Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Хузиной Э.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Каримбаева А.Т. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, о признании права на досрочную трудовую пенсию, удовлетворить частично;
решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан от 18 июня 2015 года N 322557/15 признать незаконным в части;
признать за Каримбаевым А.Т. право на досрочную страховую пенсию по старости;
возложить обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан включить Каримбаеву А.Т. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды с 05 апреля 1999 года по 01 июня 2001 года в должности врача реаниматолога-анестезиолога отделения реанимации и анестезиологии Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года в должности врача станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи в календарном исчислении, с 10 июня 2002 года по 01 августа 2003 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации в муниципальном учреждении здравоохранения "Выборгская городская больница" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 08 сентября 2003 года по 20 июля 2004 года в должности анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации муниципальном учреждении здравоохранения "Токсовская районная больница" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации муниципальном учреждении здравоохранения "Рощинская районная больница" в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 6 месяцев к периоду работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации Ферганской областной больницы с 01 июня 1993 года по 03 февраля 1997 года;
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан назначить Каримбаеву А.Т. досрочную страховую пенсию по старости с 04 июня 2015 года;
взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан в пользу Каримбаева А.Т. уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан Мусина М.Р., поддержавшего апелляционную жалобу, истца Каримбаева А.Т. и его представителя Гатауллиной Л.Г., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Каримбаев А.Т. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии с 04 июня 2015 года.
В обоснование иска указал, что решение пенсионного органа от 18 июня 2015 года ему отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
При этом в специальный стаж не включены периоды работы с 03 марта 1989 года по 26 декабря 1990 года в должности главного врача Кыргыз-Кыштакской участковой больницы, с 06 апреля 1999 года по 01 июня 2001 года в должности врача реаниматолога-анестезиолога отделения реанимации и анестезиологии Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года в должности врача станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи, с 10 июня 2002 года по 01 августа 2003 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации в МУЗ "Выборгская городская больница", с 08 сентября 2003 года по 20 июля 2004 года в должности анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации МУЗ "Токсовская районная больница", с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МУЗ "Рощинская районная больница".
Период работы с 01 июня 1993 года по 03 февраля 1997 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации Ферганской областной больницы включен в стаж в календарном порядке.
Полагая указанное решение неправомерным, истец просил включить указанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении и назначить ему досрочную страховую пенсию с 04 июня 2015 года.
Суд иск удовлетворил частично в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается на отсутствие правовых оснований для зачета спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи не предусмотрен Списком учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, а станция скорой помощи не предусмотрена указанным Списком в качестве структурного подразделения учреждения здравоохранения. Периоды работы в МУЗ "Выборгская городская больница", МУЗ "Токсовская районная больница", МУЗ "Рощинская районная больница" не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании положений части 1 и 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (участниками Соглашения являются, в том числе, Российская Федерация и Республика Узбекистан) назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (Статья 11 Соглашения).
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии,
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела усматривается, что решением УПФ России в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан от 18 июня 2015 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет. По подсчетам ответчика, специальный стаж истца составил 26 лет 6 месяцев 14 дней.
Как следует из трудовой книжки истца, с 01 июня 1993 года по 03 февраля 1997 года он работал врачом анестезиологом-реаниматологом реанимационного отделения Ферганской областной больницы, с 05 апреля 1999 года по 01 июня 2001 года врачом реаниматологом-анестезиологом реанимационного отделения Ферганской областной больницы, с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года врачом станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицины, с 10 июня 2002 года по 01 августа 2003 года врачом анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологии и реанимации МУЗ "Выборгская городская больница", с 08 сентября 2003 года по 20 июля 2004 года врачом анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии и реанимации МУЗ "Токсовская районная больница", с 01 августа 2004 года по 05 декабря 2005 года врачом анестезиологом-реаниматологом в отделении анестезиологии и реанимации "МУЗ "Рощинская районная больница".
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из того, что указанные периоды осуществления деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, в льготном исчислении (1 год за 1,5 года), за исключением периода работы врачом станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицины, который включен судом в указанный стаж работы календарном исчислении.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Списком должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов) и учреждения - больницы всех наименований, а также центры, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Разделом 2 Перечня, являющегося приложением к указанным выше Правилам, предусмотрены врачи анестезиологи-реаниматологи отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии больниц всех наименований, центров, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (независимо от наименований).
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, и Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, предусматривались аналогичное льготное исчисление стажа указанной категории врачей.
