Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.Х. Хисамова,
судей Р.Г. Гайнуллина, С.М. Тютчева,
при секретаре судебного заседания С.П. Серове
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Х.Хисамова гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Р.А. Сайфутдиновой - А.А. Губайдуллина и представителя А.И. Наумовой - М.Б. Зильбера на решение Приволжского районного суда города Казани от 20 октября 2015 года. Этим решением постановлено:
исковые требования МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой о признании недействительными зарегистрированных прав собственности на земельные участки, признании незаконными результатов межевания земельных участков, исключении сведений о границах земельных участков из государственного кадастра недвижимости, удовлетворить частично.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой, ФГБУ ФКП Росреестра по Республике об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков, удовлетворить.
Признать недействительным зарегистрированное за А.И. Наумовой право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1086 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Признать недействительным зарегистрированное за Р.А. Сайфутдиновой право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 596 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
Признать незаконными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1086 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Признать незаконными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ... площадью 596 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Истребовать из чужого незаконного владения А.И. Наумовой часть земельного участка с кадастровым номером ... , находящейся в границах выделов 1,2 квартала 42 Столбищенского участкового лесничества ГКУ "Пригородное лесничество" площадью 176 кв. м, в границах координат, указанных в письме Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 09 октября 2015 года ...
Истребовать из чужого незаконного владения Р.А. Сайфутдиновой часть земельного участка с кадастровым номером ... , находящейся в границах выдела 1 квартала 42 Столбищенского участкового лесничества ГКУ "Пригородное лесничество" площадью 18 кв. м, в границах координат, указанных в письме Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от "дата" ...
Обязать ФГБУ ФКП Росреестра по Республике Татарстан снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровым номером ... , с кадастровым номером ...
В удовлетворении исковых требований МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков отказать.
Взыскать с Р.А. Сайфутдиновой в пользу бюджета муниципального образования госпошлину в размере 15117 рублей.
Взыскать с А.И. Наумовой в пользу бюджета муниципального образования госпошлину в размере 17127 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб представителя Р.А. Сайфутдиновой - А.А. Губайдуллина и представителя А.И. Наумовой - М.Б. Зильбера об отмене решения суда, выслушав их объяснения в поддержку доводов апелляционных жалоб, возражения представителя Д.В. Суфияновой - К.Ф. Махмудовой, представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Ф.Ф.Ахмадуллина, представителя Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан - Е.В.Ильиной, представителя МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" - Л.Р. Трашковой против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" обратилось к И.А. Наумовой, Р.А.Сайфутдиновой с исковыми требованиями (в окончательной формулировке) о признании недействительными зарегистрированных прав собственности на земельные участки, признании незаконными результатов межевания земельных участков, исключении сведений о границах земельных участков из государственного кадастра недвижимости, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков.
В обоснование указывало, что в ИКМО города Казани поступило коллективное обращение граждан о законности появления на кадастровой карте двух земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... на территории леса, относящегося к 41 и 42 кварталу Столбищенского лесничества. В ходе проверки было установлено, что по сведениям Управления Росреестра по "адрес" земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1086 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", и разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства зарегистрирован на праве собственности за А.И.Наумовой, право зарегистрировано 04 июня 2013 года. Земельный участок с кадастровым номером ... площадью 595 кв. м и разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: "адрес", зарегистрирован на праве собственности за Р.А. Сайфутдиновой, право зарегистрировано "дата".
Истец указывал, что ИКМО города Казани указанные земельные участки в установленном порядке кому-либо не предоставлял, границы участков для постановки на кадастровый учет не согласовывал. В МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" неоднократно поступали обращения с просьбой о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ... площадью 1086 кв. м по "адрес". При этом в качестве правоустанавливающего документа предоставлялось свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок ... от 05 июня 2013 года на А.И. Наумову, полученное на основании постановления Главы Администрации Приволжского района города Казани от 22 апреля 1993 года. Согласно данному постановлению А.И. Наумовой предоставлен земельный участок площадью 693 кв. м по "адрес". При этом в связи с тем, что по имеющейся у истца информации земельный участок площадью 693 кв. м, занимаемый жилым домом "адрес" принадлежит иному лицу, а также учитывая, что согласно представленным в межевом плане координатам земельный участок располагается в лесном массиве, в согласовании границ земельного участка с кадастровым номером ... дважды было отказано.
