Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Солоняка А.В.,
судей Пономаревой А.В., Долгополовой Ю.В.,
при секретаре Утробине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 13 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства образования и науки Удмуртской Республики
на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 19 октября 2015 года, которым постановлено следующее.
Исковое заявление У.А.О. к Министерству образования и науки Удмуртской Республики о включении в республиканский список детей-сирот, предоставлении в пользование специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки УР включить У.А.О. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Обязать Министерство образования и науки УР предоставить в пользование У.А.О. безвозмездно однократно по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям Алнашского района жилое помещение в виде жилого дома или квартиры не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории Алнашского района УР.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения У.А.О.ссылавшейся на необоснованность жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
истец У.А.О. первоначально обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки УР, Администрации Алнашского района Удмуртской Республики о признании незаконным постановления комиссии Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе во включении истца в республиканский список детей-сирот, возложении на Администрацию Удмуртской Республики обязанности перечислить денежные средства администрации МО "Алнашский район" для приобретения отдельного благоустроенного жилого помещения, возложении на Администрацию МО "Алнашский район" обязанности по приобретению и передаче истцу по договору социального найма жилого помещения.
В ходе судебного разбирательства истец отказалась от иска к Администрации Алнашского района, в связи с чем производство по делу в указанной части было прекращено определением суда от 19 июня 2015 (л.д. 47).
В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец уточнила исковые требования, окончательно просила обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики включить её в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, и предоставить ей в пользование по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям Алнашского района жилое помещение не менее 18 кв.м и не более 36 кв.м на территории Алнашского района.
Требования мотивированы тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении над ней опеки жилое помещение за истцом не закреплялось. В настоящее время истец не имеет жилья в собственности или по договору социального найма, членом семьи нанимателя, собственника не является как на территории Удмуртской Республики, так и в Республике Татарстан, где в настоящее время временно проживает в квартире знакомых без регистрации. Истец зарегистрирована в жилом помещении по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", право собственности на которое ни за кем не закреплено. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась с заявлением в Администрацию Алнашского района УР о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на жилищный учет на внеочередное предоставление жилья. Администрация Алнашского района УР учетное дело вместе с заключением о необходимости включения У.А.О. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, направила в Министерство образования и науки УР, которым принято решение об отказе истца во включении с республиканский список, что по мнению У.А.О. является незаконным.
В судебном заседании истец У.А.О.., ее представитель К.Н.В. исковые требования поддержали. Истец пояснила, что по месту регистрации: "адрес" никогда не проживала, родилась и проживала в "адрес" "адрес" до ДД.ММ.ГГГГ года у дедушки Н.М.Ш. после назначения в ДД.ММ.ГГГГ году опекуном У.А.Г.., проживала по месту жительства опекуна по адресу: "адрес" "адрес". После окончания школы в ДД.ММ.ГГГГ году обучалась в медучилище в г. Можге, а затем в Асановском аграрно-техническом техникуме, впоследствии уехала учиться в г. Набережные Челны. В настоящее время временно проживает на съемной квартире в "адрес", зарегистрирована у родственников в "адрес" "адрес". В д "адрес" жилье Н. перешло по наследству его дочери.В квартиру N "адрес" истца зарегистрировала опекун У.А.Г.
Представитель истца К.Н.В. пояснила, что истец не вселялась и не проживала по месту регистрации: "адрес" не приобрела право пользования указанным жилым помещением. В настоящее время в указанной квартире проживают погорельцы. Истец проживала до окончания обучения в Асановском техникуме у бабушки по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", сейчас временно проживает в "адрес". До исполнения 23 лет истец обратилась в Администрацию Алнашского района УР с заявлением о предоставлении ей жилья, Администрацией было дано положительное заключение о включении истца в республиканский список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Представитель ответчика Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика исковые требования не признал и указал, что согласно документам учетного дела У.А.О. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", по данным органа опеки от заключения договора социального найма отказывается, в настоящее время проживает на территории Республики Татарстан.
Представитель третьего лица Администрации Алнашского района УР А.Т.Н. мнение по иску мнение по иску не высказала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот, представила документы, по результатам изучения которых было составлено заключение о включении У.А.О. в список, ее учетное дело было направлено в Министерство образования и науки УР.
