Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пичуева В.В.
и судей Карабельского А.А., Смолякова П.Н.
при секретаре Фёдоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 декабря 2015 года гражданское дело по иску прокурора Черновского района г.Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита", муниципальному предприятию "Городское жилищно-эксплуатационное управление" об исполнении обязанности в натуре,
по апелляционной жалобе представителя ответчика муниципального предприятия "Городское жилищно-эксплуатационное управление" Ершова С.С.,
на решение Черновского районного суда г.Читы от 24 сентября 2015 года, которым постановлено иск удовлетворить частично. Обязать муниципальное предприятие "Городское жилищно-эксплуатационное управление" организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на территории, прилегающей к домам N по "адрес". В иске Прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита" об исполнении обязанности в натуре отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Пичуева В.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены нарушения в деятельности администрации Читинского административного района городского округа "Город Чита" в сфере оборота отходов производства и потребления. На территории, прилегающих к домам N по ул. "адрес" имеются несанкционированные свалки, образованные мусором, твердыми бытовыми отходами на площади 60м*150м, 50м*30м и 40м*30м. Обустроенного места для складирования мусора не имеется, твердые бытовые отходы скапливаются на открытой территории. Жилые дома, расположенные по вышеуказанным адресам не приняты на обслуживание ни одной из управляющих компаний. Наличие несанкционированной свалки свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" полномочий по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. По мнению прокурора, несвоевременная очистка территории от отходов производства и потребления ведет к захламлению и загрязнению земель, вредному воздействию отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду. Просил суд обязать администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированных свалок, расположенных на территории, прилегающих к домам N по ул. "адрес".
Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, просил суд обязать МП "Городское жилищно-эксплуатационное управление", администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на территории, прилегающих к домам N по "адрес".
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное предприятие "Городское жилищно-эксплуатационное управление".
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МП "Городское жилищно-эксплуатационное управление" Ершов С.С. считает решение суда незаконным и необоснованным. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Данное нарушение зафиксировано в момент переходного периода, когда МП "ГЖЭУ" еще не приняло на себя обязательств по управлению многоквартирными домами. Кроме того, места расположения свалок находятся на территории общего пользования. Договор на уборку мест общего пользования с администрацией Черновского административного района городского округа "Город Чита" МП "ГЖЭУ" не заключало.
Указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Так, в решении суда не отражен п.11.6 Договора управления N 1-15/15 от 15.06.2015, снимающий ответственность за ненадлежащее управление многоквартирным домом за период управления домом предыдущими управляющими компаниями; не дана оценка действиям органов муниципальной власти по определению мест для сбора ТБО; в связи с отсутствием мест для сбора мусора не отражено установление временного порядка по организации текущего вывоза ТБО.
Кроме того, полагает, что судом неверно применены нормы материального и процессуального права. При вынесении решения суд не ссылался на решение Думы городского округа "Город Чита" от 20.12.2007 N 223 "О принятии правил благоустройства территории городского округа "Город Чита". Считает, что судом необоснованно отклонены устные ходатайства об истребовании доказательств о границах территории, о местах расположения мусоросборников, об организациях ранее осуществляющих обслуживание территории на которых расположены несанкционированные свалки. Просить решение суда в части удовлетворения исковых требований в отношении муниципального предприятия "Городское жилищно-эксплуатационное управление" отменить.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МП "Городское жилищно-эксплуатационное управление" Ершова С.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А., полагавшей доводы жалобы заслуживающими внимания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая оспариваемое решение, суд пришел к выводу о том, что обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с указанных в заявлении прокурора несанкционированных свалок подлежит возложению на муниципальное предприятие "Городское жилищно-эксплуатационное управление", поскольку несанкционированные свалки находятся на территории, прилегающей к домам, которые находятся в управлении данного ответчика.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Положения "Об администрации Черновского административного района городского округа "Город Чита"", утвержденного решением Думы городского округа от 13 октября 2011 года N 203, администрация Черновского административного района городского округа "Город Чита" наделена правом по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Статьями 161, 162 Жилищного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 и Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 следует, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Однако соответствующие обязанности управляющей организации ограничены общим имуществом многоквартирного дома, к которому, в силу положений ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ отнесены помещения самого дома, расположенные в нем коммуникации, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. 2.3. Правил благоустройства территории городского округа "Город Чита", утвержденных Решением Думы городского округа "Город Чита" от 20 декабря 2007 года N 223 (далее - Правила) территорией организаций и иных хозяйствующих субъектов является территория, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в документах, переданная (закрепленная) целевым назначением юридическим или физическим лицам на правах, предусмотренных законодательством.
В соответствии п. 2.4. Правил прилегающей территорией является территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, земельного участка, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, пользовании, на балансе у юридических или физических лиц. Границы прилегающей территории, если иное не определено договорами аренды земельного участка или другими договорами в соответствии с действующим законодательством, устанавливаются по периметру здания (иного объекта недвижимости), ограждения на расстоянии 5 метров, а в сторону улицы со стороны фасада здания (иного объекта недвижимости) - до проезжей части.
В силу п. 2.4. Правил придомовой территорией является определенная проектом жилого дома территория, предназначенная для организации мест отдыха, детских, физкультурных и хозяйственных площадок, зеленых насаждений, создания пешеходных дорожек, проездов и мест стоянки автотранспорта данного жилого дома.
Согласно п. 2.5 Правил территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе прилегающая территория, территории парков, скверов, рощ, садов, бульваров, площадей, улиц и иные территории).
Пунктом 3.1. Правил установлено, что уборка улиц, площадей, парков, скверов и других территорий общего пользования осуществляется специализированными организациями по договорам с администрацией городского округа.
В соответствии с п.3.7 Правил для сбора мусора и коммунальных отходов организуются места временного хранения отходов с установкой контейнеров и бункеров-накопителей на специально отведенных и оборудованных контейнерных площадках. Размещение места хранения отходов и места временного хранения отходов определяется комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные в заявлении прокурора несанкционированные свалки находятся на земельных участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов, участвующими в рассмотрении настоящего дела лицами не представлено. Напротив, из них следует, что свалки находятся за пределами придомовых территорий домов.
Также из материалов дела и пояснений представителя муниципального предприятия "Городское жилищно-эксплуатационное управление" следует, что в нарушение п.3.7 Правил комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа не определено место для размещения хранения отходов (контейнерной площадки), в связи с чем управляющей организацией установлен временный порядок по организации текущего вывоза отходов.
Не определение органом местного самоуправления места для размещения хранения отходов является препятствием для осуществления управляющей организацией обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, содержанию места для размещения хранения отходов в надлежащем состоянии, способствует образованию стихийных свалок.
Доказательств обратного ни прокурором, ни администрацией Черновского административного района городского округа "Город Чита" не представлено.
На основании вышеприведенных обстоятельств и приведенных норм права судебная коллегия приходит к выводу, что обязанность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора со свалок, указанных в заявлении прокурора, должна быть возложена на администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита". Основания для возложения указанной обязанности на управляющую организацию отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, решение суда нельзя признать правильным, в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения о возложении на администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" обязанности организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с указанных прокурором несанкционированных свалок и отказе в удовлетворении требований прокурора о возложении данной обязанности на муниципальное предприятие "Городское жилищно-эксплуатационное управление".
На основании изложенного, руководствуясь статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Черновского районного суда г. Читы от 24 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать администрацию Черновского административного района городского округа "Город Чита" организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора со свалок, расположенных на территории, прилегающей к домам N по "адрес"
В иске прокурора к муниципальному предприятию "Городское жилищно-эксплуатационное управление" отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.