, ответственному за организацию работу вопросам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, поручено оформить и направить документы на включение ФИО1 в реестр участников. Вместе с тем, Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации 25 августа 2015 года принято решение N 194/8/27737, которым ФИО4 отказано во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Поскольку ФИО1 в 2006 году поступил в добровольном порядке на военную службу из запаса, имея офицерское звание и заключил первый контракт о прохождении военной службы, то с даты объявления приказом командира 1 гвардейской смешанной авиационной дивизии от 07 апреля 2006 года N 010 у административного истца возникли общие основания для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, в связи с чем, решение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 194/8/27737 об отказе во включении его в указанный реестр, является незаконным.
Для восстановления нарушенных прав административного истца, суд полагает возможным обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 25 августа 2015 года N 194/8/27737 об отказе во включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и повторно рассмотреть указанный вопрос.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что прохождение ФИО1 военной службы в период с 1987 по 1995 год, который приравнивается к военной службе по контракту, не препятствует его включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку первый контракт заключен им в 2006 году.
Вместе с тем, не подлежит удовлетворению административное исковое заявление ФИО1 в части требований о возложении на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по включению его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с даты возникновения такого права, поскольку понуждение к совершению указанных действий является ограничением права регистрирующего органа на самостоятельное решение вопроса, относящегося к его компетенции, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из квитанции от 18 ноября 2015 года, ФИО1 при обращении в суд с заявлением уплатил государственную пошлину в размере 600 рублей.
С учетом того обстоятельства, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению частично, суд полагает возможным взыскать в его пользу судебные расходы с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в размере 300 рублей.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, для физических лиц размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, составляет 300 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
При таких обстоятельствах, поскольку государственная пошлина, подлежащая уплате ФИО1 при подаче в суд административного искового заявления, составляет 300 рублей, а фактически им уплачено 600 рублей, то излишне уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит возврату административному истцу.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об отказе ФИО1 во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от 25 августа 2015 года N 194/8/27737 об отказе во включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и повторно рассмотреть указанный вопрос.
Взыскать с Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать руководителю Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Излишне уплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей возвратить ФИО1.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о возложении на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обязанности по включению его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с даты возникновения такого права, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.