Представитель третьего лица Администрации Алнашского района УР Б.А.В. отношения к иску не выразил, пояснил, что фактически квартира по адресу: "адрес", "адрес", является бесхозяйной, в реестр муниципального имущества не включена, на баланс в жилищно-эксплуатационной организации не поставлена Истцу в устной форме было предложено заключить договор социального найма, что является незаконным.
Представитель МО "Техникумовское" К.М.П. отношения к иску не выразил, пояснил, что родственник истца - К.В.П..была вселена в квартиру по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", "адрес" на основании ордера, после смерти в ДД.ММ.ГГГГ году К.В.П. в квартиру никто не вселялся, никто не проживал. С его устного согласия в ДД.ММ.ГГГГ году временно в указанную вселилась семья погорельцев В ... У.А.О. в этой квартире была зарегистрирована, но никогда не проживала.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Волков П.В. пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ году у него сгорел дом, после чего он с семьей вселился в квартиру по адресу: "адрес", "адрес". Ранее в квартире долгое время никто не проживал, в помещении требуется проведение капитального ремонта. У.А.О. в данной квартире никогда не жила, проживала у бабушки по адресу: "адрес", "адрес".
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение. В обоснование жалобы приведены доводы о неправильном применении норм материального права. Указывается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", "адрес", которая принадлежала ее прабабушке (ордер от ДД.ММ.ГГГГ N). В соответствии с нормами действующего законодательства, обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договорам социального найма, а также в случае невозможности возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, производится в порядке, предусмотренном региональным законодательством, в соответствии со списком, сформированным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по договору специализированного найма). Согласно нормам ранее действовавшего законодательства за получением жилья во внеочередном порядке могли обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при условии отсутствия закрепленного за ними жилого помещения. Согласно документам учетного дела У.А.О. имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" "адрес" "адрес", "адрес". Администрацией Алнашского района У.А.О. предлагалось заключить договор социального найма на данное жилое помещение или оформить его в свою собственность, на что истец ответила отказом. Судом не учтены положения ст.2 Закона УР N8-ФЗ, согласно которой право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим законом имеют лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики. Истец в настоящее время проживает на территории Республики Татарстан.
В возражениях на жалобу представитель истца указывает на законность и обоснованность принятого судом решения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Как следует из материалов дела, истец У.А.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - У.Э.Р. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - У.О.В. решением Алнашского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав (л.д. 7-8, 98).
Постановлением Главы администрации Менделеевского района от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней У.А.О. и её сестры У.Р.О.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначен их дедушка Н.М.Ш.., проживающий по адресу: "адрес" "адрес". Указанная жилая площадь закреплена за несовершеннолетними У.Р.О. и У.А.О. (л.д. 104).
Постановлением Главы администрации Менделеевского района от ДД.ММ.ГГГГ Н.М.Ш. освобожден от обязанностей временного опекуна, опекуном над несовершеннолетними назначена их бабушка У.А.Г. проживающая по адресу: "адрес" (л.д.87).
Постановлениями Главы Администрации Алнашского района от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N У.А.Г. освобождена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней У.А.О. и новым попечителем назначена С.С.С. (л.д.78-79).
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования жилищно-бытовых условий А.У.О. ранее проживавшей по адресу: "адрес", составленного органом опеки и попечительства исполнительного комитета Менделеевского муниципального района РТ, следует, что в доме проживает дедушка (не родной) Н.М.Ш., пенсионер. Дом в запущенном состоянии: комната в антисанитарном состоянии. В доме есть электричество, газ, отопления нет, воды нет, дров для печки нет, родственники к Н. не приезжают, помощь не оказывают. В таком жилом доме несовершеннолетние дети жить не могут (л.д.77).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ N собственником жилого дома площадью 37,6 кв. м, по адресу: "адрес" ДД.ММ.ГГГГ является Ф.Ф.М. Ограничение права не зарегистрировано (л.д.72-73).
Согласно заявлению формы N о регистрации по месту жительства, принятому МО "Техникумовское" от У.А.О. ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты истец зарегистрирована по адресу: "адрес" "адрес".
