Заместитель председателя Амурского областного суда Белоусов П.В., рассмотрев жалобу начальника Южного Межрайонного отдела Министерства природных ресурсов Амурской области Ф.И.О., поданную на вступившее в законную силу решение судьи Амурского областного суда от 14 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО " Юр.лицо1",
УСТАНОВИЛ:
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, на основании приказа министерства природных ресурсов Амурской области от 19 января 2015 года N в период с 10 февраля 2015 года по 02 марта 2015 года проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО " Юр.лицо1" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой 02 марта 2015 года составлен акт проверки N. В ходе проведения проверки выявлены нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, выразившиеся в непроведении мероприятий по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности; в отсутствии подготовки руководителя и специалистов организации в области охраны окружающей среды; в невыполнении расчетов платы и самой оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2012, 2013, 2014 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица ООО " Юр.лицо1" дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением начальника Южного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области N от 20 мая 2015 года юридическое лицо ООО " Юр.лицо1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Константиновского районного суда Амурской области от 23 июля 2015 года указанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Решением судьи Амурского областного суда от 14 сентября 2015 года постановление начальника Южного межрайонного отдела министерства природных ресурсов Амурской области N от 20 мая 2015 года и решение судьи Константиновского районного суда Амурской области от 23 июля 2015 года отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник Южного Межрайонного отдела Министерства природных ресурсов Амурской области Ф.И.О. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Амурского областного суда от 14 сентября 2015 года, решение судьи Константиновского районного суда от 23 июля 2015 года и постановление министерства природных ресурсов Амурской области от 20 мая 2015 года оставить в законной силе.
В обоснование доводов жалобы указывает, что Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ст. 1 упомянутого закона под обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Заявитель ссылается на то, что в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности "образователя" отходов производства и потребления управляющей компании.
Как разъяснено в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.10.2013 N, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управляющая компания несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Управляющие компании обязаны включать в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение данные об отходах, образованных в результате управления многоквартирным домом.
Полагает, что независимо от того, кто осуществляет сбор, вывоз и размещение отходов потребителей - жителей многоквартирного дома- управляющая компания, либо иная организация, с которой управляющей компанией заключен соответствующий договор, ответственность должна нести управляющая компания, так как собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности "образователя" отходов производства и потребления управляющей компании, поэтому Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ именно на управляющую компанию возложена обязанность по соблюдению экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, и, как следствие, обязанность по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Также заявитель отметил, что применительно к отходам I - IV класса опасности хозяйствующие субъекты вправе передать их только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I- IV класса опасности.
Указывает, что судом не учтено, что отходы образуются и непосредственно от деятельности самого ООО " Юр.лицо1": отработанные ртутные лампы, электрические лампы накаливания, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности, отходы бумаги, картона от разупаковки материалов, отходы полимерных материалов (отработанные картриджи), мусор от бытовых помещений организации.
Ссылается на то, что ООО " Юр.лицо1" не выполнены расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012, 2013, 2014 годы, тем самым нарушены требования ст. 16, ч. 1 ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", что влечет за собой административную ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ.
Считает, что в нарушение положений ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководитель и специалисты ООО " Юр.лицо1" не имеют подготовку в области охраны окружающей среды, за что ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Изучив материалы дела, возражения на жалобу, а также доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия (бездействие), заключающиеся в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, выводе указанных объектов из эксплуатации.
При этом под эксплуатацией предприятий, сооружений или иных объектов понимается их использование в соответствии с существующим назначением.
Предметом правонарушения являются экологические требования при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные требования определены Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов* сформулированы в ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частями 1,2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Исходя из положений ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат обязательному выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При вынесении судебного решения по настоящему делу судьей Амурского областного суда эти требования закона были выполнены.
Утверждение заявителя жалобы о том, что, сбор, вывоз и размещение отходов потребителей - жителей многоквартирного дома осуществляет не общество, а иная организация, с которой заявителем заключен соответствующий договор, в данном случае не имеет правового значения, поскольку собственники помещений в многоквартирном доме по договору управления многоквартирным домом фактически передают свои обязанности образователя отходов производства и потребления управляющей компании, поэтому она должна нести ответственность за нарушения действующего законодательства по соблюдению экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления основано на ошибочном толковании норм права.