Несмотря на это, спорные земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... были поставлены на кадастровый учет, право собственности на сформированную в результате межевания площадь участков зарегистрировано с получением свидетельств о государственной регистрации права собственности с адресом расположения участков, не соответствующему правоустанавливающим документам. По результатам мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля установлено, что указанные земельные участки свободны от застройки. Фактически указанные выше земельные участки частично распложены на территории лесного массива "Петровский", являющегося Государственным лесным фондом. Ссылаясь на изложенное, истец просил заявленные исковые требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела в процесс вступило Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан в качестве соистца, предъявив исковые требования к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан, Управлению Росреестра по Республике Татарстан (в окончательной формулировке) истребовать из чужого незаконного владения А.И. Наумовой часть земельного участка с кадастровым номером ... , находящуюся в границах выделов 1,2 квартала 42 Столбищенского участкового лесничества ГКУ "Пригородное лесничество" площадью 176 кв. м, в границах координат, указанных в письме Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 09 октября 2015 года N 092/196; истребовать из чужого незаконного владения Р.А. Сайфутдиновой часть земельного участка с кадастровым номером ... , находящуюся в границах выдела 1 квартала 42 Столбищенского участкового лесничества ГКУ "Пригородное лесничество" площадью 18 кв. м, в границах координат, указанных в письме Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 09 октября 2015 года ... ; возложить на ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" обязанность внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровым номером ... , с кадастровым номером ...
В обоснование иска указывало, что в Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан поступили обращения Прокуратуры Республики Татарстан и Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении законных прав и имущественных интересов Российской Федерации в связи с выявлением факта незаконного распоряжения земельными участками.
Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан указывало, что внесение записи о праве собственности А.И. Наумовой и Р.А.Сайфутдиновой в ЕГРП, постановка на государственный кадастровый учет и отнесение земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... к категории земель населенных пунктов не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации в части распоряжения федеральным имуществом, поскольку часть площади указанных земельных участков расположены в соответствии с данными государственного лесного реестра, материалами учета лесного фонда и лесоустройства ГКУ "Пригородное лесничество" от 1991, 2001, 2011-х годов на территории Столбищенского участкового лесничество. Право собственности Российской Федерации на лесной участок, на который накладываются спорные земельные участки, зарегистрировано в установленном законом порядке. На основании изложенного, Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан просило исковые требования об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета указанный выше земельных участков, удовлетворить.
В судебном заседании представитель МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" И.А. Новиков исковые требования в уточненной формулировке поддержал.
Представитель Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан - Е.В. Ильина в судебном заседании исковые требования в уточненной формулировке также поддержала.
А.И. Наумова в суд не явилась, ее представитель по доверенности - М.Б.Зильбер исковые требования не признал.
Р.А. Сайфутдинова в суд не явилась, ее представитель по доверенности - А.А. Губайдуллин исковые требования не признал.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан Н.И.Антонова в суд явилась, разрешение требований оставила на усмотрение суда.
Представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан - Г.И.Шайдуллина в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Ф.Ф. Ахмадуллин в суд явился, в отзыве иск просил удовлетворить.
Представитель Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Представитель МКУ "Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани" в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Д.В. Суфиянова в суд не явилась, ее представитель по доверенности - К.Ф. Махмудова исковые требования просила удовлетворить.
Суд постановилрешение в приведенной выше формулировке.