Из архивных данных Администрации Алнашского района УР установлено, что в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года проживала прабабушка истца К.В.И.., ордер на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ N выдан исполкомом Алнашского Совета народных депутатов на имя Б.Ш.К.., в качестве членов семьи нанимателя указаны жена К.В.П. сын К. Квартира не приватизирована. Б.Ш.К. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, К.В.И. - ДД.ММ.ГГГГ, К.В.Г. - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138-142).
Несовершеннолетние У.А.О. и У.Р.О. были зарегистрированы в указанной квартире в ДД.ММ.ГГГГ года, иные лица в квартире зарегистрированы не были, не проживали, что подтверждено сведениями МО "Техникумовское" (л.д.42, 142).
Согласно справке Администрации Алнашского района УР от ДД.ММ.ГГГГ N объект недвижимости, расположенный по адресу: "адрес", в реестре муниципального имущества Алнашского района УР не значится.
За У.А.О. объектов недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрировано ни в Республике Татарстан, ни в Удмуртской Республике, У.А.О. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не имеет права пользования жилым помещением по договору социального найма в муниципальном образовании "Алнашский район", что подтверждено справками органов технической инвентаризации и справкой Главы Администрации Алнашского района от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 10-11, 67).
Согласно уведомлению Министерства образования и науки Удмуртской Республики N от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению У.А.О. было принято решение об отказе во включении ее в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в УР, в связи с наличием права пользования жилым помещением по адресу: "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Как следует из материалов дела, Министерство образования и науки Удмуртской Республики не оспаривает, что истец являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 2 Закона Удмуртской Республики от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики:
1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (ред. от 2 июля 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержит аналогичные положения.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец, как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не являющееся нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилых помещений, имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке, который установлен Законом Удмуртской Республики от 14 марта 2013 г. N 8-РЗ.
При разрешении спора судом правильно применены к возникшим правоотношениям положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действие положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в соответствии со ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с Законом УР от 14 марта 2013 года N8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" уполномоченным органом государственной власти в Удмуртской Республике по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей - сирот является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
При этом дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Формирование Списка, принятие решений о включении в Список, об исключении из Списка входит в компетенцию Министерства образования и науки Удмуртской Республики.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд, разрешая спор и выясняя причины, в силу которых истец не была включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, пришел к выводу о том, что отказ У.А.О. во включение в республиканский список был связан с наличием регистрации истца в "адрес" УР. При этом суд установил, что указанное жилое помещение за несовершеннолетней У.А.О. не закреплялось в установленном порядке, данное жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду, собственника не имеет, правопритязания на него не зарегистрированы. У.А.О. не вселялась и не проживала в жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сама по себе регистрация истца в "адрес" "адрес", при отсутствии факта законности вселения в установленном законом порядке, не может являться основанием приобретения истцом права пользования указанным жилым помещением.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения 23 лет, истец обратилась в Администрацию Алнашского района УР с заявлением о включении в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения на территории Алнаши (л.д. 63).
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, исходя из которой суд пришел к правильному выводу о незаконности решения комиссии об отказе во включении У,А.О. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике, исходя из чего суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Оснований не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку истец закрепленной жилой площади не имеет, право собственности и иные вещные права на объекты недвижимого имущества за ней не зарегистрированы она имеет право на обеспечение жилым помещением.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец в настоящее время проживает в Республике Татарстан, в силу чего не является лицом, на которое распространяет действие Закон УР N8-РЗ, судебной коллегией отклоняется, поскольку временное пребывание истца в Республике Татарстан не свидетельствует о приобретении У.А.О. статуса лица, имеющего права на реализацию данной льготы в указанном регионе.
Довод жалобы об отказе истца от предложения администрации Алнашского района заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", при отсутствии сведений о титульном собственнике жилого помещения, законности вселения в жилое помещение правового значения не имеет.
Закрепление постановлением Главы администрации Менделеевского района от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней У.А.О. жилой площади, на которой проживал ее опекун Н.М.Ш. - "адрес" - является незаконным, поскольку данное жилое помещение родителям ребенка не принадлежало, отсутствовали и сведения о наличии прав опекуна на занимаемое жилое помещение.
В целом доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 19 октября 2015 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства образования и науки Удмуртской Республики оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна.
Председательствующий судья: Солоняк А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.