Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Толстоброва А.А.,
судей Ходюкова Д.С. и Карабельского А.А.,
при секретаре И.А. Гайгул,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 1 декабря 2015 года, гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности
на решение Ингодинского районного суда г. Читы от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования первого заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу привести камеры в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю в соответствие с санитарными нормами площади в расчете 4 кв.м на человека - путем строительства режимного корпуса следственного изолятора с камерными помещениями общей жилой санитарной площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации профинансировать строительство нового режимного корпуса с камерными помещениями общей жилой санитарной площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц.
Заслушав доклад судьи краевого суда Ходюкова Д.С., судебная коллегия,
установила:
первый заместитель прокурора Забайкальского края обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В ходе прокурорской проверки состояния законности в жилых и нежилых помещениях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю выявлены грубые нарушения, ущемляющие права подозреваемых и обвиняемых в части соблюдения абзаца пятого статьи 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", согласно которому норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. На момент проверки по состоянию на "Дата" превышение лимита наполнения составило "данные изъяты" лиц, на "Дата" - на "данные изъяты" лицо, на "Дата" - на "данные изъяты" лиц. Поскольку в среднем количество заключенных под стражу превышает установленный лимит наполнения на "данные изъяты" лиц, для их размещения в расчете четыре квадратных метра на человека дополнительно требуются камерные помещения общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. Таким образом, необходимо строительство дополнительного режимного корпуса с камерными помещениями общей жилой площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц в соответствии с требованиями, предъявляемыми Сводом Правил N 15-01 "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России", утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.05.2001 N 161дсп.
По мнению истца, несоблюдение норм санитарных площадей в камерных помещениях оказывает негативное влияние на качество охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора за ними в переполненных камерных помещениях, а также влечет дополнительные материальные расходы Российской Федерации на возмещение причиненного морального ущерба содержащимся в переполненных камерах, что подтверждается судебной практикой.
В связи с чем прокурор просил обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю привести камеры в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю в соответствие с санитарными нормами площади в расчете 4 кв.м на человека - путем строительства режимного корпуса следственного изолятора с камерными помещениями общей жилой санитарной площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации профинансировать строительство нового режимного корпуса с камерными помещениями общей жилой санитарной площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц.
С учетом уточненных исковых требований заместитель прокурора просит обязать ответчиков выполнить вышеуказанные действия в течение двух лет с момента вступления решения в законную силу.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по Забайкальскому краю по доверенности Рыбакова В.А. просит решение суда отменить, отказать заместителю прокурора в исковых требованиях. Ссылается на то, что изменение в федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016) не возможно. Данная программа распространяется только на строительство новых СИЗО, а не на расширение территорий уже существующих учреждений, при этом свободная площадь земель под застройку дополнительного корпуса СИЗО-1 отсутствует. Указывает на нерациональный подход судов по избранию меры пресечения в отношении подозреваемых в преступлениях небольшой и средней тяжести, что приводит к переполняемости СИЗО-1. Полагает, что суд необоснованно избрал самый затратный способ реализации проблемы переполняемости СИЗО-1 в виде строительства нового корпуса. Строительство нового корпуса в федеральной программе не запланировано и Минфином РФ не предусмотрено на это выделение денежных средств. СИЗО-1 является юридическим лицом и может самостоятельно исполнить решение суда.
В возражениях прокурор Выскубова С.А. участвующая в деле просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю Рыбаков В.А., Бояркина И.Ю., представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю Кмит Н.С. доводы апелляционной жалобы поддержали. Прокурор краевой прокуратуры Вецина Т.А. просила решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав мнение лиц участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что лимит наполнения лиц содержащихся под стражей ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому краю составляет "данные изъяты" человека. Между тем, согласно сведениям УФСИН России по Забайкальскому краю от "Дата" численность спецконтингента ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Забайкальскому по состоянию на "Дата" составляла "данные изъяты", "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты" на "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты", на "Дата" - "данные изъяты". Таким образом, имеет место превышение лимита наполнения, которое на протяжении "Дата" года составляло от "данные изъяты" до "данные изъяты" человека.
По результатам проверки, проведенной во исполнение требований отраслевого приказа Генерального прокурора Российской Федерации от "Дата" N "Дата", установлено, что в течение шести месяцев "Дата" года норма санитарной площади в камерах на одного человека не соблюдается.