В апелляционных жалобах представитель Р.А. Сайфутдиновой - А.А.Губайдуллин и представитель А.И. Наумовой - М.Б. Зильбер ставят вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом представитель Р.А. Сайфутдиновой - А.А. Губайдуллин указывает, что суд в день вынесения решения принял уточнение исковых требований Росимущества, при этом, не дал возможность ответчикам проверить, обоснованность указания поворотных точки, свидетельствующих о наложении участков на земли лесного фонда.
Дополнительно А.А. Губайдуллин, представляющий интересы Р.А.Сайфутдиновой, указывает, что суд необоснованно пришел к выводу, что решение о предоставлении земельного участка его доверителю вынесено неуполномоченным органом.
Представители ответчиков А.А. Губайдуллин и М.Б. Зильбер указывают на необоснованный вывод суда о том, что границы земельного участка подлежали обязательному согласованию со смежными землепользователями, в отсутствие таких требований из смысла регулирующих отношения закона.
Также представитель Р.А. Сайфутдиновой и представитель А.И.Наумовой в качестве основания для отмены решения суда указывают, что ФГУП "Рослесинфорг" не является органом государственной власти, устанавливающим границы земельных участков на местности и координаты поворотных точек. Таким образом, в суд не представлено доказательств того, что часть земельный участок Р.А. Сайфутдиновой и А.И. Наумовой налагаются на границы земельного участка лесного фонда, местоположение и границы которого не уточены.
В качестве основания для отмены решения суда, представители ответчиков по апелляционным жалобам также указывают, что часть удовлетворенных исковых требований взаимоисключают друг друга.
В возражениях на апелляционные жалобы Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан и Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан, представитель Д.В. Суфияновой - К.Ф. Махмудова указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и отсутствие оснований для его отмены.
Управление Росреестра по Республике Татарстан, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, МКУ "Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани", МКУ "Управления архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, при этом судебная коллегия в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, в связи с наличием в материалах дела доказательств их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Р.А. Сайфутдиновой - А.А. Губайдуллин и представитель А.И. Наумовой - М.Б. Зильбер доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представители Д.В. Суфияновой - К.Ф. Махмудова, Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - Ф.Ф.Ахмадуллин, ТУ Росимущества в Республике Татарстан - Е.В.Ильина, МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" - Л.Р. Трашкова возражали против доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 ГПК Российской Федерации, считает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и удовлетворении указанных исковых требований МКУ "КЗИО ИКМО города Казани".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу статьи 8 ГК Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; ... 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Положением подпункта 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
На основании статьи 301 ГК Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Из материалов дела усматривается, что постановлением главы Администрации Приволжского района города Казани N 601 от 22 апреля 1993 года А.И. Наумовой выделен земельный участок по ул. Подорожная, 10, мерою 693 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома (том 1 л.д. 195).
17 апреля 2013 года Г.А.Хабибуллина, приложив вышеуказанное постановление, обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка по "адрес".
По результатам рассмотрения указанного заявления ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан принято решение от 17 мая 2013 года о внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном с присвоением кадастрового номера ...
Сведения о местоположении границ и уточненной площади 1086 кв.м земельного участка с кадастровым номером ... были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления А.И.Наумовой и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Е.А. Ивановой.
Сведения о категории земель были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с представленными правоустанавливающими документами.
Таким образом, в кадастровой выписке дата внесения земельного участка с кадастровым номером ... в государственный кадастр недвижимости указана "дата" как о ранее учтенном земельном участке.
Распоряжением ИКМО города Казани от 02 апреля 2014 года ... р земельному участку с кадастровым номером ... по ул. Подорожная присвоен адресный номер "14" (том 1 л.д. 190).
Из представленного Управлением Росреестра по Республике Татарстан дела правоустанавливающих документов следует, что на основании постановления главы Администрации Приволжского района города Казани ... от 22 апреля 1993 года за А.И. Наумовой 04 июня 2013 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:8295 площадью 1086 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
При этом титульный лист дела правоустанавливающих документов содержит исправление номера дома с "10" на "14" (том 1 л.д.85).
