Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Калимуллина Р.Я., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Фасаховой Р.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Файзуллиной С.Н. - Ямонтаевой С.Р. на решение Бугульминского городского суда РТ от 09 декабря 2015 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении иска Файзуллиной С.Н. к исполнительному комитету Муниципального образования "город Бугульма" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в целях обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Файзуллиной С.Н. - Ямонтаева С.Р. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования "город Бугульма" о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет, признании решения от 28.09.2015 незаконным, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Файзуллина Р.С., ей 93 года, зарегистрирована и проживает в трехкомнатной квартире, собственниками которого по 2/3 и 1/3 доли являются её дочь Ямонтаева С.Р. и сын Файзуллин Р.Р ... Свою долю истец подарила сыну 27.05.2009 с условием осуществления ухода за ней, однако Файзуллин Р.Р. проживает отдельно и намерен продать свою долю.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Файзуллиной С.Н. - Ямонтаева С.Р. по мотиву незаконности и необоснованности просит отменить решение и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение городским судом норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку собранных по делу доказательств, противоречия сделанных судом выводов фактическим обстоятельствам дела. В жалобе отмечается, что Файзуллина С.Н. совершая договор дарения в пользу сына, умысла намеренно ухудшать свои жилищные условия не имела.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 7 мая 2008 г. N 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции от 21.12.2009, действующей с 3 января 2010 года) и вышеназванным Указом Президента РФ (в редакции от 09.01.2010), участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся.
Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.
На основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Решением восьмой сессии Совета Бугульминского муниципального района РТ 1 созыва от 17.10.2006 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере не более 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из материалов дела следует, что истец Файзуллина С.Н., 1922 года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Файзуллина Р.С., умершего 22.01.2004, проживает и зарегистрирована она в трехкомнатной квартире "адрес" размером 52 кв.м ... Также в указанной квартире зарегистрирована её дочь Ямонтаева С.Р..
Установлено, что квартира, в которой проживает истец, принадлежит на праве собственности ее детям : Ямонтаевой С.Р. - 2/3 доли и Файзуллину Р.Р. - 1/3 доля. При этом Файзуллин Р.Р. стал собственником указанной доли квартиры на основании безвозмездной ее передачи ему Файзуллиной С.Н. по договору дарения в 2009 году.
Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.
При указанных обстоятельства и с учетом вышеизложенных норм районный суд пришел к правильному выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным, поскольку уровень её обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности жильем на одного человека.
Доводы, на которые представитель истца Файзуллиной С.Н. - Ямонтаева С.Р. ссылается в апелляционной жалобе, не могут служить мотивом к отмене решения, они в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.
В частности, следует отметить и то, что гарантии истца на обеспечение жилым помещением в случае отчуждения квартиры установлены законом, а именно, статьей 31 частью 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; оба собственника квартиры относятся к лицам, которые по отношению к истцу могут иметь алиментные обязательства.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бугульминского городского суда РТ от 09 декабря 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Файзуллиной С.Н. - Ямонтаевой С.Р. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.