Учитывая данные обстоятельства прокурор обратился в суд с требованиями строительства режимного корпуса следственного изолятора с камерными помещениями общей жилой санитарной площадью "данные изъяты" кв.м на "данные изъяты" лиц.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к выводу, что строительство дополнительного корпуса следственного изолятора защитит права лиц содержащихся под стражей, уменьшит нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы.
Судебная коллегия считает, что с решением суда согласиться нельзя, так как оно принято без учета следующих обстоятельств.
Строительство дополнительного корпуса следственного изолятора потребует не только выделение денежных средств, но и решения других многочисленных вопросов которые не были учтены прокурором и судом при разрешении возникшей проблемы.
Так, потребуется внесение изменения в Федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы), выделение денежных средств из федерального бюджета, утверждения проектной документации, выделение земельного участка под строительство дополнительного корпуса СИЗО, регистрация прав на земельный участок, учитывая, что истцом не представлено доказательства о наличии свободной земли для строительства дополнительного корпуса на территории СИЗО-1.
Кроме того, необходимо провести проектно-изыскательские работы на строительство дополнительного корпуса. Для чего необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" разработать документацию и осуществить закупку путем проведения конкурса или аукциона на что потребуются значительные временные затраты. Также требуется проведение государственной экспертизы проектной документации и устранение ее недостатков с возможным проведением повторной государственной экспертизой; разработка документации и объявление процедуры закупки работ по осуществлению строительства дополнительного корпуса в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 год N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Строительство самого здания также как и ввод его в эксплуатацию в установленном порядке займет значительный временной период.
Таким образом, судебная коллегия принимает во внимание, что при разрешении данного спора следует руководствоваться не только законодательством, защищающим права лиц, содержащихся под стражей, но и положениями действующего градостроительного и земельного законодательства, в том числе необходимостью подготовки проектно-сметной документации, архитектурно-строительного проектирования, государственной экспертизы проекта, разрешение на строительство, строительство здания и ввод объекта в эксплуатацию, отвод земельного участка (статьи 47, 48, 49, 51, 52, 55 Градостроительного кодекса).
Также судебная коллегия приходит к выводу, что при вынесении решения судом не учтено, что строительство дополнительного корпуса СИЗО потребует неизбежного изменение установленного порядка штатного расписания сотрудников уголовно-исполнительной системы, что принимается на уровни Правительства и Министерства Финансов Российской Федерации и не учтено прокурором при обращении с данным иском.
При таких обстоятельствах, строительство дополнительного корпуса СИЗО не заключается только в выделении денежных средств и возведении здания, а представляет масштабный комплекс мер и не относится к тем обязанностям ответчиков по созданию условий содержания лиц, отвечающим требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Кроме того, после внесения предложений об изменении Федеральной службой исполнения наказаний об изменении федеральной целевой программы "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016) о необходимости строительства дополнительного корпуса СИЗО-1 в городе Чите, однозначно нельзя полагать, что Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации включат данный объект в данную программу и выделят необходимые финансовые средства. Данное обстоятельство указывает на возможное не исполнение судебного решения в случае удовлетворения исковых требований прокурора. Объем бюджетных ассигнований по реализации долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета.
В свою очередь закон N 103-ФЗ от 15 июля 1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", на который прокурор ссылается в своем иске, распространяются только на условия содержания указанных лиц требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности и не содержат прямой обязанности ответчиков по строительству спорных объектов.
При таких обстоятельствах, нельзя возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Забайкальскому краю осуществить строительство режимного корпуса следственного изолятора.
Учитывая, что районный суд принял решение без учета всех обстоятельств по делу, решение суда на основании п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия Забайкальского краевого суда,
определила:
решение Ингодинского районного суда г. Читы от 22 сентября 2015 г. отменить полностью.
Заместителю прокурора Забайкальского края в удовлетворении исковых требований об обязании Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю привести камеры в федеральном казенном учреждении "Следственный изолятор N 1" УФСИН России по Забайкальскому краю в соответствие с санитарными нормами - путем строительства режимного корпуса следственного изолятора и обязании Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации профинансировать строительство нового режимного корпуса - отказать.
Председательствующий: А.А. Толстобров
Судьи: А.А. Карабельский
Д.С. Ходюков
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.