Московский гарнизонный военный суд в составе судьи Селезнева К.Я., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N прапорщика ФИО1 об оспаривании бездействия 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел), связанного с непринятием решения по вопросу выплаты субсидии на приобретение или строительство жилья,
установил:
02 декабря 2015 года ФИО1, через своего представителя ФИО3, обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
- признать бездействие начальника 1 отдела по непринятию решения о выплате или отказе в выплате жилищной субсидии, незаконным;
- обязать начальника 1 отдела принять решение о выплате или отказе в выплате жилищной субсидии;
- обязать начальника 1 отдела возместить ей судебные расходы.
В административном исковом заявлении ФИО1 указала, что проходит военную службу по контракту с 1991 года на различных должностях прапорщиков. Достигла предельного возраста пребывания на военной службе. В настоящее время проживает в закрытом военного городке. Решением 1 отдела от 27 июля 2011 года принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 10 июня 2011 года. 12 февраля 2015 года обратилась к начальнику 1 отдела с заявлением о выплате жилищной субсидии. Длительное время какого-либо решения по ее заявлению не принималось. 17 сентября 2015 года она ознакомилась с ответом 1 отдела от 24 августа 2015 года N 25/3731/ТС в котором сообщалось, что жилищная субсидия будет выплачена после обеспечения субсидией военнослужащих, состоящих в распоряжении, многодетных военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы.
В своих возражениях от 14 декабря 2015 года N 4578/Ю представитель начальника 1 отдела ФИО4, возражая против удовлетворения административного искового заявления ФИО1, указала, что жилищная субсидия является одной из форм обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилищного обеспечения, которая производится в порядке очередности. В настоящее время в реестр на получение жилищной субсидии есть очередники и внеочередники, а ФИО1 внеочередником не является и будет ей обеспечена в порядке очередности, исходя из даты принятия ее на жилищный учет и по мере поступления лимитов денежных средств на выплату субсидии.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из послужного списка прапорщика ФИО1 (л.д. 11, 12), административный истец проходит военную службу с 1991 года, первый контракт заключен ей в 1994 году.
Согласно копии решения начальника 1 отдела от 27 июля 2011 года N 105/ТС, ФИО1 с составом семьи 1 человек принята на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания с 10 июня 2011 года.
Как усматривается из копии заявления ФИО1 от 09 февраля 2015 года, административный истец обратилась в 1 отдел с просьбой о выплате ей субсидии на строительство или приобретение жилых помещений.
Согласно копии сообщения заместителя начальника 1 отдела от 24 августа 2015 года N 25/3731/ТС, обращение ФИО1 о выплате жилищной субсидии рассмотрено, в настоящее время жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, состоящим в распоряжении и внеочередникам.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция)
Согласно пункту 7, 8 Инструкции, уполномоченный орган ведет единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее именуется - реестр), по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящей Инструкции, информация из которого в установленном порядке размещается в глобальной информационной сети Интернет на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее Порядок).
Согласно пунктам 4, 5 Порядка, для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.
В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
С учетом вышеприведенных положений, по заявлению ФИО1 от 19 февраля 2015 года по вопросу выплаты субсидии на приобретение или строительство жилья, должно было быть принято решение в соответствии с пунктом 5 Порядка о предоставлении или об отказе в предоставлении такой субсидии (снятии с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением).
В соответствие с частью 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Начальником 1 отдела (его представителем) в судебное заседание не представлены доказательства, подтверждающие принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении ФИО1 субсидии на приобретение или строительство жилья.
На основании изложенного, бездействие 1 отдела, связанное с непринятием решения по вопросу предоставления ФИО1 субсидии на приобретение или строительство жилья, суд признает незаконным.
Для восстановления нарушенных прав заявителя, суд полагает возможным обязать начальника принять решение по заявлению Богданова от 09 февраля 2014 года, в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что положения части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ на положения Порядка, регулирующие порядок и основания выплаты субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, не распространяются.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С учетом того обстоятельства, что при обращении в суд с административным исковым заявлением ФИО1 понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, то данные расходы суд полагает возможным взыскать с 1 отдела в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 175, 176, 178-180, 227, 293 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием решения по вопросу предоставления ФИО1 субсидии на приобретение или строительство жилья.
Обязать начальника 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять решение по заявлению ФИО1 от 09 февраля 2015 года, в соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510.
Взыскать с 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Указать начальнику 1 отдела федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.