Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего Матакаевой С.К.
судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 ноября 2015 года по делу по иску прокурора Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах Шевченко Н.Ю. к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике об обязании обеспечить техническими средствами.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Сыч О.А., объяснения прокурора Псху А.Р., представителя Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Байрамуковой М.Р., действующей на основании доверенности N 04 - 18/04/1 от 11 января 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики, действующий в интересах Шевченко Н.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее ГУ - РО ФСС РФ по КЧР) об обязании обеспечить техническими средствами, ссылаясь на то, что Шевченко Н.Ю., 28 мая 2003 года рождения, является ребенком - инвалидом. Индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида, выданной ФГУ "ГБМСЭ по КЧР" 14 октября 2008 года, Шевченко Н.Ю. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде памперсов (подгузников) m.t. - 20 кг в количестве 3 штук ежедневно. Исполнителем реабилитационных мероприятий и применением технических средств реабилитации являются органы социального страхования. Законным представителем ребенка - матерью Шевченко Е.Н. в ГУ - РО ФСС РФ по КЧР 26 февраля 2014 года и 26 февраля 2015 года поданы заявления об оказании государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации Шевченко Н.Ю. - памперсами (подгузниками) N 6 в количестве, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида. В год ребенку положено 1095 (365 дней х 3 шт). Вместе с тем, ответчиком в 2014 году предоставлено 1089 памперсов. За период с 01 января 2015 года по 26 июня 2015 года ГУ - РО ФСС РФ по КЧР памперсы (подгузники) Шевченко Н.Ю. не выделялись. Задолженность составила за шесть месяцев 2015 год - 540 памперсов (180 дней х 3 шт). В нарушение Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезноортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, ГУ - РО ФСС РФ по КЧР ребенку- инвалиду по настоящее время не выдано направление на получение памперсов (подгузников). Отказ ГУ - РО ФСС РФ по КЧР истцу в предоставлении технических средств по мотиву несвоевременного поступления из федерального бюджета соответствующих субвенций на данные цели, а также признании несостоявшимися электронных аукционов на закупку памперсов не может быть признан обоснованным, поскольку эти обстоятельства не имеют правового значения для исполнения государственных гарантий соблюдения права ребенка - инвалида на обеспечение техническими средствами в целях реабилитации. Просит суд обязать ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обеспечить ребенка - инвалида Шевченко Н.Ю. техническими средствами - памперсами в количестве 546 штук; обязать ГУ - РО ФСС РФ по КЧР организовать постоянное обеспечение ребенка инвалида Шевченко Н.Ю. техническими средствами - памперсами в количестве, предусмотренном индивидуальной программой о реабилитации ребенка - инвалида, до совершеннолетия.
В дальнейшем прокурор Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказался от исковых требований в части обязания ответчика обеспечить ребенка техническими средствами реабилитации - памперсами (подгузниками) в количестве 546 штук.
Определением Черкесского городского суда Карачаево-черкесской Республики от 10 ноября 2015 года был принят отказ прокурора Карачаево-Черкесской Республики от части заявленных требований об обязании ответчика обеспечить ребенка - инвалида техническими средствами реабилитации - памперсами в количестве 546 штук и производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части прокурор Карачаево-Черкесской Республики поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Истец Шевченко Е.Н. - законный представитель Шевченко Н.Ю. извещенная о дате и времени судебного разбирательства надлежащим судебным извещением, в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской федерации, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившегося истца Шевченко Е.Н.
Представитель ответчика ГУ - РО ФСС РФ по КЧР Байрамукова М.Р., представила в суд письменные возражения на исковое заявление, при этом пояснила, что 21 июня 2015 года Шевченко были выданы памперсы (подгузники), затем в июне и в сентябре. Законом предусмотрено, что ГУ - РО ФСС РФ по КЧР должен обеспечивать ребенка - инвалида тремя памперсами (подгузниками), в день, но периодичность и объем выдачи нигде не указан. Полагает, что ГУ - РО ФСС РФ по КЧР в настоящее время ничего не нарушал, в связи с чем просила в удовлетворении требований отказать.
Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 ноября 2015 года исковые требования прокурора Карачаево-Черкесской Республики были удовлетворены. Суд обязал ГУ - РО ФСС РФ по КЧР организовать надлежащее и своевременное обеспечение ребенка-инвалида Шевченко Н.Ю. техническими средствами - памперсами исходя из расчета 3 штуки в сутки, то есть в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида, до его совершеннолетия.