Таким образом, с учетом законодательства, действующего в настоящее время и действовавшего на момент осуществления истцом врачебной деятельности, период работы с 05 апреля 1999 года по 02 апреля 2001 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи судом обоснованно включен в специальный стаж истца в льготном исчислении - 1 год как 1 год и 6 месяцев, а период с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года в должности врача станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи - в календарном исчислении.
Как следует из справки Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи N 01-09/559 от 08 октября 2012 года, в период с 01 июня 1993 года по 03 февраля 1997 года Каримбаев А.Т. работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и анестезиологии Ферганской областной больницы, с 05 апреля 1999 года по 02 апреля 2001 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и анестезиологии Ферганской областной больницы, с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года в должности врача станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи. За время работы в Ферганской областной больнице и в Ферганском филиале Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи Каримбаев А.Т. имел 100% занятость, то есть вырабатывал норму часов на полную ставку. На основании Постановления Ферганского городского хокимията N 408 от 06 апреля 1999 года Ферганская областная больница переименована в Ферганский филиал Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (л.д.21).
Из содержания устава следует, что Ферганский филиал Республиканского экстренного научно-медицинского центра образован на основании Указа Президента Республики Узбекистан, его деятельность основывается, в частности, на приказах Министерства по охране здоровья Республики Узбекистан. Его основной задачей является оказание больным непрерывной высококвалифицированной специализированной экстренной медицинской помощи. В организационную структуру областного центра входят клинические учреждения городов и районов Ферганской области. Станция скорой помощи является одним из основных структурных разделов Областного центра.
Учитывая, что Центры в соответствии с пунктом 3 примечания к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 03 ноября 1999 года N 395, являются учреждениями здравоохранения, а также то обстоятельство, что период работы истца в Ферганской областной больнице до ее переименования в Ферганский филиал Республиканского экстренного научно-медицинского центра, зачтены ответчиком в специальный стаж истца, а условия и характер работы истца после переименования не изменились, то выводы суда о включении в специальный стаж периодов работы с 05 апреля 1999 года по 01 июня 2001 года в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев), с 04 июля 2001 года по 27 декабря 2001 года в должности врача станции скорой помощи Ферганского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи в календарном исчислении, правомерны.
Данный вывод основан также на разъяснениях, содержащихся в пункте 16 и абзаце 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Республиканский научный центр экстренной медицинской помощи не поименован Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, а станция скорой помощи предусмотрена как самостоятельное учреждение, а не как структурное подразделение учреждения здравоохранения, являются несостоятельными и опровергаются вышеизложенными выводами.
Отказывая во включении в специальный стаж работы истца периодов с 10 июня 2002 года по 01 августа 2003 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации в МУЗ "Выборгская городская больница", с 08 сентября 2003 года по 20 июля 2004 года в должности анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации МУЗ "Токсовская районная больница", с 01 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации МУЗ "Рощинская районная больница", ответчик ссылался на отсутствие за эти периоды сведений индивидуального персонифицированного учета.
Между тем, факт работы истца в указанные периоды в должностях и в учреждениях здравоохранения, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев), подтверждается справками работодателя, уточняющими характер работы и условия труда.
Согласно справке МБУЗ "Выборгская ЦРБ" от 17 августа 2012 года N 159 с 10 июня 2002 года по 01 августа 2003 года истец работал в МУЗ "Выборгская городская больница" в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии реанимации с полной нагрузкой, установленной на 1.0 ставку заработной платы (л.д.24).
Справкой МУЗ "Токсовская районная больница" Всеволожского района Ленинградской области N 113 от 10 августа 2012 года подтверждается, что с 08 сентября 2003 года по 20 июля 2004 года Каримбаев А.Т. работал в МУЗ "Токсовская районная больница" в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации полный рабочий день, полную рабочую неделю (л.д.26).
Как следует из справки МБУЗ "Рощинская районная больница" N 127 от 10 августа 2012 года, с 01 августа 2004 года по 05 декабря 2005 года Каримбаев А.Т. работал в МУЗ "Рощинская районная больница" в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации стационара с полной нагрузкой, установленной за 1.0 ставку заработной платы.
Кроме того, факт отчислений с заработной платы платежей в пенсионный фонд за время работы истца в Рощинской районной больнице подтверждается справкой, выданной ГБУЗ ЛО "Рощинская районная больница" (ранее МУЗ "Рощинская районная больница") (л.д.33).
При таком положении исковые требования в этой части судом обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений персонифицированного учета за указанные периоды не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку указанное обстоятельство при доказанности факта осуществления истцом врачебной деятельности в соответствующих структурных подразделениях учреждений здравоохранения не может лишать его права на льготное пенсионное обеспечение.
Таким образом, по существу доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных на основе их исследования и оценки обстоятельств. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 18 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбно-Слободском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.