Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего судьи Подгурского В.В., при секретаре судебного заседания Кирсановой А.С., с участием представителя административного истца Дарченко Е.Н. рассмотрев административное дело N 2-989/2015 по административному исковому заявлению Дарченко Е.Н. в интересах военнослужащего войсковой части 25801 подполковника Рыбалко Павла Юрьевича об оспаривании действий Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанных с принятием решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилья,
установил:
Дарченко Е.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Рыбалко П.Ю. в котором просил признать незаконными действия Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанные с принятием решения о снятии Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N и восстановить Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В судебном заседании представитель истца, настаивая на удовлетворении заявленных требований пояснил, что Рыбалко проходит военную службу в войсковой части 25801. в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств МО РФ ему была передана в собственность "адрес" по адресу "адрес", площадью N кв.м. ДД.ММ.ГГГГ Рыбалко и члены его семьи зарегистрировали право собственности на указанное жилое помещение. После перевода к новому месту службы Рыбалко был в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилья. Извещением N Рыбалко было предоставлено жилое помещение в городе Москве. Однако решением Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в предоставлении этого жилого помещения, и он вместе с членами семьи был снят с жилищного учета. Поскольку Рыбалко вопреки действующему законодательству жилое помещение не законно было передано в собственность он лишен возможности сдать его квартирным органам МО РФ. Кроме того, всеми членами семьи дано обязательство об освобождении жилого помещения по адресу "адрес". Далее представитель истца пояснил, что ими оспаривается решение Директора ДЖО МО РФ только в части снятия Рыбалко с жилищного учета.
Директор Департамента жилищного обеспечения МО РФ надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл.
Выслушав объяснение представителя истца, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании Рыбалко проходит военную службу в войсковой части 25801, что подтверждается справкой N.
Копия справки N подтверждает, что состав семьи Рыбалко состоит из N человек.
Согласно договору купли-продажи N N Рыбалко в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств МО РФ была передана в собственность "адрес" по адресу "адрес", площадью N кв.м.
Из копий свидетельств о регистрации права усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Рыбалко и члены его семьи зарегистрировали право собственности на указанное жилое помещение.
Из копии извещения N видно, что Рыбалко было распределено жилое помещение в городе Москве.
Из копии решения Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что Рыбалко было отказано в предоставлении этого жилого помещения, и он вместе с членами семьи был снят с жилищного учета.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По смыслу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, социального найма предоставляются определенным действующим законодательством категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) иными нормативно-правовыми актами основаниям, нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определены в ст. 51 ЖК РФ.
Из содержания ст. 15 ранее приведённого Закона следует, что к вышеуказанным категориям граждан, при наличии установленных законом условий и оснований, могут относиться и военнослужащие с членами семьи.
В соответствие с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ определяет, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Предоставление права на выбор постоянного места жительства в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не связано с тем обеспечен или не обеспечен военнослужащий жилым помещением для постоянного проживания по месту службы.
По смыслу приведенных норм жилищное законодательство в части касающейся обеспечения жильем военнослужащих не содержит норм, препятствующих постановке на учет в качестве нуждающихся в получении жилья, военнослужащих, которым ранее предоставлено жилое помещение по договору социального найма, за исключением случаев, когда жилые помещения принадлежат военнослужащим на праве собственности.
Часть 4 статьи 50 ЖК РФ устанавливает, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом часть 5 этой же статьи ЖК РФ определяет, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Статья 9 Закона "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении права жителей "адрес" на жилые помещения" определяет учетную норму в Москве 10 кв.м.
Решением Совета народных депутатов округа Муром от ДД.ММ.ГГГГ N установлена учетная норма в размере N кв.м.
Таким образом, Рыбалко и члены его семьи обеспечены жилым помещением более учетной нормы, следовательно Директор Департамента Жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации обоснованно принял решение от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии заявителя с жилищного учета и об отказе в предоставлении жилого помещения.
Поэтому административное исковое заявление Дарченко Е.Н. в интересах Рыбалко Павла Юрьевича о признании незаконными действий Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанных с принятием решения о снятии Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N и восстановить Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства не подлежит удовлетворению.
Довод представителя истца о том, что предоставление Рыбалко квартиры в собственность в нарушение действующего законодательства порождает у квартирных органов МО РФ обязанность по принятию у истца жилого помещения не состоятелен. Как установлено в судебном заседании Рыбалко приобрел это жилое помещение в собственность на основании договора купли продажи добровольно. Указанная сделка не оспорена и носит законный характер. По тем же основаниям не состоятельна ссылка представителя истца обязанность ответчика по восстановлению Рыбалко на жилищном учете в связи с составление всеми членами семьи обязательств о сдаче этого жилого помещения.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ военный суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Дарченко Е.Н. в интересах Рыбалко Павла Юрьевича о признании незаконными действий Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ связанных с принятием решения о снятии Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилого помещения и обязать Директора Департамента жилищного обеспечения МО РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ N и восстановить Рыбалко Павла Юрьевича и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
"данные изъяты"
Председательствующий В.В. Подгурский
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.