Постановлением главы Администрации Приволжского района города Казани ... от 7 сентября 1994 года Р.А. Сайфутдиновой выделен земельный участок по "адрес", мерою 596 кв. м, для строительства индивидуального жилого дома (том 1 л.д. 193).
На основании указанного постановления Р.А. Сайфутдиновой выдан Администрацией Приволжского района города Казани "дата" государственный акт ... о предоставлении ей земельного участка площадью 596 кв. м по "адрес" в пожизненное наследуемое владение, с включением в него чертежа границ земельного участка. В данном чертеже смежным по отношению к участку Р.А.Сайфутдиновой является участок "адрес" (том 1 л.д. 39-40).
26 июля 2012 года Ф.Г. Кадыров, приложив вышеуказанный государственный акт, обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан принято решение от 09 августа 2012 года о внесении сведений о земельном участке как ранее учтенном с присвоением кадастрового номера ...
Сведения о местоположении границ и уточненной площади 596 кв.м. земельного участка с кадастровым номером ... были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления Р.А.Сайфутдиновой и межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Е.А.Ивановой.
Сведения о категории земель были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с представленными правоустанавливающими документами.
Таким образом, в кадастровой выписке дата внесения земельного участка с кадастровым номером ... в государственный кадастр недвижимости указана 17 января 1995 года как о ранее учтенном земельном участке.
Распоряжением ИКМО города Казани от 29 января 2014 года ... р земельному участку с кадастровым номером ... по "адрес" присвоен адресный номер "20" (том 1 л.д. 191).
Из представленного Управлением Росреестра по Республике Татарстан дела правоустанавливающих документов следует, что на основании государственного акта ... за Р.А. Сайфутдиновой 14 сентября 2012 года зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 596 кв. м, расположенный по адресу: "адрес".
При этом титульный лист дела правоустанавливающих документов содержит исправление номера дома с улицы "Шпаковская" на улицу "Грибная", с номера дома "23" на "20" (том 1 л.д. 115).
Согласно ответу МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" от 19 августа 2015 года ... земельные участки с кадастровыми номерами ... , ... , в основном расположены в проектных красных линиях планируемой улицы (том 2 л.д.148).
Межевой план, представленный А.И. Наумовой в МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" для согласования границ земельного участка "адрес" отклонен письмом от 20 августа 2013 года ... КЗИО/исх./01 на том основании, что по имеющейся информации данный земельный участок принадлежит на праве собственности иному лицу, при этом, данный участок по факту расположен в другом месте, имеет кадастровый ... (том 1 л.д.23).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация права собственности ответчиков на земельные участки с кадастровым номером ... , с кадастровым номером ... , противоречит закону, поскольку в правоустанавливающих документах указано о выделении земельных участков с указанием конкретных адресов, отличающихся от адресов спорных участков и имеющих иное местоположение. Кроме того, спорные участки частично налагаются на земли лесного фонда, которые ограничены в обороте и для целей индивидуального жилищного строительства использоваться не могут.
Суд также указал, что при постановке вышеуказанных земельных участков на кадастровый учет был нарушен порядок предусмотренный законодательством о государственном кадастровом учете, формирование границ спорных участков произведено без учета красных линий.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о том, что спорные участки частично налагаются на земли лесного фонда, которые ограничены в обороте и для целей индивидуального жилищного строительства использоваться не могут не соглашается, ввиду следующего.
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
Как следует из положения статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки в Российской Федерации подлежат использованию в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Приведенные положения свидетельствуют о том, что для установления границ земельного участка, в том числе участка лесного фонда в настоящее время необходимо производство кадастровых работ в соответствии с положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" специалистами имеющие соответствующие полномочия на их проведение.
Судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционных жалоб представителей ответчиков о том, что ФГУП "Рослесинфорг" не является органом государственной власти, уполномоченным устанавливать границы земельных участков на местности и координаты поворотных точек.
Суд, удовлетворяя требования ТУ Росимущества в Республике Татарстан, в качестве доказательства нарушения права истца исходил из представленных истцом документов, подготовленных ФГБУ "Рослесинфорг" в которых указаны координаты точек земельных участков ответчиков и их площадь налагающиеся на земли лесного фонда (т. 3 л.д. 32).
При этом в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, включая местоположение границ, возможно только по результатам проведения государственного кадастрового учета.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).
Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.
Статья 92 Лесного кодекса предусматривает, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом о кадастре недвижимости.
При указанной ситуации принимая во внимание системное толкование положений статей 11, 29, 83 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, 67 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 4.2, 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 года N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статей 5, 7, 22, 38, 47 Федерального закона от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" можно сделать вывод, что поскольку государственный кадастровый учет лесного участка не осуществлялся, местоположение границ такого участка до его постановки на кадастровый учет следует считать условным.
Уточнение границ участков лесного фонда должно производится по результатам кадастровых работ, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
При этом согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера.
Представленный в суд ответ ФГБУ "Рослесинфорг" от 09 октября 2015 года в отсутствие доказательств проведения кадастровых работ, в отношении земельного участка лесного фонда и доказательств их внесения в государственный кадастр недвижимости с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, в связи с чем не может считаться достаточным доказательством установления границы участка лесного фонда.
Как следует из поступившей по запросу суда апелляционной инстанции кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:776, категория земель - земли лесного фонда, в состав которого входит выдела 1-9 квартала 42 Столбищенского участкового лесничества граница земельного участка не установлена в соответствие с требованиями земельного законодательства (л.д.141-142).
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав Российской Федерации, в защиту которых обратилось Территориальное управление Росимущества в Республике Татарстан. Связи с чем оснований удовлетворения заявленных Территориальным управлением Росимущества в Республике Татарстан исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Дополнительно судебная коллегия принимает во внимание, соглашаясь с доводом апелляционной жалобы представителя Р.А. Сайфутдиновой - А.А.Губайдуллина о том, что суд в день вынесения решения принял уточнение исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан, исключив при этом возможность у ответчиков проверить обоснованность измененных исковых требований.
В связи с чем, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков подлежит отмене с принятием по делу в указанной части нового решения об отказе в иске.
В то же время судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции относительно наличия оснований признания недействительными результатов межевания спорных земельных участков, приходит к выводу, что исковые требования МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах спорных земельных участков подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения, которым исковые требования МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия принимает во внимание, что согласно ответу МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" от 19 августа 2015 года земельные участки с кадастровым номером ... по адресу: "адрес" кадастровым номером ... по адресу: "адрес" основном расположены в проектных красных линиях.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Пункт 12 статьи 1 ГрК Российской Федерации относит к территориям общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды). Из смысла указанной нормы следует, что красные линии отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Кроме того, красные линии утверждаются в составе документации по планировке территории, и являются действующими и обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой и введенной в действие Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.04.1998 года N18-30 красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами права собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Согласно пункту 3.5 данной Инструкции осуществление проектирования зданий и сооружений и строительство на территориях поселений, не имеющих, утвержденных в установленном порядке красных линий, не допускается.
По смыслу приведенных правовых норм, как существующие, так и планируемые территории общего пользования обозначаются в документах градостроительного планирования посредством красных линий. Документы территориального планирования, утвержденные в установленном порядке, являются документами, обязательными к исполнению органами местного самоуправления, в том числе при решении вопросов о предоставлении земельных участков.
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1 и 2 ст. 27); не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).
Изложенное подтверждает, что земельный участок не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Факт расположения земельных участков в створках красных линий подтверждается, схемой границ земельного участков (том. 2 л.д. 149-150).