Как следует из материалов дела, основным направлением деятельности ООО " Юр.лицо1" является хозяйственное обслуживание многоквартирных домов. В целях обеспечения указанной выше деятельности Общество осуществляет холодное водоснабжение, отпуск тепловой энергии и горячей воды, вывоз жидких бытовых отходов, вывоз твердых бытовых отходов в многоквартирных домах "адрес", а также ремонтные работы общего имущества многоквартирных домов, на основании договоров управления жилого помещения в многоквартирных домах.
Твердые бытовые отходы вывозятся из многоквартирных домов силами МУП " Юр.лицо" на основании договора на вывоз твердых бытовых отходов от 01.01.2015 N.
Питьевая вода (холодное водоснабжение) приобретается ООО " Юр.лицо1" у МУП " Юр.лицо" на основании договора холодного водоснабжения N от 01.01.2015 года и далее поставляется в многоквартирные дома "адрес".
Тепловая энергия и горячая вода приобретается ООО " Юр.лицо1" у ООО " Юр.лицо2" на основании договора на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды N от 01 января 2014 года и далее поставляется в многоквартирные дома "адрес".
Вывоз жидких бытовых отходов из многоквартирных домов осуществляется МУП " Юр.лицо" на основании договора на отведение сточных вод N от 01.01.2015 года.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, при осуществлении хозяйственного обслуживания многоквартирных домов, ООО " Юр.лицо1" не является субъектом, осуществляющим градостроительную деятельность и эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов.
Довод заявителя жалобы о том, что применительно к отходам I - IV класса опасности хозяйствующие субъекты вправе передать их только организациям, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I- IV класса опасности не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не относится к предмету рассмотрения данного дела.
Позиция заявителя о том, что отходы образуются и непосредственно от деятельности самого ООО " Юр.лицо1" является несостоятельной, основанной на ошибочном толковании норм права, так как в этой ситуации упомянутое общество не может быть субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ
Ссылка в жалобе, что поскольку ООО " Юр.лицо1" не выполнены расчёты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012, 2013, 2014 годы, тем самым нарушены требования ст. 16, ч. 1 ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за что ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, несостоятельна, поскольку, как верно указано судьёй Амурского областного суда, административная ответственность за нарушение установленных сроков платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указание в жалобе относительно того, что руководитель и специалисты ООО " Юр.лицо1" не имеют подготовку в области охраны окружающей среды, тем самым нарушены требования ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за что ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, является ошибочным.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Как следует, из материалов дела, ООО " Юр.лицо1" владеет на праве собственности нежилым помещением общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенным по адресу: "адрес", кадастровый N, которое использует под офис. Энергоснабжение офисного помещения осуществляется ООО " Юр.лицо3" на основании договора N от 28.02.2013 года. Водоотведения нет. Отопление производится согласно договору на отпуск тепловой энергии и горячей воды N от 01.01.2014, заключенного с ООО " Юр.лицо2". Договор на вывоз ТБО из офисного помещения со специализированной организацией не заключался.
Из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что нарушение экологических требований закона в виде отсутствия договора на вывоз ТБО из офисного помещения допущено ООО " Юр.лицо1" не при эксплуатации помещения, а при обращении с отходами производства.
В связи с чем судьей Амурского областного суда сделан правильный вывод о том, что данное нарушение не может быть квалифицировано по ст.8.1 КоАП РФ.
Таким образом, обстоятельства того, что руководитель и специалисты ООО " Юр.лицо1" не имеют подготовку в области охраны окружающей среды, не имеют правового значения в рамках рассмотрения настоящего дела.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения судьи Амурского областного суда от 14 сентября 2015 года, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Амурского областного суда от 14 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО " Юр.лицо1" оставить без изменения, а жалобу начальника Южного Межрайонного отдела Министерства природных ресурсов Амурской области Ф.И.О. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Амурского областного суда П.В. Белоусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.