Не согласившись с указанным решением ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. При этом указано, что суд первой инстанции допустил неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права. Полагает, что заявление о предоставлении технических средств либо заявление о выплате компенсации его стоимости подается инвалидом (его представителем) ежегодно, а иногда несколько раз в год. Ни суд, никто другой не может знать заявление какого характера (о предоставлении технических средств или компенсации их стоимости) будет подано инвалидом, когда оно будет подано и будет ли подано вообще в течение каждого календарного года. Кроме того, понятие "памперсы" отсутствуют в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2347 - р. Суд не указал, какие действия ответчика и какие сроки их выполнения подразумеваются под указанным в резолютивной части решений выражением. Также, из резолютивной части решения суда не ясно, должен ли ГУ - РО ФСС РФ по КЧР принять на себя функции организации (поставщика), обеспечивающей техническими средствами инвалидов, отобранной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях Шевченко Е.Н. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав в судебном заседании представителя ответчика ГУ - РО ФСС РФ по КЧР - Байрамукову М.Р., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Псху А.Р., считающую решение соответствующим закону, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, Шевченко Н.Ю., 28 мая 2003 года рождения, является ребенком - инвалидом. Согласно справки ФГУ "ГБ МСЭ по КЧР" серия МСЭ - 2007 N 0013311 Шевченко Н.Ю. инвалидность "ребенок - инвалид" установлена до 18 лет, то есть до 28 мая 2021 года.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида, выданной ФГУ "ГБ МСЭ по КЧР", определена необходимость в обеспечении Шевченко Н.Ю. техническими средствами реабилитации в виде памперсов (подгузников) m.t. - 20 кг, в количестве 3 штук ежедневно.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в качестве технического средства реабилитации включены абсорбирующее белье и подгузники (пункт 22).
Согласно Правилам обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4). Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организации, в которые выдано направление) (п. 5).
Суд первой инстанции установили материалами дела подтверждается, что Шевченко Н.Ю. имеет право на получение технических средств - памперсов (абсорбирующего белья и подгузников), входящих в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Однако в течение второго квартала 2015 года на основании заявления от 26 февраля 2015 года Шевченко Н.Ю. памперсы (подгузники) не предоставлялись.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на ГУ - РО ФСС РФ по КЧР обязанности обеспечить Шевченко Н.Ю. техническими средствами реабилитации.
Довод жалобы о том, что судом проигнорирован факт наличия заявительного характера правоотношений между сторонами спора, являются несостоятельными. Так, индивидуальной программой реабилитации ребенка - инвалида от 09 октября 2011 года (л.д. N ... ) Шевченко Н.Ю., 28 мая 2003 года рождения, определено, что он нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации в виде памперсов, абсорбирующего белья 3 шт., m.t. - 20 кг. с 09 октября 2008 года и срок установлен до его совершеннолетия, то есть до 18 лет.
Кроме того, установлено, со стороны ответчика нерегулярное обеспечение инвалида Шевченко Н.Ю. средствами реабилитации.
Таким образом, судебная коллегия, принимая во внимание, что длительное не обеспечение ребенка - инвалида Шевченко Н.Ю. техническими средствами реабилитации - памперсами осложняет уход за ним, а также лишает его возможности находиться в более комфортных условиях, в связи с чем приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Ссылки в жалобе на то, что в Федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденном Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347 0 р, в качестве технического средства реабилитации отсутствует указание "памперсы", не имеет юридического значения, поскольку слова памперсы и подгузники являются родовым понятием.
Ссылки ответчика о том, что действующим законодательством обеспечение инвалидов техническим средствами реабилитации поставлено в зависимость от наличия денежных средств в федеральном бюджете, а также ссылки на недостаточность финансирования из федерального бюджета отклоняются как не основанные на нормах права. Государство, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняло на себя обязанность по их исполнению. Реализация социальных прав инвалидов не может быть поставлена в зависимость от финансирования ГУ - РО ФСС РФ по КЧР из федерального бюджета на указанные цели или его отсутствия.
Также не состоятельны доводы представителя ответчика о том, что возможность выдачи расходных средств реабилитации памперсов (подгузников) за прошлый период действующим законодательством не предусмотрена, Шевченко Н.Ю. в случае самостоятельного приобретения технических средств реабилитации вправе обратиться за получением компенсации понесенных расходов, несостоятельны. Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложена на ответчика за счет средств федерального бюджета. Ненадлежащее исполнение обязательства ответчиком не прекращает неисполненное обязательство (глава 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.