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает требования МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" о необходимости исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о границах спорных земельных участков обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Дополнительно судебная коллегия считает необходимым указать на законность постановленного по делу решения в части признания недействительными зарегистрированных за ответчика прав на спорные земельные участки, поскольку правоустанавливающие документы ответчиков содержат указание на иной адрес местоположения предоставляемых объектов, а сами объекты ввиду нарушения процедуры их индивидуализации в качестве объектов гражданских прав при проведении кадастровых работ подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости, что исключает действительность прав ответчиков на спорные земельные участки.
При этом судебная коллегия отклоняет довод апелляционных жалоб представителей ответчиков А.А. Губайдуллина и М.Б. Зильбера указывающих, что суд пришел к неправильному выводу о необходимости обязательного согласования границ спорных земельных участков при их формировании и присвоения кадастрового номера.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N131-ФЗ, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения, находящихся в полномочиях муниципальных районов.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу пункта 3 статьи 39 того Федерального закона, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу пункта 3 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Настоящее требование, как это следует из положений названного Федерального закона, направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
В связи с чем земельный участок с кадастровым номером ... площадью 1 086 кв. м, и земельный участок с кадастровым номером ... площадью 596 кв.м, поставленные на кадастровый учет на земле находящихся в муниципальной собственности подлежат согласованию с собственником, иное толкование вышеуказанных положений приведет к ущемлению прав муниципального образования и возникновению спора по месту фактического расположения границ земельных участков и их поворотных точек, а также к отсутствию у собственника земельного участка - муниципального образования, возможности пресечь действия по самовольному захвату земельного участка.
Подтверждением данного вывода являются представленные МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани" сведения о том, что спорные земельные участки пересекают проектные красные линии.
В связи с чем судебная коллегия считает выводы суда относительно, признания результатов межевания земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... недействительными правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению к спорным правоотношениям норм права.
Судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционных жалоб о том, что суд необоснованно пришел к неправильному выводу о том, что решения о предоставлении земельных участков ответчикам вынесены неуполномоченным органом.
Как следует из материалов дела требований о признании недействительными правоустанавливающих документов на спорные участки - постановление главы Администрации Приволжского района города Казани от 22 апреля 1993 года и постановление главы Администрации Приволжского района города Казани ... от 07 сентября 1994 года заявлено не было, в связи с чем вопрос о процедуре издания указанных актов и полномочиях по их вынесению предметом настоящего спора не является, в связи с чем указанные выводы суда первой инстанции и доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о наличии по делу нарушений, являющихся основанием отмены постановленного по делу решения.
При этих обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что часть удовлетворенных судом исковых требований взаимоисключают друг друга являются необоснованными.
Подлежащие удовлетворению по настоящему делу исковые требования логически согласованы, находятся в правовой взаимосвязи, в связи с чем решение об их удовлетворении обладает всеми свойствами судебного акта, в том числе признаком исполнимости.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание изложенное, постановленное судом первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований МКУ "КЗИО ИКМО города Казани" об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельных участков подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения, об отказе в удовлетворении исковых требований Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и удовлетворении указанных исковых требований МКУ "КЗИО ИКМО города Казани".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 пунктом 1 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани от 20 октября 2015 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований МКУ "КЗИО ИК МО города Казани" к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой об исключении сведений о границах земельных участков из государственного кадастра недвижимости, а также в части удовлетворения исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков, отменить, принять в данной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем снятия с кадастрового учета земельных участков, отказать.
Исковые требования Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к А.И. Наумовой, Р.А. Сайфутдиновой об исключении сведений о границах земельных участков из государственного кадастра недвижимости, удовлетворить.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ... , площадью 1086 кв.м, расположенном по адресу: "адрес" и земельном участке с кадастровым номером ... , площадью 596 кв.м, расположенном по адресу: "адрес".
В остальной части решение Приволжского районного суда города Казани от 20 октября 2015 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.